Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства. История и современность1
Конфессия как социальный институт, вырабатывающий, распространяющий и поддерживающий в обществе определённое мировоззрение, и, в частности, церковь как организационная составляющая часть конфессии, имеет исторический компонент и вектор, входящий во взаимодействие с государством как с развитым мирским социальным институтом власти.
Государство же взаимодействует с церковью как с юридическим лицом и особым видом негосударственных организаций – религиозным объединением. Такое взаимодействие в историческом аспекте сформировалось из более сложных синкретических отношений, - симфонии, унаследованной от Византии. Суть симфонии – обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в сферу компетенции другой.
Взаимодействие государственной и церковной власти осуществляется на подчинении, основанном на различении субъектов власти. Если священнослужитель как гражданин подчиняется представителю государственной власти, то последний, в свою очередь, находится в церковной власти как член Церкви. В документах Седьмого Вселенского Собора сказано: «Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть посредством справедливых законов управляет земным»2.
«Возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь исходя из свободного волеизъявления, с тем, чтобы таковое устроение, являющееся ответом на искаженную грехом земную реальность, помогало избежать еще большего греха через противодействие ему средствами мирской власти»3. В первые три века истории христианства принцип отделения политики от религии, как правило, соблюдался и государством, и церковью. Но это была эпоха гонений на христиан, которым приходилось доказывать властям свою лояльность и свою пригодность для полноценного участия в жизни гражданского общества. Принцип свободы совести, провозглашенный в 313 году Миланским эдиктом, лег в основу нового отношения власти к подданным. Как заметил митрополит Волоколамский Иларион, «за шестнадцать веков Миланский эдикт предвосхитил то, что в полной мере стало возможным только в ХХ веке, после столетий войн и дискриминации. В целом ряде международных документов, положенных в основу современного мирового права (таких как, например, "Международный билль о правах человека", "Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод") свобода исповедовать свою веру и жить в соответствии с ней – главная идея эдикта – постулируется как одна из важнейших свобод человеческой личности»4.
Последствия «принятия Миланского эдикта известны – была создана великая православная империя, получившая в истории наименование Византии, которой была уготована роль сеятеля православных истин. Православная культура Византии оплодотворила многие культуры окружавших ее народов. Благодаря ей Православие живо в мире до сих пор» - констатирует в своем докладе на международной научной конференции "Церковь в эпоху Св. Царя Константина Великого" епископ Петергофский Амвросий5.
Однако свобода христианской религии вовлекла Церковь в политику, поставило ее на службу хозяйственным целям государства. За построение системы новых отношений между Церковью и государством взялся византийский император Юстиниан Великий. Согласно 6-й поправке эдикта византийского властителя, как духовная, так и мирская власть исходит от Бога: «Церковь служит Богу и божественному, царство господствует над земным».
Признание Русью христианства государственной религией стало основанием для признания юридическими лицами церковных учреждений. Взаимодействие Церкви и государства как следствие провозглашения христианской религии государственной, выражалось в определенной зависимости первой от последнего. В то же время государство предоставляло Церкви некоторые права и привилегии.
Государство как институт власти в рамках определённого общества и суверенной территории может вступать в различные взаимоотношения с конфессией. Причем если «государство опирается в основном на материальную силу, включая принуждение, а также на соответствующие светские системы идей», то «Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства пасомыми и для приобретения новых чад»6. Добавим, что «государство без содействия и помощи церкви не в состоянии выполнять своих задач…»7.
Обозначим основные типы государственно-церковных правовых отношений.
Конфессиональное государство тесно связано с господствующей в нём определённой конфессией и её развитой организационной структурой - государственной церковью. Государственная церковь и её функции поддерживаются государством в экономическом и политическом плане, и в этом аспекте церковь приобретает некоторые признаки института власти либо сливается с ним. Теологические постулаты лежат в основе правовой, морально-нравственной, духовно-ценностной ориентации общества и его идеологии. Подчёркивается единство государства и церкви. Этим обеспечивается единство общества. Такой тип устройства имела монархическая Россия, начиная с первых этапов становления Московского государства. До XVI в. в связи с необходимостью христианизации огромных территорий, духовенство имело могущественное влияние на правительство и общество. В допетровской России XVII века, однако, царская власть была ограничена не только светским правом, но и принципиальной независимостью от Освящённого собора и Патриарха. Симфония была сформулирована Большим Московским Собором 1666-67 гг.: «Царь имеет преимущество в делах гражданских, а Патриарх – церковных, дабы таким образом сохранилась целой и непоколебимой во век стройность церковного учреждения». При этом служение Богу и Церкви сознавалось как высшая цель существования государства.
При Петре I был сделан шаг к государственной церковности. Правительство преследовало экономические и политические цели, а привилегированный статус Православной церкви оправдывался тем, что по Основным Законам Российской империи православие – исповедание государя и большинства подданных: «Император яко Христианский государь есть Верховный Защитник и Хранитель догматов господствующей веры, и Блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» (§ 42 Основных законов). Другие вероисповедания признавались, но были ниже по иерархии привилегий. Их признание и уровень привилегий зависели от степени расхождения вероучения с догматами православия, законности или незаконности происхождения, наличия изуверских обрядов.
На протяжении «синодального» XIX в. происходит важный процесс: «…Русская военно-монархическая власть, без всяких насильственных ухищрений, устояла и обеспечила России и Русской Церкви еще новый век неудержимого развития и даже расцвета, несмотря на гигантские трудности преодоления таких органических дефектов, как крепостное рабство и сословное неравенство. Русская церковь, прожившая это столетие под режимом архаической формы неограниченной монархии, тоже, несмотря на все лишения и трудности, взошла на высшую ступень своего развития во всех отношениях»8.
В 1905 г. при Николае II Указом об укреплении начал веротерпимости права инославных и иноверных исповеданий были расширены, но основы государственной церковности не изменились. Сочетание этой системы с симфонией составляло своеобразие правового статуса Русской Православной Церкви до 1917 г.
Несмотря на то, что Православная Церковь во все времена существования многое делала для укрепления основ государственной власти, интеграции русских земель и защите страны от внешних врагов, далеко не каждый правитель государства играл позитивную роль в истории Церкви. Церковь являлась действительно автономной единицей в Российском государстве лишь в годы тяжелейших для него испытаний (в эпоху раздробленности Руси, во времена Золотой Орды, в период первой и второй мировой войны). Свои политические амбиции с помощью Церкви особенно пытались реализовывать в эпоху образования централизованного Московского государства и в «синодальный» период. Как отмечал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, с одной стороны, Церковь была «государственной, практически возглавлялась государем-императором, который заботился о Церкви», с другой – «церковное руководство находилось под строжайшим государственным контролем»9.
С Крещения Руси до Февральской революции российское государство было конфессиональным православно-христианским государством, в различные периоды которого присутствовали все характерные этому типу формы отношений государства и церкви. Тем не менее, при сохранении политической нераздельности государства и Русской Православной Церкви и их идеологического единства, прослеживается процесс постепенного вытеснения конфессии из политической сферы, перевод её в статус придатка института власти, её полное огосударствление, переход в состояние подчинения и услужения государственной машине, насильственная секуляризация церковной собственности. РПЦ как часть административного аппарата государства и как сила, необходимая самодержавной власти для достижения идеологических, политических и социальных целей в конце ХIХ века всерьез задумалась о собственном реформировании. Многие церковные деятели от высших иерархов и интеллектуальной элиты до низшего духовенства отмечали необходимость отделения Церкви от государства. Но поскольку любая инновация – риск, подчас неоправданный и не приводящий к ожидаемым позитивным результатам, Церковь так и не решилась на столь решительный шаг, возможно, из опасения, что реформы приведут к ее обнищанию, лишив постоянных государственных дотаций, а в дальнейшем и к существенной потере авторитета среди населения страны. Впрочем, если духовенство было ориентировано на независимость от государства при сохранении возможности получать от него материальную поддержку, то миряне не поощряли подобные настроения10.
Светское государство отделяет конфессию от института власти. С момента реформ Временного правительства в России устанавливается светское государство. Отграничиваются понятия «государство» и «гражданское общество», «гражданское право» и «церковное право». Мировоззрение человека реализуется в гражданском обществе и не зависит ни от духовной ни от светской власти. Признаётся факт атеистического мировоззрения.
Светское государство:
- не требует обязательной вероисповедной принадлежности граждан и не контролирует их религиозные убеждения;
- провозглашает и следует принципу свободы совести и мировоззренческого выбора;
- взаимодействует с гражданами исходя из их гражданско-правового положения;
- осуществляет принцип правового равенства всех церквей, действующих на его территории и нерелигиозных общественных объединений граждан;
- исключает конфессии из процесса формирования и проведения государственной политики;
- разъединяет государственное и церковное право;
- не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти или местного самоуправления, имеющих, таким образом, исключительно светский характер11.
Светское государство имеет три формы: внеконфессиональную, атеистическую и мультикультурную.
Внеконфессиональное государство соблюдает принципы равноудалённости всех религиозных объединений от государства и невмешательства в процессы их формирования и деятельности. Религиозные организации рассматриваются как один из видов общественных объединений. Проблемы, связанные с обеспечением религиозных свобод, рассматриваются в аспекте реализации прав и свобод человека при уважении к его праву личного религиозного выбора. В своей внутриконфессиональной деятельности религиозные объединения могут пользоваться собственным законодательством. Такой подход можно охарактеризовать как формально-правовой.
Атеистическое государство налагает правовой запрет на религиозные убеждения, деятельность конфессий и всемерно поддерживает атеистический мировоззренчески выбор граждан. Такая государственная политика была характерна для Советского Союза во второй половине 30-х годов и в 50-60 годах XX века, для Китая времён культурной революции.
Мультикультурное государство или государство культурного сотрудничества предполагает соблюдение религиозными объединениями гражданского законодательства, принятие ими современных норм и принципов свободы совести и верховенства законов светского государства. Государство и конфессии сотрудничают в сфере гражданского общества. Сотрудничество направлено на защиту общенациональных интересов и прав конкретного человека. Обе стороны воспринимают себя равноправными субъектами национальной истории и культуры, не вторгаясь в не принадлежащую каждой из них сферу деятельности12.
С конца XVIII века идеи свободомыслия и отделения Церкви от государства распространялись в обществе, но реально новая политика начала осуществляться в 1917 г. Временным правительством. Его постановлениями «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» (март 1917) и «О свободе совести» (июль 1917) были отменены нормы имперского религиозного законодательства и создано Министерство исповеданий в качестве контрольного органа и модератора взаимодействий государства и центральных органов различных конфессий, в первую очередь, Русской Православной Церкви. Первоначально строилась модель внеконфессионального государства. Конфессии рассматривались как «союзы верующих граждан», но эта политика не учитывала исторических и социальных реалий, роли Православной Церкви как цемента для государственного здания. Поэтому Временное правительство стало переходить к модели культурного сотрудничества13. Таким образом, история отношений Церкви и государства в досоветский период завершилась попытками создания внеконфессионального государства и восстановления соборности в Церкви.
Последующим этапом становления светского государства стал советский период 1918-1991 гг. Формируется советская модель государственной политики в сфере свободы совести. Как часть европейской социал-демократии большевики восприняли идеи светского государства, но не осуществили модель культурного сотрудничества в силу идеологической и политической конфронтации с Русской Православной Церковью. Выдвигая идею внеконфессионального государства как образец, они склонялись к тому, что подлинно демократическое государство атеистично, и строить его должна одна партия. На практике партия большевиков постепенно стала выполнять функцию конфессии, утверждающей и распространяющей идеологию большевизма. С этой точки зрения, советское государство на деле постепенно стало конфессиональным, повторив взаимоотношения с новой конфессией, свойственные Российской империи.
Принципиальное отличие советского законодательства о культах заключалось в положениях Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 20.01.1918: «Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церквей…объявляются народным достоянием»14. Было отменено религиозное воспитание детей в школе. В дальнейшем, в 1929 г. Постановлением ВЦИК «О религиозных объединениях» запрещалась их благотворительная и просветительская деятельность. По Конституции СССР 1936 г. провозглашалась «свобода религиозного исповедания и антирелигиозной пропаганды». Таким образом, привилегию получило атеистическое мировоззрение. На деле ни одно общество не может существовать без идеологического и мировоззренческого империтива, для чего и необходим социальный институт конфессии. Вытеснив христианско-православную конфессию в лице Русской Православной Церкви, ВКП(б) – КПСС заняла её место, чем и объясняется конфронтация с РПЦ. Распространяемым мировоззрением стал, сообразно историческим и мировоззренческим установкам общества, своеобразно понятый и развитый марксизм-ленинизм.
В разгар Великой Отечественной войны в 1943 г. Русской Православной Церкви были даны права ограниченного юридического лица, в частности – производства и продажи предметов культа. Была признана её важная роль в консолидации народа и воспитании патриотизма. За исключением десятилетия «хрущёвской эпохи», когда была сделана попытка возврата к нормам 1929 г., происходили медленные, но неуклонные подвижки к статусу внеконфессионального государства. Юридические права религиозных обществ расширялись, хоть и не получили гражданской полноты.
С середины 80-х годов ХХ века вплоть до 1993 г. в СССР, а затем в России ускорился процесс формирования этой модели светского государства. В 1990 г. был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», который утвердил за отдельными приходами, церковными учреждениями и Московской Патриархией полноценные права юридических лиц. Предоставлялась юридическая возможность религиозного обучения детей в факультативном порядке, а также отправления религиозных обрядов в воинских частях, медицинских, социальных и исправительных учреждениях. Эти нормы в том же году повторил Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». Принцип свободы совести – одно из средств существования Церкви в безрелигиозном мире, позволяющее ей иметь легальный статус в секулярном государстве и независимость от инаковерующих или неверующих слоев общества15. Однако, Церковь полагает, «если первоначально государство возникало как инструмент утверждения в обществе божественного закона, то свобода совести окончательно превращает государство в исключительно земной институт, не связывающий себя религиозными обязательствами»16. «Появление принципа свободы совести - свидетельство того, что в современном мире религия из «общего дела» превращается в «частное дело» человека… массовой апостасии и фактической индифферентности к делу Церкви и к победе над грехом»17.
Серьезным вопросом отношений Церкви и государства в правовой сфере стало возвращение церковной недвижимости, храмов и монастырей. Были подготовлены соответствующие Указы Президента и распоряжения Правительства, а также региональной власти. Например, в сентябре 2005 г. Правительство Санкт-Петербурга утвердило постановление о передаче в собственность религиозным организациям их имущества, находящегося в государственной собственности. Тем не менее, возвращение храмовых зданий идет подчас достаточно сложно и избирательно.
Как отметил митрополит Кирилл (нынешний Патриарх), «существует множество смежных проблем, решение которых интересует и Церковь, и государство. Здесь необходим диалог. Но не диалог всадника и лошади – как это было в советское время. Поэтому в итоге я бы описал партнерство Церкви и государства так: необходима свобода Церкви, чтобы выражать голос народа и интересы народа, и невмешательство Церкви в политическую жизнь»18.
Усилия государства и религиозных объединений, педагогов, религиозных деятелей и деятелей культуры должны быть направлены на «поиск позитивной основы диалога, цель которого – преодоление, с одной стороны, существовавший в недавнем прошлом крайней идеологизации системы образования и культуры, навязывавшей всем обязательные воззрения, и, с другой стороны, современной плюралистической системы, построенной на представлениях об относительном характере любых истин и ценностей, в конечном счёте, подрывающей морально-нравственные устои общества»19.
Согласно Конституции РФ, основной задачей государства в экономической сфере является обеспечение нормального функционирования экономики страны, в политической сфере - выполнение функций законодательной, исполнительной и судебной власти и обеспечение безопасности, в социальной сфере – удовлетворение основных социальных потребностей населения, в духовной сфере - поддержка культуры, науки, образования. Но о какой бы сфере деятельности не шла речь, Церковь сегодня «призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства (Рим. 13. 3-4). Власть «не вправе абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже обожествлению ее носителей»20. При этом «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и его Церкви, а также к греховным душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении»21.
«Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви - в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику… равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям»22. С другой стороны, «в осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства… Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:
а) миротворчество на международном, межэтническом и
гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству
между людьми, народами и государствами;
б) забота о сохранении нравственности общества;
в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое
образование и воспитание;
г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных
социальных программ;
д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного
наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и
уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в
связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов,
распоряжений и решений;
ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных
учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах,
находящихся в местах лишения свободы;
и) наука, включая гуманитарные исследования;
к) здравоохранение;
л) культура и творческая деятельность;
м) работа церковных и светских средств массовой информации;
н) деятельность по сохранению окружающей среды;
о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;
п) поддержка института семьи, материнства и детства;
р) противостояние деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества23.
Во взаимоотношениях с государством Русская Православная Церковь также ведет диалог по вопросам «совершенствования общегосударственного и местного права, имеющего отношение к жизни Церкви, церковно-государственному соработничеству и сферам общественной обеспокоенности Церкви. Этот диалог касается также постановлений и решений законодательной власти, не имеющих прямого отношения к законотворчеству. В контактах с исполнительной властью Церковь должна вести диалог по вопросам принятия решений, имеющих отношение к жизни Церкви, церковно-государственному соработничеству и сферам общественной обеспокоенности Церкви, для чего на соответствующем уровне поддерживается контакт с центральными и местными органами исполнительной власти»24.
По мнению православных иерархов, в России должен быть разработан механизм признания религиозных организаций социально ориентированными некоммерческими организациями, для которых предусмотрена государственная финансовая поддержка. «Широкая социальная деятельность Церкви выгодна государству. Такой опыт есть за рубежом. И наша задача – внести такие предложения по изменению законодательства, чтобы мы могли активнее вести социальную деятельность», - заявил епископ Пантелейимон25. Если церковные предложения будут приняты Министерством, то благотворительность РПЦ будет осуществляться при государственной поддержке.
Итак, сегодня есть возможности сотрудничества между государством и Церковью в улучшении социального положения разных категорий населения путем слаженной работы государственных и негосударственных организаций, в том числе и религиозных. Это поддержка семьи, здорового образа жизни, сохранение и развитие системы ценностей, которая обеспечивает преемственность поколений и социальный мир26. Особые области сотрудничества Церкви и государства в деле обеспечения прав человека обозначены в Декларации о правах и достоинстве человека, принятой Х Всемирным Русским Народным Собором27. В ней говорится: «областями такого сотрудничества должны стать сохранение прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру, отстаивание свободы вероисповедания и права верующих на свой образ жизни, противостояние преступлениям на национальной и религиозной почве, защита личности от произвола властей и работодателей, попечение о правах военнослужащих, охрана прав ребенка, забота о людях, находящихся в местах заключения и социальных учреждениях, защита жертв деструктивных сект, недопущение тотального контроля над частной жизнью и убеждениями человека, противодействие вовлечению людей в преступность, коррупцию, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию»28.
Развитие сотрудничества Церкви с органами власти как необходимое условие преодоления социальных проблем29
Большой ошибкой является игнорирование государственной системы социальной защиты, и попытка создания альтернативной, церковной системы. Исторический опыт убедительно доказал эффективность взаимодействия Церкви и светской власти в преодолении социальных проблем. Каждый из общественных институтов играет свою роль в решении указанного вопроса. Согласно Концепции Синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, участие Церкви, в первую очередь, заключается в преобразовании существующей государственной системы, внесении в нее духа любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, а также предложении новых технологий и форм работы. Церковно- и священнослужитель должен видеть беду конкретного человека, по возможности оказать ему духовную и минимально необходимую материальную помощь, а также способствовать получению от государства гарантированных мер. Задача государства заключается в постоянном совершенствовании системы социального обеспечения и защиты, ее модернизации и большей лабильности.
Действующее законодательство и церковные установления не создают никаких препятствий для взаимодействия между Церковью и государством. Статья 14 Конституции РФ устанавливает принцип светскости. Он означает отделение Церкви от государства, однако отнюдь не содержит запрета на ее деятельность. Федеральный Закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” наделяет религиозные организации статусом юридического лица. То есть государство может избирать Церковь в качестве полноправного контрагента для реализации социальных проектов; может пользоваться ее опытом, ее любовью к людям.
В соответствии с положениями третьей главы Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, к областям взаимодействия государства и Церкви, в том числе, относятся: дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ, попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных органов, здравоохранение, поддержка института семьи, материнства, детства и т.д. То есть Церковь отнюдь не стремится к отделению от участия в жизни общества, сознавая свою социальную ответственность перед людьми.
Церковный социальный работник должен стремиться к изучению действующего законодательства в области социального обеспечения. По необходимости он должен отслеживать изменения в нормативно-правовом регулировании, и давать разъяснения нуждающимся. В его задачу входит взаимодействие с местными органами социальной защиты населения. По возможности, он должен стремится к заключению долгосрочных договоров о сотрудничестве со всеми значимыми государственными органами.
Важным элементом правовой базы, регламентирующей социальную деятельность религиозный объединений, являются соглашения о сотрудничестве, заключаемый между Русской Православной Церковью, отдельными епархиями, благочиниями и органами государственной и муниципальной власти.
Можно выделить два основных уровня такого сотрудничества: федеральный и региональный. Обычно на общегосударственном уровне декларируются общие принципы, цели, границы сотрудничества; на региональном уровне осуществляется детальная регламентация, с учетом местной специфики.
В настоящий момент на федеральном уровне заключено соглашение между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения и социального развития РФ (подписано Святейшим Патриархом Кириллом и Т. А. Голиковой 8 июля 2011 г.); в преамбуле договора государство декларирует тот факт, что сфера здравоохранения является одной из основных областей соработничества между властью и Церковью. Также соглашение определяет области, направления и формы сотрудничества. Оно носит бессрочный характер, и может служить базисом для заключения дополнительных договоров.
Сотрудничество с министерством здравоохранения также осуществляется в вопросе приобретения юридического статуса создаваемым при больницах и лечебных учреждениях храмов и часовен. Синодальный отдел по благотворительности разработал проект типового договора о сотрудничестве на местном уровне – между конкретными больницей и приходом, который позволит священнослужителям беспрепятственно посещать все лечебные отделения, в том числе и реанимационные. Надо отметить, что отказ врачей пропустить священника к больному является прямым нарушением конституционного принципа свободы совести и положений ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
В целях возрождения духовных традиций социального служения, исходя из целесообразности консолидации усилий в сфере профилактики употребления наркотиков и психотропных веществ, а также для эффективной реабилитации зависимых, между Русской Православной Церковью и Государственным Антинаркотическим Комитетом было заключено подписанное Патриархом Кириллом и В.П. Иванов соглашение о взаимодействии, осуществляемом на безвозмездной основе. В данном документе областями взаимодействия признаны: разработка мер, направленных на развитие оказания реабилитационных услуг, предоставляемых на государственном, региональном и муниципальном уровнях; взаимодействие Государственного антинаркотического комитета, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации с организациями социального обслуживания и иными некоммерческими организациями, учрежденными религиозными организациями Русской Православной Церкви, в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков, социальной реабилитации лиц, потребляющих наркотики, и их последующей реинтеграции (ресоциализации) в обществе; создание интерактивной базы данных обо всех негосударственных реабилитационных центрах под патронажем Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации и предоставление открытого доступа к ней на информационной странице Государственного антинаркотического комитета, официальном сайте Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в сети Интернет и на интернет-сайтах Русской Православной Церкви и религиозных организаций, входящих в ее иерархическую структуру; проведение мероприятий, способствующих распространению опыта Русской Православной Церкви по профилактике наркомании и реабилитации лиц, потребляющих наркотики; создание при поддержке Государственного антинаркотического комитета благотворительного фонда с целью обеспечения финансовой поддержки мероприятий в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и реабилитации лиц, потребляющих наркотики; совместную разработку и реализацию социально значимых программ в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и реабилитации лиц, потребляющих наркотики; оказание содействия развитию благотворительности, дел милосердия и социального служения Русской Православной Церкви в рамках настоящего Соглашения; и иные направления, представляющие взаимный интерес в рамках настоящего Соглашения.
Аналогичные соглашения были заключены между Русской Православной Церковью и Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ, а также с Уполномоченным при Президенте РФ по делам несовершеннолетних.
Относительно регионального опыта, приведем уникальный пример организации церковно-государственных отношений на Белгородчине, не имеющий близких аналогов ни в одном субъекте федерации. Губернатор Савченко стремится воплотить здесь идею земства и является членом президиума Российского Земского Движения (РЗД). В рамках земской идеологии он уделяет большое внимание духовным вопросам, связанным, прежде всего, с участием Белгородской епархии в общественной, политической и экономической жизни области. Благодаря личной позиции губернатора, связующим звеном между Церковью и областной властью является РЗД 30.
Законодательство РФ предусматривает еще один вариант осуществления социальной помощи, в том числе для Церкви – благотворительную деятельность.
Ст. 18 ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” предоставляет Церкви право осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем создания благотворительных организаций. Главной чертой деятельности таких организаций должен являться некоммерческий характер деятельности, что вполне соответствует жертвенному духу любви.
Таким образом, Церковь может осуществлять социальную деятельность как совершенно самостоятельно, так и в партнерстве с государственными органами и учреждениями31.
Более того, как отмечает митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, «наиболее трудный этап в истории церковно-государственных отношений — этап сближения светского государства и Церкви в деле социального служения — завершился. Теперь требуется время, чтобы решить целый ряд проблем, которые мешают более интенсивному развитию двусторонних отношений. Это, прежде всего, вопросы, связанные с разработкой законодательной базы для сотрудничества Церкви и государства в тех областях, где это необходимо, а также вопросы, связанные с финансированием благотворительной деятельности Церкви из госбюджета, предоставлением Церкви налоговых льгот, оказанием помощи в реставрации, содержании и охране храмовых зданий и сооружений, поддержкой реализации общественно значимых культурно-просветительских программ, созданием таких экономических условий, которые максимально способствовали бы расширению диаконической, образовательной, культурно-просветительской деятельности Церкви. Иными словами, необходимо создание всех условий для восстановления института социального партнерства как одного из гарантов стабильного и безопасного развития России. Сотрудничество государства и религиозных организаций в области социальной политики должно рассматриваться в контексте построения действительно социального государства, в котором полноценными субъектами социальной политики становятся все институты гражданского общества. Русская Православная Церковь в течение десятилетий была искусственно отстранена не только от участия в выработке социальной политики, но и от традиционных форм социального служения. Теперь же требуются годы совместной работы государственных органов социальной защиты и религиозных объединений, чтобы в тесном сотрудничестве с другими неправительственными организациями восстановить негосударственную социальную инфраструктуру, способную взять на себя долю социальной ответственности за судьбы наиболее уязвимых групп населения32.
1 Авт.: Астэр И.В., к.филос.н., доцент СПбГИПСР, Нестерова Г.Ф., к.б.н., доцент СПбГИПСР
2 Цит. по: Русская Православная Церковь: Комментарий. Отв.ред. В.М. Ильичев - М.: Издательство БЕК, 1999. - С. 28.
3 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень. - № 8, специальный выпуск, август 2000. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. - С. 12.
4 Митрополит Волоколамский Иларион. Миланский эдикт и христианская свобода // [Электронный документ]. – Режим доступа: http://spbda.ru/news/a-3347.html Дата обращения 12.10.2013
5 Епископ Петергофский Амвросий. Миланский эдикт в исследованиях русских церковных историков // [Электронный документ]. – Режим доступа: http://spbda.ru/news/a-3038.html Дата обращения 12.10.2013
6 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень. № 8, специальный выпуск, август 2000. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. - С. 19.
7 Голубинский Е. Е. О реформе в быте русской церкви: Сб. ст. Е.Е. Голубинского. М., 1913. - С. 1.
8 Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М, 1991, Т. 2. - С. 364.
9 Всемирный русский собор: Второй этап. М., 1995. С.16.
10 К примеру, до 1917 года РПЦ тратила на дешевые квартиры 23 руб.37 коп. в год в то время как, например, в общежитии сестер Красного Креста подобные расходы составляли 208 руб.93 коп. в год на содержание одной сестры (Лихачев В.И. Благотворительность в Санкт-Петербурге. – СПб., 1891.)
11 См.: Гуденица А.Н. Правовой статус Русской Православной Церкви: нормативно-институциональные аспекты. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Ростов-на-Дону, 2002.
12 Одинцов М.И. Вероисповедные реформы в Советском Союзе и в России. 1985 – 1997 гг. - М.: Российское объединение исследователей религии, 2010.
13 Подробнее о деятельности Временного правительства см.: Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение для юристов. Учебник. – СПб.: Юридический центр, 2007; Одинцов М.И. Вероисповедные реформы в Советском Союзе и в России. 1985 – 1997 гг. - М.: Российское объединение исследователей религии, 2010.
14 Декреты Советской власти, т. I. - М., 1957. С. 373-374.
15 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень. № 8, специальный выпуск, август 2000. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. - С. 21.
16 Там же, с.20.
17 Там же, с.21.
18 Шевченко М. У РПЦ нет политических амбиций: беседа с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом // Независимая газета. 1996. – 28 ноября.
19 Махно Л., прот. Миссия Церкви и государственно-конфессиональные отношения на современном этапе // Вестник Тульского государственного университета. Серия «Теология». Выпуск 7. 2011. – С.17.
20 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень. № 8, специальный выпуск, август 2000. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. - С. 13-14.
21 Там же, с.20.
22 Там же, с. 15.
23 Там же, с.21-23.
24 Там же, с.24
25 Подробнее см.: Усов А. РПЦ нашла способ вести благотворительную деятельность за счет государства // Новый регион // [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.nr2.ru/society/301320.html Дата обращения 19.09.2013
26 Сергий, архиеп. Социальное служение - нравственный долг государства // Церковь и общество. Информационно-аналитический вестник. - М., 1998. — № 1-2.— С. 21-23.
27 Декларация о правах и достоинстве человека // Журнал Московской Патриархии. – 2006. -№6. – С.77-78.
28 Там же, с.78
29 Авт.: Булочев Р.С., ст. преподаватель Московского финансово-юридического университета, Перервинской православной Духовной семинарии
30 Сергей Филатов, Роман Лункин. Белгородчина: земская симфония губернатора и архиепископа. - [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.keston.org.uk/_russianreview/edition01/02%20Belgorod.html Дата обращения: 09.10.2013
31 Примером такого партнерства может служить Костромская епархия. О своем опыте взаимодействия рассказывает прот. Виталий Шастин.
32 Сергий, митр. Воронежский и Борисоглебский. Церковно-государственные отношения в сфере социальной работы, милосердия и благотворительности. - [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.vob.ru/mitropolit/trudi/intervent/2001kr_st.htm Дата обращения: 29.09.2013