взлом

Проблемы развития диаконии1

Сегодня церковные усилия должны быть правильно организованы… Церковь сегодня призвана организовать помощь, — ибо у нее у самой средств очень мало, — помощь тем, кто в этом нуждается; призвана стать надежным, честным распределителем национальных богатств от богатых бедным2

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

И.В. Астэр

4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был принят ряд важных документов «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», «Общественная деятельность православных христиан». В данных документах подчеркивается «необходимость активизации работы по введению на приходах Русской Православной Церкви штатных оплачиваемых должностей педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью»3, подробно рассматривается структура организации церковной социальной работы, дается описание должностных обязанностей и основных профессиональных компетенций  специалистов и др.

Безусловно, данное управленческое решение – знаковый шаг в направлении развития социально-ориентированной деятельности Церкви, оптимизирующий процесс оказания помощи сиротам, подросткам из группы риска, пожилым людям, инвалидам и другим социально-незащищенным слоям населения современной России. Началась целенаправленная конкретная работа по организации системы церковных учреждений, занимающихся социальной работой с населением, хотя отдельные ее элементы, безусловно, имелись и в прошлом.

Однако, как сказано в документе «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» относительно организации приходской социальной работы и введения штатной должности социального работника, «учитывая неизбежные трудности в осуществлении этого решения, на первом этапе эти должности следует вводить в крупных городских приходах… и благочиниях». С какими же «трудностями» могут столкнуться православные социальные службы при организации диаконии на территориальном уровне?

К числу основных проблем в организации диаконии на современном этапе можно отнести:

- малая разработанность теоретико-методологических основ приходской социальной работы, отечественных подходов и технологий социального служения;

- слабая координация социальной деятельности церковных организаций, разобщенность церковных структур в деле социального служения, нескоординированы цели и задачи разных уровней, ресурсов, форм и методов деятельности;

-  отсутствие планирования при определении целей социальной деятельности, средств и методов для реализации этих целей; не разработан организационный механизм распределения и закрепления функций с помощью регламентов - положений о подразделениях и должностных инструкциях (в настоящее время они находятся в процессе разработки);

- далеко не все православные поддерживают идею социального служения, вследствие чего в целом ряде приходов наблюдается крайне низкий уровень мотивации активности мирян, экономического и морального стимулирования;

-  отсутствие в РПЦ необходимого количества квалифицированных специалистов в области социальной работы; нет системы качественной теоретической и практической подготовки социальных работников, работающих при приходах с различными категориями населения;

- ограниченное взаимодействие с государственными структурами, от которых зависит формирование и реализация социальной политики, общественными организациями и бизнес-структурами, способными помочь в социальной работе;

- недостаточное развитие коммуникаций и информационной поддержки социальной работы, как следствие – нет благотворителей и добровольцев;

- не ведется должный учет реальной нуждаемости социально незащищенных слоев населения;

- в существующих диаконических службах мало внимания уделяется контролю (количественной и качественной оценке результатов деятельности всех звеньев организации).

Помимо обозначенных проблем необходимо указать на то, что сегодня не только общественность, но и клирики по-разному (каждый на свой лад) понимают цели, формы и методы социальной работы, способы ее организации. С тем, чтобы не было подобных разночтений, современные церковные документы нуждаются, в том числе, в приведении в стандартизированную, традиционную форму, которая предполагает определенную структуру, последовательность информации: базовые понятия документа, его цели и задачи; перечень принципов; методология организации деятельности и др. Анализ содержания документа «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» смотрите в статье С.Г. Зубановой «Социальное служение Церкви в современных церковных документах и в научно-исторических работах светских  ученых».

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПРИХОДЕ

Отдел по церковной благотворительности и социальному служению был создан и получил статус юридического лица еще во времена существования Советского Союза, 31 января 1991 года. Это было время карточной системы, время «выживания» для абсолютного большинства населения России. Основная задача, которая тогда стояла перед Отделом — поддержать голодающее население, вдохнуть в них смысл жизни. Вот как рассказывает о становлении церковной социальной работы в постсоветский период нашей страны митрополит Сергий (Воронежский и Борисоглебский архипастырь): «Нам не хватало собственных кадров, поэтому мы прибегли к опыту Западных Церквей. Православные не сразу на это откликнулись, но очень хорошо откликнулись европейские лютеране, и мы им очень благодарны. Они провели ряд семинаров на территории Советского Союза, потом России, так что мы подготовили неплохие кадры не только здесь, в Москве, но и в епархиях. Основной задачей Отдела было развитие системы благотворительности в епархиях и привлечение средств, организация гуманитарной помощи… Первые шаги благотворительности в России — это приобретение навыков распределения гуманитарной помощи. Потом пошли наши собственные программы. В самом бедственном положении оказалась медицина: не было самого элементарного — бинтов, перевязочного материала. Сейчас получить помощь из-за рубежа почти невозможно — все требуют, чтобы она была оплачена. А в то время таможня была либеральной, и это нам позволило поддержать медицину в Москве и ряде других городов. С тех пор у нас очень хорошие отношения с Министерством здравоохранения России. Это первое министерство, с которым мы заключили договор о сотрудничестве, наша первая ласточка. Наше сотрудничество продолжается, но уже на ином уровне. Вслед за поставкой гуманитарной помощи, вслед за тем, что в больницах стали привыкать к появлению верующих людей, желающих помогать больным, начали открываться молитвенные комнаты, а потом — и больничные храмы…

Другим министерством, которое быстро откликнулось на наши проблемы, было Министерство труда, с которым мы очень активно работали, разработали много программ, предполагавших совместную помощь (с привлечением государственных денег) старикам и детям… помощь бедным людям тоже очень затратная. Слава Богу, что вкус к этой работе привился, остался, и теперь я не могу назвать епархию нашей Церкви, где бы в той или иной степени не велась работа по вопросам благотворительности. Но результаты этой работы зависят от того, насколько богаты епархии, насколько велико чувство долга у священника, я не говорю об архиерее — все они согласны этим заниматься, основная же работа идет на низовом, приходском уровне… Какие трудности есть еще у нашего Отдела? До сих пор нет специалистов, которые были бы обучены и имели практику социальной работы. Свято-Тихоновский Богословский институт в этом году провел второй выпуск специалистов по социальной работе. Но нужно трудоустроить их на приходы по специальности, которую они получили. Так как еще недостаточно стабильно финансовое положение нашей Церкви, принять специалиста, которого еще нужно обучать практическим навыкам каритативной работы, подчас трудно для священнослужителей, они чаще используют труд престарелых прихожанок и сами руководят этой работой… Большая проблема сейчас с беженцами. В свое время мы помогали государству решать эту проблему, потому что те люди, которые назначались в эту вновь созданную структуру, не имели никакого опыта. И было такое время, когда они пользовались нашим опытом, нашими наработками… В 90-х годах была замечательная практика: 2 — 3 процента каждый предприниматель мог тратить на благотворительные программы, и на этой основе получила широкое развитие наша деятельность. К сожалению, сейчас вся благотворительная деятельность в нашей стране подорвана безденежьем, потому что не только Церковь, но и все общественные организации не получают этих процентов… В 90-х годах работать было гораздо легче. Наши бизнесмены, которые только-только начинали что-то получать и у них еще не было шока от богатства, сами предлагали финансирование наших программ. Сейчас ситуация складывается таким образом, что кто-то за вечер в казино может потратить тысячу долларов, но если вы у него попросите хотя бы пятьсот на какую-то программу, то он вам не даст этих денег. Но я оптимист, дорогие братья и сестры. В благотворительной деятельности мы пришли к тому, что нас мало-помалу приняли. Каждый почувствовал вкус благотворительности, каждый понимает, что нужно помогать людям. Сейчас часто складываются такие обстоятельства, что кроме Церкви никто не поможет, никто не заметит, никто не накормит. Это дает залог для оптимистического настроя. Очень надеюсь, что кончится наша экономическая кабала и Россия воспрянет экономически, и это даст возможность Церкви направлять свои свободные деньги на благотворительность»4.

Вслед за митрополитом Сергием будем и мы оптимистами. Сегодня благотворительность – это не только раздача милостыни и пожертвования. Сегодня религиозные организации вправе создавать благотворительные фонды и некоммерческие автономные организации, организовывать благотворительные акции. Осуществление социальной диаконии Церкви происходит, в основном, через епархии, деятельность которых в данной сфере координируется Отделом по церковной благотворительности и социальному служению, в настоящее время возглавляемым епископом Орехово-Зуевским Пантелеймоном (Шатовым). Отдел стремится проводить не столько масштабную, сколько адресную социальную работу, помогая наиболее нуждающимся слоям населения (многодетным семьям, инвалидам, пожилым, сиротам, одиноким матерям) и желая «стать полноправным субъектом той социальной политики, которая могла бы изменить нынешнюю кризисную ситуацию»5.

Фактически во всех епархиях, в том числе, в новообразованных, созданы отделы по благотворительности и социальному служению, назначены ответственные за эту работу. Определены руководители различных направлений социальной работы на уровне благочиний. Появляются ответственные за осуществление церковной социальной работы и на уровне прихода. Обращаясь к руководителям социальных отделов епархий, Предстоятель Церкви призвал трудиться, «не покладая рук», быть сильными, мужественными, смиренными, исполнять «честно, не по принуждению, не из-за корыстных соображений, а по глубочайшим своим убеждениям то, к чему вы призваны», помнить, что «вы совершаете не десятое, не двадцатое дело в повестке дня Церкви, а одно из самых важных и первых дел»5.

«Самое главное дело» управленцев в области социального служения, по мнению Патриарха Кирилла, - «убеждать людей в необходимости подкреплять свои христианские убеждения добрыми делами, потому что без любви, по слову апостола, мы медь звенящая и кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1), побрякушка, пустота, яркий фантик, внутри которого ничего нет…»6.

Сегодня православные христиане несут в области организованной социальной работы следующие служения:

1) Координатор социальной деятельности — клирик или мирянин, являющийся штатным сотрудником церковного института, получающим зарплату. Занимается координацией диаконической деятельности, а также организацией социальных проектов. Епархиальный координатор в своей работе подотчетен епархиальному архиерею, координатор в рамках благочиния — благочинному, приходской координатор — настоятелю.

2) Штатный сотрудник церковного социального учреждения (детского дома, приюта, богадельни, благотворительной столовой и т.д.). Для него церковная социальная работа является основным родом профессиональной деятельности. Пастырское попечение о таком сотруднике – сфера ответственности духовников церковных социальных учреждений.

3) Сестра милосердия — член сестричества, то есть руководимого духовником объединения женщин, желающих в той или иной мере посвятить себя служению милосердия, обычно имеющего устав и специальный чин посвящения в сестры. Сестра милосердия может нести свое служение в свободное от основной (светской или церковной) работы время, или же находиться в штате церковного социального или медицинского учреждения. Обычно это служение носит характер регулярных долговременных обязанностей. Православные мужского пола также могут принимать участие в деятельности сестричеств.

4) Доброволец (волонтер) — человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в социальной церковной деятельности. Для выполнения добровольческой работы от волонтера, как правило, не требуется специальной квалификации, однако для некоторых видов церковно-социальной деятельности волонтеры проходят специальное обучение. Предпочтительно, чтобы поле добровольческой деятельности максимально отражало личные наклонности и способности волонтера.

5) Жертвователь — священнослужитель или мирянин, материально участвующий в обеспечении церковного социального служения. На пожертвования создается материальная основа для обеспечения систематической социальной деятельности. Пожертвования могут быть как крупными, так и небольшими, регулярными или разовыми.

6) Член попечительского совета при социальном учреждении (церковных, государственных и иных) — лицо, оказывающее помощь в работе социального учреждения на основе взятых на себя обязательств, в том числе посредством наблюдения за условиями жизни подопечных.

Поскольку в осуществлении своего социального служения Церковь имеет возможность тесно сотрудничать с государством, а государственные социальные учреждения часто становятся объектами церковной помощи, к делу социального служения Церкви могут привлекаться сотрудники государственных социальных и медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, педагоги, воспитатели, обслуживающий персонал интернатов, социальные работники и т.д.), в том числе пока не являющиеся активными членами Церкви. Важно, чтобы клирики, вдохновляющие социальную работу, оказывали особое пастырское внимание сотрудникам государственных учреждений, зачастую особо нуждающимся в духовной помощи7

Наличие соответствующего кадрового обеспечения, отвечающего установленным нормам по уровню образования, позволяет православной социальной службе наметить организационную структуру, регламентировать деятельность организации и отдельных специалистов посредством разработки типовых уставов, положений о структурных подразделениях и должностных инструкций. Затем – получить лицензию на ведение определенной социальной деятельности.

В связи с тем, что из федерального и регионального бюджетов выделяются специальные средства, направленные на поддержание интересных проектов НКО, становится выгодно создавать организации и официально получать субсидии и пожертвования.

Но еще до прохождения лицензирования важно оценить свои ресурсы (человеческие, материально-технические, финансовые, информационные) и наметить цели и задачи диаконии. Определение целей православной социальной службы во многом зависит от ее местонахождения. Так, в сельских районах диакония скорее носит общий характер, т.е. один и тот же социальный работник вынужден заниматься решением целого спектра социальных проблем местного населения. Причем социальное служение может стать тем общим делом, которое сплотит односельчан и, возможно даже привлечет в храм из других районов. В городе же тщательно планируется организация социальных услуг в соответствии с имеющимися у прихожан проблемами: кто-то в большей степени занимается социальной работой с детьми, другие – проблемами алкоголизма, третьи – ориентируются на работу с инвалидами, пожилыми и т.д. Но работая с определенной категорией населения, не нужно забывать о других людях. Не должно быть жесткой дифференциации приходов. Приход - это общность, в деятельности которой на основе христианских ценностей объединяются благотворители, молодежь, нищие, священнослужители.

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Прежде всего, социальным работникам непременно нужно выяснить потребности и проблемы людей, проживающих на их территории, а также степень востребованности тех или иных услуг. Затем – решать поставленные задачи и моделировать процесс предоставления специализированных услуг8. При этом важно учитывать специфику деятельности государственных социальных учреждений на данной территории и знать их возможные потребности с тем, чтобы грамотно координировать разноплановую социальную работу на местном уровне, выбрать свою сферу приложения сил, определить будут ли предоставляемые услуги бесплатными или платными. Как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, «если приход, не по нерадению духовенства, а по своему реальному состоянию не может осуществлять тот или иной вид деятельности, то начать следует с развития той области, которая лучше всего получается на приходе, постепенно подключаясь к другим видам работы»9.

 В соответствии с целями и задачами диаконии выбирается организационно-правовая форма, наиболее удобная для деятельности социальной службы. Так, православный приход не имеет статуса благотворительной организации, но может таковую создать, что позволит реализовывать собственные благотворительные программы, получать от государства финансирование для реализации социально значимых инициатив, пользоваться льготами по налогообложению как для самой благотворительной организации, так и для ее спонсоров, иметь пониженные тарифы на коммунальные услуги и арендную плату.


Финансирование социальных служб и проектов

Для большинства современных православных организаций характерно многоканальное финансирование, основными источниками формирования дохода являются:

1. Добровольные взносы и пожертвования. По законодательству спонсор, жертвуя деньги на благотворительность, уменьшает свою налогооблагаемую базу на сумму пожертвования (но не более 3% от прибыли). Это один из основных источников дохода со времен Древней Руси. Были, к примеру, великокняжские дары. И в более поздние столетия казна пополнялась, в первую очередь, пожертвованиями – личными вкладами богатых дарителей или «кружечными сборами» богомольцев. В настоящее время добровольные взносы и пожертвования не столь уж распространенное явление. Если в имперской России люди жертвовали от ве­ры, то сейчас – от неверия. Поэтому и суммы значительно меньше. Сейчас о вели­чине пожертвования судят по сумме, которую дал благотворитель, а раньше судили о сумме пожертвования по тому, сколько у благотворителя осталось после дара. Как отметил Предстоятель Церкви, «дела милосердия, которые мы призваны совершить в своей жизни, ― это не сверхдолжные дела, это не те дела, которые следует совершать по остаточному принципу, когда все уже есть. Когда всего много, становится уж совсем неудобно, — надо хоть что-то от своего немножечко отщипнуть, самую малость, и кому-то дать. Но дела милосердия совершаются не так. Недаром две лепты вдовицы были в очах Божиих более приемлемы и более значимы, чем многие средства, отпускаемые людьми от их богатств. Лишь тогда, когда мы совершаем дела милосердия не от жира, не от излишества, но с сознанием того, что дела милосердия — это важная часть нашей жизни, вне зависимости от того, являемся ли мы богатыми или бедными, — вот тогда эти дела милосердия и делают нашу веру живой, ибо вера, по слову апостола, мертва есть без добрых дел (см. Иак. 2:17)»10.

2.     Средства из государственного бюджета. Средства на счета православных организаций поступают на сегодняшний день бессистемно. Их получение, как правило, зависит от личной договоренности священнослужителя с представителями органов государственной власти.

3. Целевые поступления. На осуществление отдельных проектов и мероприятий (например, издательство литературы) выделяются целевые поступления, в первую очередь, через благотворительные фонды. Дополнительные средства РПЦ получает со стороны зарубежных христианских организаций.

4. Реализация товаров и услуг. Выручка от реализации товаров и услуг занимает весьма значительное место в составе доходов современных православных хозяйств. Так, приход реализует богослужебную утварь, литературу, предметы культа, исполняет требы, оказывает услуги в образовательной, медицинской, туристической сферах и др. К примеру, религиозные организации могут организовывать паломнические туры в соответствии с ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» на основании полученной лицензии (ст. 5 указанного закона).

5.     Доходы, получаемые от собственности. Включают поступления от сдачи в аренду помещений, земельных участков и т.д.

6.     Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. Современные православные организации нечасто занимаются фондовыми операциями на отечественном рынке, во-первых, поскольку не имеют собственных квалифицированных специалистов, во-вторых, ограничены в финансовых ресурсах, необходимых для операций с ценными бумагами.

7.     Взносы участников организации. Возможны и безналичные взносы. Например, пожертвование продуктов «на канон».

Отличным подспорьем церковных организаций, занимающихся социальным служением, может стать собственная хозяйственно-производительная деятельность. Посредством участия в хозяйственных обществах и товариществах, обладающих общей правоспособностью, религиозная организация может получать прибыль, занимаясь любыми видами деятельности, не запрещенными законом. Формой хозяйственного общества, участниками которого являются православные организации, чаще всего становится общество с ограниченной ответственностью.

РПЦ рекомендует следующие виды деятельности: сельскохозяйственное производство различного рода, в том числе полеводство, огородничество, садоводство, животноводство, птицеводство, пчеловодство и рыбоводство. Полученную продукцию в натуральном и переработанном виде субъект предпринимательской деятельности может направлять на нужды религиозных организаций, на благотворительную помощь и на реализацию; заготовка и переработка древесины, изготовление строительных материалов и деталей, столярных изделий, предметов убранства, церковной утвари и оборудования церковных зданий и сооружений; швейное производство изделий церковного и общего назначения; заготовка и переработка лекарственных и других полезных для употребления и использования трав, растений и плодов; обработка кожевенного сырья, изготовление кожаных и меховых изделий; литье колоколов, кузнечное и гончарное производство; торговая деятельность:  создание предприятий торговли для реализации продукции собственного производства и товаров, получаемых на договорных условиях (за исключением спиртных напитков и табачных изделий), иная торговая деятельность. При определении   ассортимента   и   поставщиков   товаров,    а   также   рекламы принимается во внимание факт осуществления данной деятельности религиозной организацией через создание соответствующего хозяйственного общества; хлебопечение, изготовление хлебобулочных изделий, мукомольное производство; издательская деятельность (православная религиозная, историческая литература, справочники, календари и др.); строительные и реставрационные работы, транспортные услуги; деятельность в сфере культуры и искусства; иные виды производственно-хозяйственной деятельности, отвечающие целям, предусмотренным Уставом, не запрещенные законодательством Российской Федерации, а также не противоречащие правилам и традициям Русской Православной Церкви11.

Таким образом, если религиозная организация имеет собственное производство или занимается предпринимательской деятельностью, то финансовые вопросы решаются достаточно просто. Использование современной техники, грамотное ведение хозяйства и знания основ экономики будут давать стабильный доход, которого хватит на осуществление социальных проектов. Это позволит быть независимыми от «спонсоров», имущественные взносы и пожертвования которых не всегда являются бескорыстными. Зачастую в обмен на передаваемые средства жертвователи приобретают прямые выгоды, к примеру, создание привлекательного имиджа.

Диаконическое  предприятие  в процессе  производства  объединяет  богословские  и  экономические аспекты.  Социальные  услуги  обретают  богословский  смысл  в  том случае,  если  они  дают  человеку  опыт  духовной  жизни  в  общине.

 Согласно  западной  концепции  социального служения  реципиенты  диаконических услуг  нуждаются  не  просто  в  услугах,  а  в  полной  системе производства услуг. Иначе  говоря,  в  свете  евангельского благовестия ставится  задача  не  однократно  одеть  и  накормить  нуждающегося,  а решить  проблемы  и  нужды  человека  в  комплексе,  изменить  жизнь человека  путем  его  воцерковления. 

На  таком  предприятии  социальные  действия  инициируются посредством переноса христианского  социального  способа поведения на  организацию  в  целом. В таком случае будет неизбежен конфликт между богословским  смыслом  и  организационной  действительностью предприятия. Предстоит выработать методику для снятия этого противоречия.

Прежде всего, приходским социальным работникам, настоятелям храмов и руководителям церковных социальных инициатив необходимо привлекать к служению ближним молодежь как наиболее инициативную и творческую социальную  группу, способную компенсировать недостаток знаний и умений милосердием и желанием помочь. При этом, однако, нельзя рассматривать молодежь только как средство реализации своих планов. Для того, чтобы молодежь из пассивного субъекта диаконии превратилась в активный, первоначально на приходе надо организовать молодежное служение, и только потом – социальное. Чтобы через 15-20 лет молодежь не была оторвана от веры, надо сегодня, а не завтра обратить на нее внимание, о чем весьма вразумительно сообщил Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении перед собранием Калининградской епархии: «Можно, конечно, ничего не делать. Можно жить, как мы с вами всегда жили — в субботу вечером послужили, и то не во всех приходах; в воскресенье Литургию послужили, затем молебны, панихиды, требы… В лучшем случае проповедь сказали, подготовившись к ней, а в худшем случае — и не готовились, сказали что-то от ветра главы своея, а то и вовсе ничего не сказали, убедив себя: «я так устал, что уж какая тут проповедь». Еще, может быть, занятия с группами детей — человек по семь-восемь, да и то нерегулярно».

Далее, как полагают участники I съезда глав социальных отделов епархий и сестричеств Русской Православной Церкви, рекомендуется «привлекать к церковному социальному служению… людей нецерковных, но искренне желающих помочь»12. «Православный христианин может участвовать в общественной деятельности во всем ее современном многообразии, в том числе совместно с людьми других убеждений, сообразуясь со своей христианской совестью»13.

Православные каритативные инициативы должны отвечать следующим характеристикам:  долговременность  реализуемых  в  них  программ; их многоплановость,  несмотря  на  специализацию  в  одном-двух направлениях;  финансовую    устойчивость; отработанную  систему управления, выстроенную в единую систему.

При каждом отделении создается телефонная справочная служба по вопросам церковной социальной деятельности, в которую могли бы обращаться граждане, а также участники церковной социальной работы, столкнувшиеся с методическими или практическими проблемами. Можно использовать и новые информационные технологии, например, создать сайт в Интернете, чтобы посетители знали о текущей деятельности организации, предстоящих мероприятиях, возникающих проблемах и т.д. Важно, чтобы деятельность социальных служб была информационно доступна всем нуждающимся в ней, не нарушала права граждан, помогать которым она призвана. Отсутствие доступной информации о реализуемых Церковью социальных проектах приводит к отсутствию благотворителей и добровольцев. Спонсоры должны знать о результатах своих материальных вложений, тогда станет возможной регулярная, а не эпизодическая материальная поддержка какого-либо проекта. Также и добровольцы. Есть люди, готовые сослужить хорошую службу, но не ведают где и как.

В каждый городской храм приходят люди, чтобы попросить о помощи. Даже у  неверующих людей почти на уровне инстинкта заложено убеждение: храм — это такое место, где должны помочь, где не могут отказать попавшим в беду. И они совершенно правы. Если чиновник может сказать: «Это вне зоны моих обязанностей», если родные могут отвернуться: «Ты сам во всем виноват», то для христианина это совершенно невозможные слова.

Социальное служение всегда возможно, если помнить о цели службы: через нашу любовь к пришедшему человеку показать ему радость другой жизни — жизни с Богом. Встречается мнение, что основная проблема социального служения Церкви – проблема материальная. На самом деле этот вопрос, в первую очередь, нравственный и духовный, и решать его надо в соответствии с нормами нравственности и концепцией христианства. Подробнее об опыте создания приходской социальной службы смотрите книгу И.В. Соловьевой «В храм пришел проситель».

Бывает, что за помощью обращаются верующие. Про такие случаи апостол Павел сказал: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1-е Тим. 5,8). Социальное служение помогает создать внутри прихода по-настоящему братские отношения, укрепить единство и взаимную любовь14. Христианин, не имея возможности сам помочь, должен найти того, кто способен, — говорит свт. Тихон Задонский15. Он же говорит, что христианин не может быть без веры, вера без любви, а любовь без милосердия, потому что «любовь не токмо над братом своим единоверным, но и над неверным и врагом своим милосердствует, и не может не благотворить всякому, кого ни видит требующим благотворения».

Поэтому не реклама конфессиональных добродетелей, не стремление к самоутверждению, но евангельский принцип: «И все, что вы делаете, делайте от души, как для Бога, а не для человеков» (Кол. 3:23) – должен быть мотивом православного милосердия.

 

 PR ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ16

Зальцман Т.В.

Несмотря на значительное количество проектов17, реализуемых в православной среде, социальная деятельность РПЦ не так широко известна обществу. Казалось бы, интерес граждан к НКО растет, волонтерское движение развивается, но по-прежнему остро стоит проблема доверия к общественным организациям. В России доверяют деятельности НКО не более 40% граждан. По данным опроса Левада-центр в 2011 году менее 1% участников опроса считают, что на общественные организации можно рассчитывать в решении своих проблем. По данным экспертов столь низкая степень доверия к НКО связана с тем, что деятельность многих НКО неизвестна и поэтому не очень понятна большинству людей18.

Наблюдается недостаток достоверной информации о том, какие именно социальные проблемы пытаются решить православные НКО или социальные службы на приходах и в епархиях. Практически не известно о том, кто именно реализует социальные проекты: какой профессиональный уровень сотрудников, их возраст, пол, мотивация, условия работы и т.д. Не так много православных людей, занимающихся социальным служением (возглавляющие какой-либо отдел, проект, службу или организацию), известны среди светских специалистов по социальной работе или просто в обществе.

Православная Церковь все еще находится в поиске своей идентичности в социальной сфере. Здесь до сих пор сказываются последствия советского периода, когда были утрачены важные традиционные ценностные ориентиры, на основе которых строилось социальное служение всей Церкви в целом, или в частности, епархии, прихода, каждого отдельного человека, считающего себя православным.

Православным социально ориентированным организациям  пока только предстоит занять свое место среди других социально ориентированных организаций, определить свою аутентичность. Однако это возможно лишь в процессе большой внутренней работы всего сообщества.

На сегодняшний день наблюдается еще и разобщенность между регионами, что свойственно и другим сферам жизни российского общества. Крайне сложно информация о социально полезной деятельности в одном регионе поступает в другой регион, успешные начинания одной епархии становятся известными в другой.

Одна из причин такой ситуации заключается в том, что в церковной среде негативно относится к самому понятию «пиар».

Вопрос информационного освещения внутренней жизни Церкви, разъяснения позиции Церкви по многим насущным вопросам жизни общества продолжает оставаться очень болезненным. Эта  тема с некоторой регулярностью становиться предметом публичных дискуссий.

Так, например, в работе круглого стола, прошедшего в рамках XII международного фестиваля «Радонеж» приняли участие как представители Церкви — глава пресс-службы Московской патриархии о. Владимир Вигилянский и руководитель службы коммуникации ОВЦС МП о. Михаил Прокопенко, так и медийных кругов — Борис Еремин, главный редактор журнала «Советник», Александр Акулов, генеральный директор фестиваля «Покров» (Киев), Гюзелла Николайшвили, руководитель интернет-проекта «Социальная реклама» и Игорь Писарский, председатель правления Коммуникационной группы «Р.И.М. Портер Новелли».

Прозвучали диаметрально противоположные мнения на пиар деятельность. Один из участников говорил о необходимости профилактического пиара, для предупреждения появления слухов и неправильной информации. О. Владимир Вигилянский заявил, что «Церковь и Слово Божие не нуждаются в рекламе вообще». По его словам, «кто хочет, тот услышит», Церкви важно лишь иметь «возможность информировать общество», не подвергаясь нападкам, «вранью и черному пиару». Представитель ОВЦС МП, о.Михаил убежден, что «одного только информирования людей недостаточно».

Александр Акулов согласен с о.Михаилом и тоже считает, что «одних новостей мало», необходимо «научиться представлять наши ценности, которые заведомо сильнее»19.

29 октября 2012 года на V фестивале православных СМИ «Вера и слово» эти вопросы обсуждались на круглом столе «Религия в СМИ. Между пиаром и журналистикой».Один молодой священник из Дагестана поставил вопрос о светском в православных СМИ. Он сформулировал это следующим образом: «Зачем писать, что Федор Емельяненко построил храм, если добрые дела надо делать тайно. Тем самым православные СМИ похищают венец в Царстве небесном у известного бойца без правил»20.

Подобное мнение высказывается практически всегда при размышлении о необходимости информировать о церковной социальной деятельности. Как представляется, это в большей степени все же касается индивидуальной благотворительности. Излишняя пиар-деятельность в отношении собственной личности провоцирует развитие тщеславия и гордыни. Однако деятельность некоммерческих организаций нуждается в популяризации, т.к. в настоящее время информации о деятельности НКО в том или ином регионе, в той или иной сфере деятельности явно недостаточно. Владыка Пантелеимон, Епископ Орехово-Зуевский, руководитель Синодального отдела по церковной социальной деятельности и социальному служению, называет это одной из особенностей православного социального служения: «Господь заповедал дела милосердия делать в тайне, если мы будем об этом слишком много говорить, говорить больше, чем делаем, то нас Господь осудит как лицемеров. На самом деле сердца людей располагаются не пиаром, а подвигом других. О мучениках у нас в стране никому не было долго известно, скрывалось это, замалчивалось. Но именно они, мученики помогли тому, что наша церковь стала свободной. Именно их кровь, их подвиг, невидимый для нас, он преклонил помощь Божью на нашу страну. Некоторые говорят – людей не хватает, как бы их привлекать. Да не надо никого привлекать. Тихо спокойно делать свое дело, заниматься не собиранием людей, не собиранием денег, а деланием добра»21.

Патриарх Кирилл также выступает против любых искусственных способов, которые формировали бы привлекательный образ Церкви. А за то, чтобы христиане делали больше добрых дел, и, конечно, в условиях информационного общества нужно говорить об этих добрых делах. Здесь Патриарх видит противоречие сложившейся ситуации: в идеале нужно и говорить как можно меньше, но общество требует информации. А если вакуум, если нет информации, то этот вакуум заполняется негативом22.

Таким образом, несмотря на православную традицию умалчивать о своих добрых делах, чем, по сути, и является социальная деятельность, необходимо аккуратно развивать так называемый социальный PR - деятельность, направленную на формирование, поддержку и развитие позитивных  отношений, позитивных моделей поведения в обществе и т.д.

Развитие информации о церковной социальной деятельности может идти в двух направлениях:

- для Церкви важно формировать благоприятное отношения к себе со стороны общественности посредством распространения разъяснительного материала о своей социальной деятельности, но что важно, в интересах общественности.

- для общественности важно знать о социальных проектах РПЦ – для того, чтобы понимать решаются ли какие-нибудь социальные проблемы, можно ли обращаться за помощью в православные организации, какую именно помощь в этих организациях можно получить и кто может эту помощь получить.

Социальный PR должен нести положительный заряд, что позволяет надеяться на развитие в будущем. Этому доверию способствует стиль PR деятельности: неагрессивный, выдержанный серьезный, спокойный, смиренный, не допускающий не то что лжи, но даже и неточности.

PR деятельность может помочь православной социально ориентированной организации донести нужную информацию до социума и получить вотум доверия для развития своей деятельности. Приведем лишь несколько примеров такого информирования.

В настоящее время в Интернете представлено несколько информационных ресурсов для НКО, однако их количество не отвечает существующим потребностям в качественной и оперативной информации.

К таким сайтам можно отнести Агентство социальной информации (http://www.asi.org.ru), Портал НКО / Информация для НКО и о НКО. Все, что требуется НКО для успешной работы (http://www.portal-nko.ru),  Виртуальный ресурсный центр для НКО (http://www.trainet.org), НКО. Законы развития. (http://www.nkozakon.ru), Фонд развития некоммерческих организаций «Школа НКО» - профессиональная поддержка гражданских инициатив (http://www.ngoschool.ru/index), ЦРНО /Центр развития некоммерческих организаций - негосударственный ресурсный центр для некоммерческих организаций (НКО) Северо-Западного региона (http://www.crno.ru/about).

Особо следует выделить православный сайт «Милосердие.ру» (www.miloserdie.ru). Учредителями этого ресурса является Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви и Комиссия по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы. «Милосердие.ру» - это современный информационный ресурс о благотворительности, социальной деятельности и социальном служении. Данный ресурс отличается от других тем, что аккумулирует информацию именно о различных аспектах социально ориентированной деятельности в нашей стране и за рубежом. Материалы сайта содержат аналитическую, историческую, методическую, новостную информацию. Каждый день на сайте бывает не менее 6 000 человек из 79 регионов и 125 стран дальнего и ближнего зарубежья. По данным рейтинга Openstat сайт «Милосердие.ру» занимает первое место среди сайтов социальной направленности.

Еще одна проблема - нет качественных и широко представленных периодических изданий, освещающих диаконию.

Среди существующих можно выделить журнал «Нескучный сад», «Филантроп», «Вестник благотворительности», «Русский репортер». Отдельно стоит упомянуть непрофильные православные журналы, которые на своих страницах поднимают социальные вопросы: «Фома», «Виноград», «Наследник».

В тоже время потребность в периодических изданиях достаточно высока. В качественной периодике, освещающей социальную проблематику, особенно заинтересован профессиональный сектор (социальные работники разного уровня) и жители отдаленных регионов нашей страны, где чувствуется недостаток информации. Также важно отметить, что информация на бумажных носителях, несмотря на то, что уступает в скорости распространения по отношению к интернету, запоминается и сохраняется значительно дольше.

Есть еще один важный аспект взаимодействия НКО и СМИ. Большинство представителей православных социально ориентированных организаций сегодня не имеет базового профессионального социального образования. Им приходится учиться уже в процессе работы. Опыт работы в социальной сфере и анализ профессионального развития многих социальных работников говорит о том, что горячее желание помогать без одновременного повышения профессиональной компетенции приводит к тому, что люди быстро бросают работу в этой области или переживают серьезные внутренние проблемы, синдром эмоционального выгорания. Конечно, информация в СМИ не может заменить базового профессионального образования или курсов переподготовки, семинаров, но все же, в некоторой степени, способствует профессионализации «третьего» сектора.

В настоящее время ситуация такова, что от того, насколько быстро представители НКО смогут получать качественную, своевременную, объективную информацию будет зависеть качественное и количественное развитие сектора некоммерческих организаций.

Из СМИ представители НКО могут почерпнуть положительный опыт уже действующих успешных НКО, информацию о различных методиках и технологиях, психологических особенностях добровольцев и сотрудников организаций, особенностях управления некоммерческой организацией, особенностях ведения бухгалтерией.

Получение новой информации должно способствовать привлечению в некоммерческие организации молодых специалистов, новых технологий работы, которые смогут решать возникающие проблемы максимально эффективно, помогут планированию работы на перспективу, но не в ущерб своей репутации и сохранению духа православной организации.

Следующая проблема - сегодня практически нет православных специалистов по связям с общественностью. Пока данная сфера тесно переплетена с журналистикой, но это два разных направления.

Специалист по связям с общественностью религиозной социально ориентированной организации может работать над тем, чтобы:

  • Формулировать и способствовать распространению позитивных идей, которые реализует непосредственно сама организация;
  • В обществе адекватно воспринимали основную задачу организации;
  • Найти способы информирования людей о социальной деятельности религиозной НКО;
  • Создавать условия для привлечения материальных и человеческих ресурсов для реализации социальной деятельности.

В первую очередь, необходимо наладить взаимодействие со СМИ, причем это должны быть не только церковные издания, но и светские СМИ, с которыми партнерство даже более важно, чем с внутрицерковными изданиями. Информация, размещенная в светских СМИ, способствует информированию общественности – т.е. основного большинства, того большинства, которое так мало знает о Церкви. Важно в самом издании найти журналиста, которому была бы интересна социальная тематика, и этот журналист должен быть знаком с общецерковной тематикой.

К сожалению, таких журналистов в светских СМИ крайне мало (см. Церковь и мир от 3.08.2013 файл http://vk.com/feed?z=video37237736_165805847%2Fbaabe94e1c2fb69c75 с 3.30)

Если в издании такого человека нет, можно предлагать собственные тексты для публикации. В этом случае, нагрузка на специалиста по пиар деятельности возрастает, но зато публикации будет именно такими, какие требуются социальной организации.

Кроме этого, православная организация для популяризации своей социальной деятельности может использовать следующие формы работы:

  • проведение публичных благотворительных акций (в качестве примера можно привести ежегодную организацию праздника «Белый цветок»)
  • организация семинаров и конференций, «круглых столов» (например, несколько лет в рамках Рождественских чтений (секция диак образования) проводятся около 10 круглых столов или секций по социальной тематике).

Правильно организованная рекламная деятельность может помочь решить проблему сбора средств. Дело доходит до того, что на приходе, где действует социальная служба или реализуется социальный проект, большинство прихожан не знают о такой  деятельности и, соответственно, не могут принять в ней участие23.

Однако все публичные действия, направленные на популяризацию социальной церковной деятельности, лучше совершать осторожно, чтобы не получить обратный эффект, чтобы не оттолкнуть людей от Церкви, чтобы внешняя деятельность не стала подменой внутренней жизни, чтобы не изменилась мотивация у людей, занимающихся социальным служением, т.к. успех организации может привлечь в ее ряды совсем других людей – таких, для которых будет важно не дело, а восприятие этого дела другими. Одним словом, излишне успешная публичная деятельность может действовать как раковая клетка: незаметно изменять сущность религиозной организации, что, в свою очередь, повлечет за собой и подмену социального служения.

Тем не менее, деятельность диаконических служб должна быть прозрачна для контроля в плане содержания и методов работы. Если деятельность социально ориентированной организации прозрачна, понятна людям, то у такой организации будут появляться и добровольные помощники, и благотворители. В такую организацию не будут бояться обращаться за помощью, о ней не будут распространять неправильную информацию.

 Контроль качества (степень профессиональной компетентности работников, наличие опыта, навыков, профессионального образования, материальное обеспечение выполняемых работ), в свою очередь, должен охватывать все стадии процесса оказания услуг, поэтому необходимо четко определить систему требований, которой соответствуют услуги, и регулярно проводить мониторинг населения, оценивая качество получаемой ими помощи. Методам оценки результативности церковной социальной деятельности посвящен следующий параграф.



1 Авт.-сост.: Астэр И.В., к.филос.н., доцент РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГИПСР

2 Первосвятительское напутствие Святейшего Патриарха Московского и всей Руси Кирилла к участникам I съезда глав социальных отделов епархий и сестричеств Русской Православной Церкви, а также делегатам международного фестиваля в защиту семейных ценностей «За жизнь-2011». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.diaconia.ru/news/svjatejjshijj-patriarkh-kirill-dela-miloserdija-delajut-nashu-veru-zhivojj/ Дата обращения: 10 июля 2013 года.

3 О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.  Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1402551.html от 4.02.2011. Дата обращения – 20 июля 2013 года.

4 Сергий, митр. Нужно помогать людям. - [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.vob.ru/mitropolit/trudi/intervent/2003.htm Дата обращения: 29.09.2013

5 ЖМП. 1997. №3. – С.39.

5 Первосвятительское напутствие Святейшего Патриарха Московского и всей Руси Кирилла к участникам I съезда глав социальных отделов епархий и сестричеств Русской Православной Церкви, а также делегатам международного фестиваля в защиту семейных ценностей «За жизнь-2011». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.diaconia.ru/news/svjatejjshijj-patriarkh-kirill-dela-miloserdija-delajut-nashu-veru-zhivojj/ Дата обращения: 10 июля 2013 года.

6 Там же.

7 О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви. Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви [Электронный документ].- Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.htmlДата обращения: 8.08.2013

8 Подробнее о приоритетных направлениях церковной социальной работы смотрите в итоговом документе I Общецерковного съезда по социальному служению «О перспективах развития церковного социального служения» от 8 июля 2011 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.diaconia.ru/news/podgotovlen-itogovyjj-dokument-obshhetserkovnogo-sezda-po-sotsialnomu-sluzheniju/ Дата обращения: 11 июля 2013 года.

9 Там же.

10 Первосвятительское напутствие Святейшего Патриарха Московского и всей Руси Кирилла к участникам I съезда глав социальных отделов епархий и сестричеств Русской Православной Церкви, а также делегатам международного фестиваля в защиту семейных ценностей «За жизнь-2011». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.diaconia.ru/news/svjatejjshijj-patriarkh-kirill-dela-miloserdija-delajut-nashu-veru-zhivojj/ Дата обращения: 10 июля 2013 года.  

11 Русская Православная Церковь и право: комментарий /Отв. ред. М.В. Ильичев. - М.: Издательство БЕК, 1999. - С. 362.

12 О перспективах развития церковного социального служения. Итоговый документ I съезда глав епархиальных отделов по социальному служению Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.diaconia.ru/news/podgotovlen-itogovyjj-dokument-obshhetserkovnogo-sezda-po-sotsialnomu-sluzheniju/ Дата обращения: 11 июля 2013 года.

13 Общественная деятельность православных христиан.  Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2 февраля 2011 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1400931.html. Дата обращения: 11 июля 2013 года.

14 Соловьева И.В. В храм пришел проситель: метод. рекомендации церков. соц. службе. – М.: Лепта Книга, 2011.- С.6-7.

15 Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. - М., 2000. – С. 511.

16 Авт.: Зальцман Т.В., к.и.н., доцент РГСУ, ПСТГУ

17 Например, на сайте Милосердие.ру создана база данных по социальному служению (общая база и отдельно база по г. Москве). На сегодняшний день в базе данных 2470 православных учреждений, 1277 храмов, осуществляющих социальную деятельность, 98 государственных учреждений, которые взаимодействуют с православными организациями. В московской базе – 285 церковных социальных объектов, подразделений и служб. Однако почти ни о ком широкая общественность ничего не знает.

18 Волков Д. НКО не занимаются долгосрочным планированием своей деятельности // [Электронный документ]: Адрес доступа: http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebPages/818D34CDE8339C23C32579750046EAFFRus Дата обращения: 8.08.2013.

19 Нужен ли Церкви пиар?. Круглый стол. [Электронный документ]: Адрес доступа: http://www.sedmica.orthodoxy.ru/363-07-11-08.php#1 (дата обращения: 05.08.2013)

20 Миссия или пиар: в чем разница? // Нескучный сад – журнал о православной жизни. [Электронный документ]: Режим доступа: http://www.nsad.ru/articles/missiya-ili-piar-v-chem-raznica (дата обращения: 05.08.2013)].

21 Пантелеимон (Шатов), епископ Орехово-Зуевский. Четыре особенности церковного социального служения // Милосердие – православный портал о благотворительности и социальной деятельности. [Электронный документ]: Режим доступа: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=15&id=13577  (дата обращения: 05.08.2013).

22 Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси. [Электронный документ]: Адрес доступа: http://www.pravsarov.su/content/publication/82/1896/2516.html (дата обращения: 05.08.2013).

23 Круглый стол «Нужен ли Церкви пиар» // [Электронный документ]: Адрес доступа: http://www.sedmica.orthodoxy.ru/363-07-11-08.php#1 (дата обращения: 05.08.2013).

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube