взлом

Социальное служение «мирян» Русской Православной Церкви: опыт XIX века и задачи практического социального служения на современном этапе1

Зубанова Светлана Геннадиевна,
доктор исторических наук,
профессор, соучредитель
Всероссийского Православного
теологического общества

За долгие годы атеизма в России были утрачены многие традиции социального служения. Поэтому сегодня актуально обращение к давно забытому опыту XIX столетия, когда Церковь представляла собой мощный духовный оплот государственной жизни и одновременно являлась значимым социальным институтом, обеспечивающим во многом социальную стабильность государственной жизни. Отметим, что государственно-церковные отношения  не  были  в тот период симфоническими;  Церковь являлась неотъемлемой  частью государственного механизма. Многие виды, формы и методы организации церковного социального служения этого  периода  представляют  большой  интерес для современной  теории  и практики этого служения.

Когда  мы  говорим о социальном служении РПЦ, мы  предполагаем 2 направления этого служения: это – социальное служение, совершаемое собственно Церковью (ее сестры милосердия, богадельни, церковно-приходские и воскресные школы  и различные социальные проекты, направленные  на  улучшение жизни нуждающихся  в  помощи  людей);  второе направление – это социальное служение чад (мирян) Русской Православной Церкви.

Мы рассмотрим 2-ое направление социального служения:  то, когда Церковь способствовала тому, чтобы члены российского общества, независимо от своего социального положения, ранга и статуса, бескорыстно направляли свои возможности на исполнение христианского долга по оказанию помощи Отечеству и нуждающимся. Причем  в  рамках  этого направления социального служения осуществлялись  различные мероприятия как  отдельными частными лицами,  так и  создавались государственные  учреждения социального профиля;  министерствам  и ведомствам поручалось  активно  развивать благотворительную деятельность.

Заметим, что в XIX столетии в Российской империи сфера социальной деятельности была освоенным, но не систематизированным пространством. Очевидно, что первоосновой российского социального служения в тот период была православная вера. Именно из христианских заповедей милосердия вырастали и частные благотворительные  организации и государственные филантропические заведения - это было потребностью; делом совести; искуплением греха и стремлением к покаянию; невозможностью жить в достатке в окружении тех, кому плохо; невозможностью есть досыта, когда  кругом голодные. В качестве девиза христианского социального служения в XIX в. со всей определенностью звучали  слова заповеди апостола Павла: «Не забывайте благотворения и общения, ибо таковые жертвы благоугодны Богу»2.

Уникальность опыта XIX века заключается  в  том, что все государственные министерства и ведомства должны  были  иметь благотворительные общества и заведения. По  данным,  собранным ведомством учреждений Императрицы Марии в 1896 г., Духовное ведомство занимало 3-е место по количеству благотворительных обществ и заведений, а уже через 2 года (к 1898 г.)  их стало значительно больше:  число  открытых  попечительством  в  различных пунктах России Домов трудолюбия составило 175, кроме того, в ближайшем будущем планировалось учредить еще 633.

Число благотворительных обществ и заведений Ведомства Православного исповедания и Военно-духовного Ведомства равнялось 3 358. Это самое большое количество благотворительных организаций после Министерства Внутренних дел, число обществ и заведений которого составляло 6 835. На остальные 10 министерств и ведомств оставалось лишь 2 125 благотворительных организаций4.

Как видим, независимо от профиля основной деятельности государственного учреждения, оно всячески стремилось заявить о себе в рамках социального служения, в какой-то из его форм.

Особо следует сказать о социальном служении важных государственных персон, жизнь которых обязательно включала различные формы проявления заботы о нуждающихся в помощи.  Архивные документы, хранящиеся в ГАРФ, свидетельствуют о том, как под сенью Церкви, по ее благословению осуществлялось их социальное служение.

Начало XIX столетия было ознаменовано размахом социальной деятельности жены Павла I императрицы Марии Федоровны.

Императрица Мария Федоровна

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Парадный портрет будущей императрицы Марии Федоровны, супруги цесаревича Павла I  

В Государственном Архиве Российской Федерации находятся письма императрицы своему мужу Павлу I с просьбами о создании дворянского учебного заведения, с финансовыми расчетами на его организацию и содержание, программой обучения5; документы об учреждении ею Мариинского института для сирот.

Император Павел I Императрица Мария Федоровна
Парадные портреты Императора Павла I и императрицы Марии

 «Положении» о Мариинском институте от  30  марта  1811г. записано: «Мариинский институт учрежден на собственные ея императорского величества иждивении… Главный предмет воспитания сирот состоит в том, чтобы сделать из них честных и добропорядочных жен, хороших и сведущих хозяек, попечительных нянек…»6. Также императрицей Марией учреждено 15 марта 1807 года Девичье училище Военно-сиротского дома7.

Здание школы на старинной открытке
Мариинский институт. Вид здания в конце XIX в.

Кроме того, в одном из своих посланий императрица Мария Федоровна 5 октября 1826г. сообщает в Петербургский Опекунский Совет Воспитательного дома о своих планах создать школу для слепых: «…Я намерена устроить богадельню для наших увечных питомцев обоего пола и к тому присовокупить еще пристанище для престарелых служителей Воспитательного Дома, которые, посвятив нарочитую часть жизни своей службе сего Дома, при увольнении  от  оной, по старости и дряхлости не могут снискать себе пропитание»8.

Опекунские Советы воспитательных домов занимались не только решением самых насущных бытовых проблем своих воспитанников. Среди решаемых ими задач было нравственное воспитание, обучение грамоте и профессиональным знаниям и навыкам. В качестве примера приведем «Предписание» императрицы Марии Федоровны Петербургскому и Московскому опекунским Советам Воспитательных домов по вопросам их деятельности: «Впредь не отдавать питомцев в учение к вольным мастерам, где они лишены надлежащего нравственного надзора. Увеличить классы  воспитанниц, под названием французских, … следовательно, умножить число выпускаемых наставниц. Сверх того полагаю я учредить два особенных отделения, одно - воспитанниц, подготавливаемых к званию учительниц музыки и рисования и всяких женских рукоделий, а другое – воспитанников, назначаемых в учителя рисования, чистописания и музыки…, да особенный класс для обучения некоторого числа воспитанников архитектуре и каменных дел мастерству»9.

Помимо Воспитательных домов для детей существовали Детские приюты; Общества призрения детей, просящих милостыню; Общество вспоможения бедным ученикам гимназий; Ремесленное училище Князя Долгорукого. Различные заведения для детей занимались также вопросами подготовки воспитанников к военной службе, поиском родственников и желающих усыновить ребенка и т.д. Причем масштабы этого вида социального служения исчислялись сотнями и тысячами человек. Для примера обратимся к отчету о деятельности Воспитательных Домов в 1828 году: в 2х Московских домах состояло 32 939 питомцев обоего полу. В течение года поступило – 9 638, итого – 42 577 человек. Из них по разным причинам выбыло: смерть – 6 659; отдано  родственникам  –  136;  замужество  – 210; выпуск с увольнительным свидетельством  –  304; усыновлено и отдано на военную службу – 94. Итого: 7 40310.

К 1829 году осталось 35 174 человек (наличное число 1829 года превышает 1828 год на 2 235 человек). На содержание и воспитание питомцев употреблено в 1828 г. 1 998 132 руб. 21 ½ коп. На воспитание по деревням – 1 456 674 руб. 73 коп.11

Портрет вдовствующей императрицы Марии Федоровны

При императоре Александре I в 1802 г. было учреждено Императорское Человеколюбивое Общество, в состав которого входили лечебные заведения, 4 богадельни, 7 учебных  заведений, Общество  поощрения трудолюбия, объединявшее 4 женские ремесленные школы, Комитет оказания помощи пострадавшим от народных бедствий, Троицкая больница для неизлечимых, Ремесленный приют для девочек, попечительство об ученицах Консерватории, дом воспитания сирот убитых воинов, убежище для увечных воинов, городской исправительный приют для мальчиков, комиссия бесплатного снабжения топливом бедных, общество снабжения неимущих квартирами.

Портрет императора Александра I

К концу столетия в обеих столицах и в 25 регионах Империи функционировало 210 благотворительных заведений. В некоторых губерниях относительно призрения неимущих вводились особые порядки, отвечающие местным условиям. Существовали и отдельные учреждения, такие, как: Духовные Попечительства о бедных духовного звания, Положение о которых было разработано в 1823 году.

В 30-е гг. XIX в. в Москве был открыт 1-ый «Работный дом», куда в принудительном порядке помещались нищие, обязанные работать без всякой оплаты труда, за одно пропитание. Позднее были открыты «дома трудолюбия», где проживали не имевшие средств к существованию нищие и  старики. Известно, что «Временный комитет для разбора и призрения нищих и для изыскания средств к уменьшению нищенства» находился под покровительством императора Николая I.

Портрет императора Николая I

По статистике 1840г. «в течение 3-х лет призрено было 3 330 человек нищих, из коих устроено 2 779»12 - что является свидетельством  размаха  деятельности  комитета.  Подобные Комитеты о разборе и призрении нищих создавались и в других российских городах13.

Императорское покровительство этого вида социального служения после Николая I продолжил Александр II: «Усматриваю из представленного мне отчета о действиях в минувшем 1855г. Общества Попечительного и Тюрьмах и состоящего при нем комитета для разбора нищих, что труды сих благотворительных учреждений сопровождаются желаемым успехом (Александр)»14.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cd/Alexanderbotkin.jpg/494px-Alexanderbotkin.jpg
Парадный портрет императора Александра II

Обширным государственным ведомством по делам благотворительности являлась Собственная Его Императорского Величества канцелярия по учреждениям Императрицы Марии, образованная в 1828 году. В Ведомство Учреждений императрицы Марии входил Императорский Московский воспитательный дом (с грудным отделением и для малолетних сирот, с родильным госпиталем и повивальным институтом, больницей и гинекологическим отделением), а также Московский Императорский Вдовий дом.

Портрет императрицы Марии Александровны

Императрицей Марией Александровной, супругой Александра II учреждено Общество Красного Креста, получили развитие общества «Российского миссионерства», «Распространения духовно-нравственных книг», «Восстановление христианства  на Кавказе», «Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых».

Распространены были богадельные дома. Один из самых известных – матросская богадельня (Екатерининская – другое ее название), располагавшаяся в помещениях парусинной фабрики и состоявшая из разнородных по составу учреждений: дом инвалидов, богадельня для престарелых, сиротский приют, дом неизлечимо больных, дом умалишенных и смирительный дом с фабрикой15.

В 1817 году на пожертвованные средства князем и  княгиней  Долгоруковыми в 100 тыс. рублей в богадельне было открыто  2 отделения для содержания 20 инвалидов нижних чинов и 60 престарелых и увечных воспитанников Воспитательного дома. Впоследствии большая часть обитателей этого отделения была переведена в Странноприимный дом Ахлебаева, располагавшийся в Теплом переулке (ныне ул. Тимура Фрунзе, д.3.)16. В 1809 году на территории той же парусинной фабрики в Москве была построена 1-ая больница для умалишенных, получившая название Преображенской.

В 1845 году в соседнем здании Екатерининской богадельни было открыто дополнительное отделение больницы для лиц старческого возраста с соматическими заболеваниями. Жертвенный благотворительный поступок совершила супруга московского городского головы Алексеева Александра Владимировна, передав больнице купленный ею дом напротив больницы для 80 пациентов одного из отделений, получившего название «Алексеевское».

В период правления императора Александра II произошли масштабные политические реформы, связанные с отменой крепостного права, наделением полномочиями земских управ и городских дум, изменением системы судопроизводства и  др.

Император Александр II.
Старинная фотография.

В пореформенный период в России активнее других формировалась такая форма социального служения, как Попечительства о разного рода нуждающихся под покровительством государственных властей. Например, Дамское Попечительство о бедных с 25-ю отделениями, Попечительный о тюрьмах комитет, Попечительство о неизлечимо больных женщинах, попечительный Совет заведений общественного призрения с 19-ю больницами (в том числе: глазной, 3-х детских, тюремной, 4-х для чернорабочих, полицейской).

Императрица Мария Александровна много сделала для женского образования. Благодаря ее стараниям были учреждены всесословные женские средние учебные заведения, а также женские епархиальные  училища. 

Императрица Мария Александровна.
Старинная фотография.

Ежегодно только Московское городское Попечительство о бедных раздавало на нужды 66 тыс. руб. за счет прямого обложения налогами работающих людей. Руководство к взиманию налогов с имущих в пользу бедных было следующим: если происхождение брошенного ребенка, немощного старика или  вдовы - известно, то им должна помогать его община, если неизвестно - государство.

Налогообложение воспринималось работающими людьми в контексте Священного Писания, которое свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: «трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая» и «подавать нуждающимся: немощным, больным, пришельцам (беженцам), сиротам и вдовам»17. За примерами обратимся к деятельности некоторых благотворительных организаций. Комитет «Христианская помощь» был создан в 1877 г. В период Русско-Турецкой войны, взяв на себя заботу об армии, Комитетом осуществлялись следующие мероприятия: транспортировка раненых и больных воинов; подготовка санитаров; снабжение пищей в поездах, не имеющих кухонь.

Генерал-губернатор Москвы князь Владимир Андреевич Долгоруков, пользовавшийся уважением горожан, собрал  для Красного Креста 1,5 млн. рублей на устройство госпитального ухода за ранеными. В специально оборудованных помещениях могли находится одновременно 2,5 тыс. коек. Князем  также были снаряжены два санитарных поезда, в которых могла оказываться срочная помощь раненым.

Князь В.А. Долгоруков. С 1865 по 1891 гг. – генерал-губернатор Москвы

Уставом общества Попечения о раненых и больных воинах предписывалось, что и после войны члены комитета не должны были оставлять заботу о нуждающихся. Этим занималась созданная при комитете Община сестер милосердия. В 1878 г. был основан приют на 20 кроватей для призрения неизлечимо раненых и больных нижних чинов с семействами. Статистические данные отчета Комитета «Христианская помощь» свидетельствуют о масштабах его деятельности: в первые два года существования комитета (во время Русско-Турецкой войны) его участниками перевезено раненых воинов 15 109 человек; после войны вплоть до 1887 г. в 2-х приютах комитета призревалось 352 человека; в бесплатной лечебнице им. князя В.А. Долгорукого оказана консультативная помощь 151 579 человекам, произведено операций больших - 200, малых - более 3 200; отпущено лекарств бесплатно по 112 930 рецептам на сумму 53 372 руб. 92 коп.; организован приют для неизлечимо больных и калек всех сословий в память 25-летия благополучного и славного Царствования Государя Императора Александра II; построена домашняя церковь в Александровском приюте для инвалидов; за 10 лет существования комитета различными видами благотворительной деятельности комитета «Христианская помощь» воспользовались 174 тыс. человек18.

Сестры Крестовоздвиженской общины и военные врачи.

Статистика по общинам сестер милосердия в XIX веке отсутствует, но известно, что они трудились во всех лечебницах, больницах, госпиталях, выполняя свой христианский долг. В становлении сестринского дела большую роль сыграл великий русский врач Н.И. Пирогов.

Пирогов Н.И.

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Н. И. Пирогов. 1879
Н.И. Пирогов. Фотография 1879 г.

Об этом свидетельствует официальная документация, например, комитета «Христианская помощь» Русского хирургического общества профессора Н.И.Пирогова: сестры милосердия упоминаются в период Русско-Турецкой войны, Русско-Японской войны и в период осады Севастополя19. Наиболее известные общины сестер милосердия находились под покровительством царской  семьи.

site5
Баронесса Юлия Вревская, одна из сестер милосердия, погибших на фронте. Фотография времен русско-турецкой войны.

Широкую разветвленную организацию имело Российское Общество Красного Креста, которое и в мирное время проявляло обширную благотворительную деятельность, а особенно в периоды народных бедствий. Оно располагало приблизительно 400 учреждениями, в том числе 3 инвалидными домами и множеством лечебниц, приютов, амбулаторий.

В 1895 г. было учреждено Императрицей Александрой Федоровной Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, имевших целью организацию предоставления оплачиваемого труда. В 1898 г. число открытых попечительством в различных губерниях и волостях России таких домов составило 175.

Портрет императора Александра III

Призрение неимущих и неспособных к труду крестьян составляло мирскую повинность Крестьянских обществ. Принятый в 1892 г. во времена правления императора Александра III Устав общественного призрения крестьян вменял обществу в обязанность «призрение престарелых, дряхлых и увечных членов, не могущих трудом приобретать пропитание и не имеющих родственников или родственников только бедных»; обязательную мирскую повинность составляло и «призрение круглых крестьянских сирот»20. Аналогичная обязанность была возложена законом и на прочие сословные общества.

Очевидно, что произошедшая в 1884 г. замена приказов земствами должна была способствовать  росту числа благотворительных учреждений: в среднем на 1 губернию, имеющую приказы, приходилось 9,6 благотворительных заведений  в то время, как на 1 земскую губернию - 41,1. За 30 лет (1860-1890 гг.) численность благотворительных заведений  возросла  на  56721.

В плане изучения опыта организации социального служения в XIX веке представляют интерес то, как составлялись отчеты об израсходовании различных пожертвований, сборов, а также отчеты об участии в благотворительных  акциях.  Они говорят о «прозрачности» благотворительных акций, о целевых расходах денежных пожертвований на устройство церквей при приютах и наразного рода благотворительные мероприятия. Обстоятельные, подробнейшие отчеты благотворительных организаций, скрупулезно учитывающие расход каждой копейки – это характерная черта отчетности   по социальной деятельности  в  позапрошлом веке22.

Обобщая сказанное о социальном служении Русской Православной Церкви в направлении макродименциональной диаконии, отметим, что с течением времени в период правления последнего русского императора Николая II правительство издавало все больше Указов и Распоряжений, касающихся социальных вопросов: в 1896 г. – 85, 1897 г. – 68, 1898 г. – 69, 1899 г. – 7023.

Император Николай II

Социальное служение важных государственных персон и прочих частных лиц в XIX веке осуществлялось, бесспорно, под влиянием Православной Церкви, носило сословный характер, осуществлялось неравномерно и в значительной степени бессистемно,  но ярко и значительно  для  государственно-церковной жизни этого периода.

В Фонде 66324 Марии Федоровны, жены Павла I, представляют  интерес сведения о деятельности учебных заведений и Воспитательных домов, об оказании материальной помощи разным лицам, переписка с князем С.М. Голицыным по вопросам благотворительной деятельности. Среди документов Фонда в большом количестве сохранены «Прошения» разных лиц, адресованные императрице, по поводу устройства детей в Воспитательные дома; распоряжения Императрицы об установлении персональных пенсий вдовам и детям умерших священнослужителей, вдовам убитых офицеров.

Императрица Мария Федоровна. Гравюра начала XIX в.

Фонд 64025 Александры Федоровны, жены императора Николая II, содержит документы о милосердных делах императрицы, о деятельности лазаретов в период Русско-японской и I мировой войн, о помощи русским военнопленным, находившимся в лагерях в Германии и Австро-Венгрии; а также Отчеты Совета «Женского патронажного общества», Устав Общества помощи роженицам.

Императрица Александра Федоровна с царевичем Алексеем

Фонд 68026 Александры Петровны, в монашестве – Анастасии, жены Великого князя Николая Николаевича, настоятельницы Покровского женского монастыря, представляет интерес большой коллекцией документов о благотворительной и попечительской деятельности великой княгини, а также перепиской с Митрополитами: Киевским – Арсением и Московским – Филаретом.

Портрет настоятельницы женского Покровского монастыря Анастасии (в миру великой княгини Александры Петровны)

В  Фонде  105427  Екатерины  Михайловны,  дочери  великого князя Михаила Павловича, содержатся материалы о милосердных делах княгини на посту председателя Петербургского благотворительного общества.

Социальное служение великой княгини Елены Павловны, жены великого князя Михаила Павловича, - отражают документы Фонда 647, в которых сосредоточена информация об основании Крестовоздвиженской общины сестер милосердия и русского музыкального общества28.

Портрет великой княгини Елены Павловны в молодые годы
Великая княгиня Елена Павловна, основательница Крестовоздвиженской общины сестер милосердия

Фонд  65629 Елизаветы  Федоровны, жены великого князя Сергея Александровича, сестры императрицы Александры Федоровны, причисленной Русской Православной Церковью к лику святых, содержит уникальную информацию об основании Марфо-Мариинской обители милосердия (см. вебинар на диске № 2, архив «Елизавета Федоровна») в Москве, о помощи раненым в 1-ую Мировую войну.

Великая княгиня Елизавета Федоровна

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Великая княгиня Елизавета Федоровна с супругом, великим князем Сергеем Александровичем
Великая княгиня Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия

Социальная  деятельность  Ксении Александровны, дочери императора Александра  III,  жены  великого князя Александра Михайловича, сестры императора Николая II отражается в архивных документах Фонда 662 об организации ей санатория для туберкулезных больных в Ялте30.

y_d86cce88
Великая княгиня Ксения Александровна

Фонд 655 Марии Павловны, жены великого князя Владимира Александровича, сына императора Александры II31, представляет для настоящей работы интерес документами, свидетельствующими о деятельности Марии Павловны в качестве шефа  полков  и  военно-санитарных  организаций  в период Русско-японской и первой мировой войн, а также в качестве почетного члена и президента Академии Художеств, попечительницы женских учебных заведений Министерства народного просвещения, председателя Пожарного Общества.

File:Мария Павловна.jpeg
Великая княгиня Мария Павловна

Социальное служение императрицы Марии Федоровны, жены Александра III, отражают архивные материалы Фонда 642: о попечении Учреждений Ведомства Императрицы Марии, Общества «Красный Крест», Общества спасения на водах; об оказании помощи населению в период Русско-японской войны32.

Императрица Мария Федоровна
Вдовствующая императрица  Мария Федоровна посещает раненых

Таким  образом,  приоритетными видами социального служения РПЦ, осуществляемыми  через своих чад, независимо от их ранга и статуса являлись в XIX веке следующие: благотворительность; организация социальной помощи и поддержки малоимущих; призрение нищих, немощных и сирот; материальная помощь и предоставление возможности работать, как спасение от безработицы; оказание медицинской помощи; забота о повышении грамотности народа, его образовании.

Великие княжны Ольга и Татьяна Романовы, старшие дочери императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, ухаживают за раненым

Актуализируя опыт прошлого и проецируя его на современное состояние социальной жизни в России, отметим, что необходим конструктивный диалог между государством и Церковью по различным аспектам социальной политики, необходимо зарождение новых – совместных - форм социальной деятельности в рамках соработничества государства и церкви в сфере социального служения. В современных условиях при участии государственных структур и бизнеса наиболее востребованными могли бы стать такие формы социального служения, как: создание приютов для бездомных, детских домов и домов престарелых, центров трудотерапии и духовно-нравственного  попечения; больниц и хосписов; оказание всемерной поддержки  развитию  православных гимназий,  а  также кафедр  теологии  в  государственной   системе образования и др.

В современной  нам  действительности,  к  сожалению, иногда приходится слышать рассуждение о том,  что  основная  задача современной  Церкви  -  решение  социальных  общественно-государственных  проблем. Это  ошибочная  точка зрения; особенно, если принять во внимание современное законодательно закрепленное положение РПЦ: Церковь в современной России - негосударственная.  Государство  посредством  совершенствования  деятельности государственной системы социальной защиты  граждан должно  обеспечивать достойный  уровень  жизни общества.

Современная Церковь  посредством своего учения может и должна способствовать  поддержанию в обществе  исконной  традиции  православной  христианской  жизни:  развитию социального  служения  (доброделания, благотворительности, милосердия)  всех православных членов  российского общества, не  зависимо  от  их  социального положения, ранга  и  статуса.

В  этом   и заключается   смысл  макродименциональной диаконии  Церкви. Это координируемое Церковью социальное служение должно развиваться  на  партнерских отношениях с государством. При этом еще раз  подчеркнем: государство  не  должно перекладывать свои функции по обеспечению достойной социальной жизни граждан на плечи Русской Православной Церкви и благотворителей, занимающихся  по  благословению  благородным бескорыстным трудом.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость»


1 Зубанова С.Г. Социальное  служение  «мирян» Русской Православной Церкви: опыт XIX века  и  задачи практического социального служения на современном  этапе // Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции, 7– 8 июня 2013 г. — СПб.: СПбГИПСР, 2013. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://spbda.ru/news/a-3103.html Дата обращения: 26.07.2013

2 Послание Святого Ап. Павла к евреям 13, 16

3 Сборник сведений о благотворительности в России. - Спб., 1899.

4 Благотворительные учреждения Российской Империи. - Спб., 1900. - Т.1.

5 ГАРФ, ф. 663, оп. 1, д. 240, л. 6

6 ГАРФ, ф. 663, оп. 1, д. 127, л. 1

7 ГАРФ, ф. 663, оп. 1, д. 127, л.13

8 ГАРФ, ф. 663, оп. 1, д. 133, л 5.

9 ГАРФ, Ф. 663, оп. 1, д. 133, л.5.

10 ГАРФ, ф. 663, оп. 1

11 ГАРФ, ф. 123, оп.1

12 ГАРФ, ф. 123, оп. 1, д.3, л. 41

13 ГАРФ, Ф. 123, оп. 1, д. 71, л. 3

14 ГАРФ, ф. 123, оп.1, д.3, л.44

15 Власов Г. Обитель милосердия. – М., 1991.

16 Там же.

17 Общественные Общеросс. чтения Основ социальной концепции РПЦ // Инф. бюлл. №1.- Апр.2001.

18 Отчеты комитета «Христианская помощь» больным и раненым воинам. - М., 1877-1910.

19 Петров Н.Н. Очерк деятельности Русского хирургического общества Пирогова за 25 лет (1881-1907). - Спб., 1907

20 Уставы Общественного Призрения. 1892 г. - T.XIII. - Ст.580

21 Сборник сведений по общественной благотворительности. – Т.VI.

22 Отчет Костромского общества «Помощь детям» за 1908 год.- Кострома, 1909.

23 ГАРФ, ф. 123, оп. 1, д. 3, л.41

24 ГАРФ, ф. 663, оп. 1, д. 233 (1788-1861)

25 ГАРФ, ф. 640, оп. 3, д. 759 (1845-1918)

26 ГАРФ, ф. 680, оп. 1, д. 68 (1846-1900)

27 ГАРФ, ф. 1054, оп. 1, д. 239 (1834-1896)

28 ГАРФ, ф. 647, оп. 1, д. 1140 (1814-1907)

29 ГАРФ, ф. 656, оп. 1, д. 45 (1884-1914)

30 ГАРФ, ф. 662, оп. 2, д. 939 (1876-1918)

31 ГАРФ, ф. 655, оп. 2, д. 3130 (1704-1917)

32 ГАРФ, ф. 642, оп. 1, д. 3724 (1814-1917)

 

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube