взлом

Рекомендации

Правовые основы тюремной миссии Русской Православной Церкви в конце XX – начале XXI вв.

Русская Православная Церковь имеет большой опыт служения в местах лишения свободы. Несмотря на изменившиеся государственное и социальное устройство в России XX века, когда Церковь отделена от государства и в исправительных учреждениях и следственных изоляторах отсутствует должность тюремного священника, основные направления деятельности православных священнослужителей в местах лишения свободы не претерпели существенных изменений.

Валерий Борисович Первозванский

Ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России кандидат юридических наук, доцент

«Тюремное служение. В помощь православному священнику: несколько советов»1

4 мая 2011 года

Священнослужители проводят большую работу по православному просвещению осужденных, подследственных, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы, распространяют духовную литературу.

Священнослужители, а также православные миряне содействуют строительству храмов, оборудованию молельных комнат.

Большую роль в окормлении осужденных и подследственных играет переписка с духовными пастырями, а также с их духовными чадами из числа мирян, получившими на то благословение своего духовника.

Традиционным для Русской Православной Церкви в работе с лицами, лишенными свободы, было и остается оказание благотворительной помощи: сбор и передача одежды, продуктов питания, лекарственных препаратов и других необходимых вещей; устройство концертов духовной и народной музыки в воскресные, праздничные дни, а также миссионерские выступления и совместные с ними богослужения.

Православными священниками в целях исправления осужденных используется и трудовое воспитание, для чего ими оказывается содействие в создании на территории учреждений и вне их предприятий, производственных объектов по изготовлению религиозной утвари, изделий и продукции для реставрирующихся и строящихся храмов, в трудоустройстве на этих объектов осужденных в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Немаловажное значение в предотвращении совершения преступления лицами, освободившимися из мест лишения свободы, имеет их реабилитация и социальная адаптация, для чего    Русская Православная Церковь  занимается по мере возможности их трудоустройством, в частности и в монастырях.

Еще одним важным направлением в деятельности священнослужителей является их выступление в центральной, ведомственной печати, в печатных изданиях для осужденных в регионах.

Как видим, сегодняшней практике тюремного служения хорошо известны и упомянутые основные направления работы, и различного рода рекомендации, памятки, советы, предназначенные оказывать помощь священнику, окормляющему следственные  изоляторы, тюрьмы или исправительные колонии. Как правило, они находят своего адресата и достигают своей цели. Между тем, те, кто сравнительно продолжительное время осуществляет так называемое «тюремное служение», прекрасно понимает, что живое общение с людьми, работающими в этой системе, каждодневно непосредственно соприкасающимися с осужденными преступниками, может дать гораздо больше. Поэтому главный, если угодно, совет состоит в том, чтобы, по возможности, больше общаться с сотрудниками учреждений о тонкостях и специфике их работы. Убежден, что такого рода беседы никогда  в полной мере не могут быть заменены никакими инструкциями наставлениями,  правилами и тому подобными бумагами. Вероятно, рядом, а возможно и впереди такого получения опыта стоит непосредственный обмен опытом тюремного служения непосредственно между самими священнослужителями.

Важно, конечно, при этом учитывать и то, что многим сотрудникам, работающим долгое время в местах лишения свободы, свойственно явление, называемое «профессиональная деформация». В силу этого явления человек черствеет, подчас забывает о своем предназначении исправлять, воспитывать оступившегося человека, становится грубым, жестким, даже жестоким, у него притупляется чувство справедливости, так высоко оцениваемое осужденными, Поэтому вовсе не случайно малая, но все-таки часть сотрудников идет на нарушение закона и даже совершает должностные и самые обыкновенные уголовные преступления, попадая, в конечном счете, в такие же не столь отделенные места, в которых сами работали, но только предназначенные специально для бывших сотрудников правоохранительных органов. Понятно, что в беседах с «бывалыми»  профессионалами нужно стараться и уметь отличать зерна от плевел.

Следующий совет общего плана состоит в том, что не без пользы стоит почитать (перечитать) как широко известные массовому читателю художественные произведения «про тюрьму», в число которых входят творения Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, А.И. Солженицина и некоторых других писателей, так и специальные работы и материалы, среди которых можно назвать, например: Практика тюремного служения / Семинар по передаче и обмену опытом. – Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра: Московская Духовная Академия, 18-19 сентября 2001 г.; Скоморох Олег, свящ. Пастырское служение в тюрьме в настоящее время (диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия). – Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1998; Ходыкин Игорь. Миссионерское служение Церкви в местах лишения свободы (диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия). – Сергиев Посад, 2000; Хохряков Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. – М.: Юридическая литература, 1991; Каледа Глеб, протоиерей. Остановитесь на путях ваших... (Записки тюремного священника). — М.: Изд-во «Зачатьевский монастырь», 2002; Архимандрит Спиридон. Из виденного и пережитого. Воспоминания проповедника-миссионера в Сибири. – Балто-Славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1993.

Кроме сказанного, священнику, осуществляющему сегодня тюремное служение, полезно будет знать, что современное развитие (реформирование) исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы происходит столь бурными темпами, что уследить за происходящими изменениями не всегда удается даже специалисту. Приведем лишь несколько примеров, которые позволят сложиться более или менее цельному представлению о сути происходящего.

Прежде всего, надо сказать о том, что в конце прошлого (2010 года) была принята и утверждена на уровне Правительства страны «Концепция развития уголовно исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года». В этом документе нашли отражение, можно сказать, революционные взгляды наших современников на предстоящие преобразования. Так, предполагается, что вместо исправительных колоний будут созданы тюрьмы (общего, строгого и особого режима) по западноевропейскому образцу, колонии-поселения с обычным и усиленным наблюдением, а также вместо воспитательных колоний – воспитательные центры для осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте. В основе этих преобразований лежат причины самого различного характера, среди которых и существенные изменения в составе осужденных (среди тюремного населения сейчас большинство за теми, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступлении; значительная часть осужденных представлена больными социально-значимыми заболеваниями – ВИЧ, туберкулез, гепатит, сифилис, алкоголизм, наркомания и т.п.), и стремление на основе взятых обязательств перед Советом Европы нашего законодателя приблизить условия отбывания наказания к европейским стандартам.

В данном контексте священнику стоит обратить внимание и на изменяющуюся ситуацию в местах лишения свободы, включая и следственные изоляторы, которая имеет тенденцию к обострению. Надо полагать, что степень такого обострения напрямую зависит от происходящих и предстоящих реформ, от которых осужденные часто ждут не только одних улучшений своего незавидного положения. К тому же часто до осужденных не доводится информация о сути происходящих изменений, в результате, их сознание подпитывается упорно распространяющимися искажающими эту суть слухами. Пример последних дней – события в Краснокаменской колонии, в результате которых были сожжены постройки, пострадали люди. Официальная версия, объявленная в средствах массовой информации – ужесточение требований к осужденным со стороны администрации колонии. Однако недоработки, надо думать, были и в других плоскостях, включая невнимательность, пассивность, а, возможно, и отсутствие священника в зоне. В связи с этими явлениями при посещении мест лишения свободы надо проявлять бдительность и благоразумие, не идти на неоправданный риск, проявлять уместное деятельное участие в судьбах осужденных, но не оказываться в ситуациях, из которых можно выйти только с помощью пожарных и спецназа. Так или иначе, посещая места лишения свободы, надо помнить, что сегодняшний среднестатистический осужденный уже совсем не тот, что был пять-десять лет тому назад. Психологи и психиатры неслучайно отмечают возрастающее число среди осужденных лиц с психическими отклонениями, низким умственным развитием, токсикоманов, игроманов, реакция на происходящее со стороны которых не всегда адекватна. Не смотря на то, что в большинстве учреждений построены храмы, часовни, молельные комнаты, важно учитывать (не проявляя излишней подозрительности), что контингент осужденных сейчас весьма сложный, в нем много хитрых, жестоких приспособленцев.

Священнику надо знать, что большинство сегодняшних сидельцев составляют рецидивисты, которые уже два-три и более раз умышленно шли на конфликт с законом. Поражают официальные данные о числе находящихся в местах лишения свободы убийц, разбойников, насильников. Национальным бедствием становится насилие над детьми. Хорошо известно, что сидят такие насильники далеко не все, а те, кто попался, скоро выходит на свободу, так как в заключении ведет себя «тише воды, ниже травы» и, как правило, практически поголовно совершает подобные преступления вновь. Здесь мы, к сожалению, очень далеки   от Запада, где за подобные преступления суды дают не четыре-восемь, как у нас, а четыреста и даже тысячу лет, выражая тем самым отношение общества к содеянному, либо попросту подвергают этих лиц принудительной кастрации.

Не лишним, вероятно, будет напомнить православному священнику, особенно только приступающему к тюремному служении,  рекомендации, выработанные современной практикой. Ниже представлены некоторые из них, которые в отдельных случаях заимствованы из различных источников.

Так, при нахождении на территории следственного изолятора (в том числе спецбольницы для заключенных и ее туберкулезного отделения) следует иметь в виду следующее:

1.  Территория следственных изоляторов, тюрем, колоний является режимной, то есть поведение всех находящихся на ней лиц строго регламентировано государственными нормативными актами. За нарушение режима наступает административная либо уголовная ответственность.

2.  Проходя на территорию учреждений, необходимо предъявлять и сдавать дежурному удостоверение личности, не иметь при себе никаких недопустимых предметов (мобильных телефонов, колющих, режущих, легковоспламеняющихся предметов и т. п.).

3.  Позволительно перемещаться строго в пределах зоны, оговоренной руководством учреждения. В случае необходимости изменить свое местонахождение нужно получить соответствующее разрешение. Нельзя уходить из учреждения самостоятельно, без разрешения работника следственного изолятора, которому поручены контроль, безопасность и охрана лиц, посетивших место лишения свободы с целью тюремного служения.

4.  Категорически запрещается нарушать режим изоляции заключенных: передавать им, либо получать от них корреспонденцию, информацию, какие-либо предметы, помимо необходимого для осуществления благотворительной деятельности. Предметы, передаваемые заключенным в рамках благотворительной деятельности, не должны содержать никакой нарушающей режим информации или нести иной недопустимой нагрузки.

5.  Обо всех конфликтных ситуациях, возникающих во время пребывания в местах лишения свободы необходимо сообщать священнику, окормляющему данное учреждение, а в случае его отсутствия — старшему группы.

6.  В случае возникновения любых нестандартных ситуаций, связанных с просьбами со стороны заключенных или с принуждением нарушить режим, следует соблюдать выдержку и хладнокровие, строго придерживаясь установленных государством норм и правил внутреннего распорядка учреждения.

7.  В беседах с заключенными необходимо соблюдать доброжелательность, корректность, избегать как высокомерия, так и панибратства, помнить, что нелегкие условия содержания заключенных являются фактором, провоцирующим их на чрезмерно эмоциональную, непредсказуемую реакцию.

8.  Помнить, что ваше пребывание на режимной территории учреждений — сугубо добровольно. Общаясь с заключенными, в том числе больными СПИДом, туберкулезом и прочими опасными заболеваниями, вы тем самым подвергаетесь определенному риску, который может привести к соответствующим опасным для вашей жизни и здоровья последствиям. Для уменьшения вероятности этих последствий необходимо соблюдать разумную осторожность, правила личной безопасности, личной гигиены, поддерживать свой иммунитет путем правильного витаминизированного питания. В случае болезни или недомогания посещение мест лишения свободы недопустимо.

Во всех остальных случаях следует уповать на помощь Божию, ничего не бояться (если Господь попустит, заразиться можно и в церкви во время исповеди, и в городском транспорте), забыть о брезгливости и не терять чувства юмора.

С персоналом следственного изолятора быть доброжелательным и вежливо-настойчивым. Убедительно просить сопровождающего не задерживать привод следующих заключенных на исповедь или на крещение.

Далее, мы полагаем, что очень важно, чтобы священнослужители, посещающие исправительные учреждения, были ознакомлены хотя бы с основными нормативными актами, регулирующими деятельность исправительных учреждений. В их число входят:

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (1997 г.);

Федеральный закон  «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (1995 г.);

Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (1993 г.);

Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (2005 г.);

Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения (2005 г.);

Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы (2002 г.);

Правила посещения мест лишения свободы гражданскими лицами;

При работе с осуждёнными представители религиозных организаций должны учитывать специфику деятельности исправительных учреждений, принимать во внимание, что реальное сотрудничество между исправительными учреждениями и  религиозными конфессиями в нашей стране началось сравнительно недавно, и имело, по сути дела, характер благотворительности для осуждённых и сотрудников исправительных учреждений.

В данном контексте уместно напомнить, что большинство священнослужителей, окормляющих места заключения, относят к числу проблем, препятствующих действенному окормлению, их служения там на общественных началах. Видимо, должно пройти немало времени, прежде чем  эта проблема найдет свое решение на основе обоюдного согласия. Во всяком случае, в условиях исправительных учреждений вряд ли возможно, да и вряд ли целесообразно оплачивать труд священника за счет средств осужденных.

В этой связи, во-первых, необходима всемерная активизация усилий, связанных с реализацией положений, касающихся накопленного опыта духовного окормления мест лишения свободы.

Во-вторых, в силу того, что священнослужители, реализующие душепопечение в местах лишения свободы, подчас испытывают острую нехватку методических пособий, рекомендаций, наставлений в своей духовной практике, необходимо принятие реальных шагов, направленных на расширение издательской базы епархий, на создание такого положения, когда каждый окормляющий места заключения будет иметь в своем распоряжении (пользовании) хотя бы минимальный комплект методических пособий, содержащих ответы на возникающие вопросы.

В-третьих, необходимо дальнейшее расширение института наставничества. Во всяком случае, «живая» передача опыта, как показывает сама жизнь, адекватно не может быть заменена ничем.

ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАВОСЛАВНОМУ СВЯЩЕННИКУ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

С целью удовлетворения религиозных потребностей осужденных и лиц, заключенных под стражу, проведения с ними воспитательной работы священнослужители имеют определенные права и обязанности. Священник как настоятель церкви учреждения с разрешения его администрации совершает церковные службы и требы и имеет право:

- на встречу с осужденными по их желанию, независимо от места их нахождения (в жилой зоне, штрафном изоляторе, помещении камерного типа, медицинском пункте и т. п.), по согласованию с администрацией исправительного учреждения и после получения разового пропуска;

- проносить с собой на территорию учреждения и хранить в церкви предметы, относящиеся к богослужению: антиминс, святые сосуды – чашу, дискос, звездицу, копие, лжицу, крестильный ящик, водосвятицу, кадило, кропило, церковные облачения, уголь, свечи, лампадное масло, ладан;

- проносить с собой на территорию учреждения и передавать осужденным и лицам, заключенным под стражу, предметы культа и религиозной символики, не являющиеся колюще-режущими и не изготовленные с использованием драгоценных металлов и (или) камней либо представляющие собой культурную и историческую ценность, а также религиозную литературу для совершения богослужения, обрядов и церемоний;

- в воскресных школах, на библейских курсах обучать верующих осужденных истории религии, правилам веры и т. п., а также в воспитательных целях читать осужденным лекции, проводить беседы и иные мероприятия общегуманитарного характера;

- передавать через администрацию учреждения гуманитарную помощь осужденным в виде предметов и вещей, продуктов питания, которые они могут иметь при себе согласно перечню, установленному Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения;

- проводить воспитательную работу с осужденными в составе организационных формирований общественности, имеющих государственную регистрацию в Минюсте России или органах юстиции субъектов Российской Федерации, а также ходатайствовать перед администрацией исправительного учреждения, вышестоящими органами о поощрении осужденных и смягчении им наказания.

Священник исполняет свои обязанности в отношении церкви учреждения, осужденных и лиц, заключенных под стражу. Попечение о благолепии храма учреждения является одной из его главных обязанностей.

Особенной заботе священника поручается приготовление осужденных и лиц, заключенных под стражу, к таинствам исповеди и приобщения к святым таинствам. В отношении к богослужению он должен совершать свои обязанности по церковным установлениям регулярно, но не реже одного раза в неделю. При этом ему следует:

- предъявлять администрации исправительного учреждения, следственного изолятора, территориального органа уголовно-исполнительной системы документ, выданный епархиальным управлением, на служение в церкви учреждения, а также документ, удостоверяющий личность священника;

- изучить правила посещения исправительного учреждения и следственного изолятора, порядок прохода на территорию учреждения и перемещения по ней. Не совершать действий, которые являлись бы вмешательством в деятельность учреждений, исполняющих уголовные наказания;

- ознакомить сотрудников исправительного учреждения и  следственного изолятора с основами вероучения Русской Православной Церкви, с правилами жизни верующих, основами таинств и служб, религиозными традициями и обычаями, датами религиозных праздников и т. д.;

- все христианские требы в учреждении исполнять со всею тщательностью, благочестием и благонравием;

- внимательно относиться к поручениям, увещаниям и наставлениям, которые необходимо преподавать как всем верующим в церкви, так и каждому из осужденных и лиц, заключенных под стражу, в отдельности;

- заботиться о создании при храме (молитвенной комнате) учреждения библиотечек религиозной литературы;

- принимать все зависящие от него меры для благотворного религиозного и нравственного воздействия на осужденных и лиц, заключенных под стражу;

- знакомиться с осужденными и изыскивать возможности для бесед с ними для их увещевания и при необходимости -  назидания;

- прилагать особенное старание к благотворному влиянию на тех из осужденных и лиц, заключенных под стражу, которые подвергаются дисциплинарному воздействию и отличаются строптивым поведением и нравственной испорченностью;

- стараться узнавать подробности о семейном положении осужденных и лиц, заключенных под стражу, способствовать восстановлению разорванных семейных уз. В необходимых случаях обращаться за содействием к различным общественным объединениям, организациям с различной формой собственности, которые бы могли оказать действенную помощь семьям осужденных и лиц, заключенных под стражу;

- посещать больных осужденных, оказывать им религиозное утешение, а также христианское напутствие умирающим;

- соблюдать противопожарный режим на территории учреждения уголовно-исполнительной системы, а также при отправлении религиозных обрядов в культовых сооружениях. Применение открытого огня в виде свечей, лампад и т. п. должно осуществляться в соответствии с Правилами пожарной безопасности.

И последнее, несколько слов о правах и обязанностях священника, которые в определенной мере дополняют, уточняют и конкретизируют сказанное.

1. Священнослужители, посещающие места лишения свободы по благословению церковноначалия, имеют право:

1.1.  Не реже одного раза в неделю совершать церковные службы и требы в исправительном учреждении, следственном изоляторе в специально отведенных для этого помещениях, имея при себе необходимые для совершения таинств предметы.

1.2.  Иметь постоянный пропуск в учреждение для встречи с осужденными или подследственными по их желанию; независимо от места их нахождения (в жилой зоне, штрафном изоляторе, помещении камерного типа, медицинском пункте и т.п.).

1.3.  Проносить с собой на территорию учреждения и хранить в церкви предметы, относящиеся к богослужению.

1.4.  Проносить на территорию учреждения и передавать осужденным и подследственным предметы культа и религиозной символики, не являющиеся колюще-режущими и не изготовленные с использованием драгоценных металлов или камней, а также религиозную литературу для совершения богослужений, обрядов и церемоний.

1.5.  В воскресных школах с помощниками или миссионерами преподавать  осужденным, подследственным, а также лицам из числа сотрудников, историю религии, правила веры; проводить просветительские беседы по православной культуре и иные мероприятия культурно-просветительского и воспитательного характера. 

1.6.  Передавать через администрацию учреждения гуманитарную помощь осужденным и подследственным в виде предметов, вещей и продуктов питания, которые они могут иметь при себе согласно перечня Правил внутреннего распорядка.

1.7.  Побуждать осужденных к раскаянию в совершенном преступлении, примирению с потерпевшими, налаживанию связей с родственниками.

1.8.  Совместно с администрацией  и воспитателями принимать участие в индивидуально-воспитательной работе с осужденными.

1.9.  Ходатайствовать перед администрацией учреждений, вышестоящими органами о поощрении осужденных, смягчении наказания, помиловании, в случае, если они раскаялись в совершенном преступлении, не имеют взысканий или взыскания сняты, отличаются примерным поведением.

2.  При посещении мест лишения свободы священнослужители обязаны:

2.1.  Изучить Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы России, порядок прохода на территорию исправительного учреждения или следственного изолятора и перемещения по ней.

2.2.  Регулярно совершать богослужения, заботиться о благолепии храмов и молельных комнат учреждений.

2.3.  О дате своего посещения мест лишения свободы предупреждать администрацию заранее, но не позднее, чем за пять суток.

2.4.  Предъявить территориальным органам уголовно-исправительной системы, администрации учреждений документ, выданный епархиальным управлением на служение в данном исправительном учреждении или следственном изоляторе, а также документ, удостоверяющий личность священника, с целью предотвращения проникновения в места лишения свободы самозванцев, раскольников и сектантов под видом православных пастырей.

2.5.  Не допускать поступков, которые явились бы вмешательством в действия, являющиеся исключительной прерогативой администрации учреждения.

2.6.  Способствовать формированию в среде осужденных и подследственных отношения благоговения и нравственности.

2.7.  Прилагать особое старание к благотворному воздействию на осужденных подследственных, которые отличаются строптивым поведением, нравственной испорченностью, противодействием администрации и подвергаются дисциплинарным взысканиям.

2.8.  Посещать больных в местах лишения свободы, оказывать им религиозное утешение, а также христианское напутствие умирающим.

Материал опубликован в "Вестнике миссионерского отдела" №3 2011 г.



1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infomissia.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=145:socialnoe-sluzhenie&id=1046:2013-01-27-00-44-30 Дата обращения: 20.08.2013

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube