Социальная помощь беженцам и мигрантам1
С целью гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений в Санкт-Петербурге более десяти лет действует программа «Толерантность». Но в настоящее время очевидна ее малоэффективность, нетерпимость по отношению к представителям других этносов в мегаполисе усиливается. Представляется, что технологии развития межличностной и межгрупповой терпимости должны применяться лишь после активизации социальной среды, ориентированной, главным образом, на построение гражданского общества. И деятельностным сторонником гражданского общества, в котором есть место всем этносам, выступает сегодня Православная Церковь (как минимум, на уровне священноначалия). Принят ряд документов, способствующих развитию общественных организаций, созданию церковных социальных служб, упорядочиванию взаимоотношений гражданской сферы и государства.
Так, 19.04.2013 заключено рамочное Соглашение о взаимодействии между Русской Православной Церковью и Федеральной Миграционной службой России, в рамках которого определены основные направления совместной работы Русской Православной Церкви и ФМС России:
1. Открытие курсов по изучению русского языка для мигрантов.
2. Поддержка ФМС России проекта Русской Православной Церкви «Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов», предусматривающего создание системы культурной и социальной адаптации трудовых мигрантов. ФМС России оказывает содействие Русской Православной Церкви в выборе регионов-участников проекта, подготовке материалов по миграционному законодательству для учебных пособий, организации работы курсов.
3. Заключение соглашений о сотрудничестве.
Предстоятель Русской Церкви обратился с речью к участникам церемонии подписания Соглашения:
«…По ряду причин Русская Православная Церковь все больше включается в работу с трудовыми мигрантами, которые въезжают на территорию Российской Федерации.
Одна причина проистекает из наших религиозных убеждений. Мы знаем, что на Страшном Суде Господь спросит с нас за тех людей, за тех странников, которых мы не приютили. Люди, которые приезжают в нашу страну, являются в каком-то смысле странниками. И поэтому, движимые христианским чувством, мы должны делать все для того, чтобы жизнь этих людей была достойной. Это касается и воспитания в культурных традициях нашей страны, и участия в работе по обучению языку. Это связано также с обсуждением многих проблем, которые до сих пор мешают мигрантам жить достойно как материально, так и социально. Другими словами, тема помощи людям, которые приезжают сюда и нередко оказываются в очень трудном положении, является для нас важным следствием наших религиозных убеждений.
Но есть и другая причина. Мы знаем, что с миграцией связан рост преступности, в том числе создание преступных этнических группировок. Мы знаем, что отсутствие всякого понимания местной культуры, местного языка, местных традиций и обычаев нередко провоцирует бытовые конфликты. Совершенно очевидно, что сегодня в обществе ясно озвучена озабоченность теми неприятными последствиями, которые проистекают из роста количества мигрантов, прибывающих в нашу страну. Вот для того чтобы исправить это положение, Церковь и вовлеклась в работу, рамки которой очерчены настоящим Соглашением.
…Рост экономики предполагает наличие рабочей силы, которое в полной мере не может быть обеспечено за счет внутренних ресурсов. Но это не значит, что так должно быть всегда. И поэтому, говоря о мигрантах, о рабочей силе, которая приезжает из-за рубежа, мы одновременно подчеркиваем необходимость скорейшего преодоления демографических проблем нашего общества. Ясно, что результаты, даже если эти проблемы будут в одночасье преодолены, проявятся лишь через 18-20 лет. Но наша страна должна вставать на путь радикального преодоления демографической проблемы. От этого зависит будущее страны, ее лицо, ее духовная и культурная сущность.
С пониманием относясь к существующим проблемам, мы считаем, что Церкви необходимо своевременно и мотивированно участвовать в работе с мигрантами, которые въезжают на территорию России, — в первую очередь, помогая им в изучении русского языка, русской культуры, русских традиций; но одновременно содействовать решению всех иных проблем, которые в этой сфере сегодня существуют»2.
На 1 апреля 2013 года территориальные органы ФМС России заключили 104 соглашения о сотрудничестве в сфере интеграции (62 с епархиями РПЦ; 35 - с мусульманскими организациями; 2 - с организациями Армянской Апостольской Церкви; 3 - с буддистскими организациями; 2 - с иудейскими организациями). Подготовлены к подписанию еще 16 таких соглашений3.
Оттого, насколько население мегаполиса поддержит данные инициативы «сверху», зависят и перспективы гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений. Потому что социальное служение является тем инструментом, с помощью которого люди с разными традициями, с различными представлениями могут помогать друг другу, без выяснения, кем по национальности и вероисповеданию является его ближний.
На сегодняшний день крупнейшие по количеству адептов религиозные объединения России разработали свои социальные доктрины, в которых выразили свои позиции об отношении к браку и семье; об экологических проблемах; глобализации и сохранении национальных культур и пр.
«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» были приняты на Юбилейном Архиерейском Соборе (август 2000 г.). В том же 2000 г. были приняты «Основные положения социальной программы российских мусульман». Вслед за этим в 2003 г. Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР) была разработана социальная концепция для российских иудеев. В настоящее время Римско-Католическая церковь представляет социальное учение в последнем своде ─ Компендиуме социального учения Церкви, изданном на русском языке в 2006 году. Программный документ под названием «Социальная позиция протестантских церквей России» подготовлен российскими протестантскими деноминациями в 2003 году в соответствии с решением Консультативного совета глав протестантских церквей. В Консультативный совет входят Евразийская федерация союзов евангельских христиан-баптистов стран Содружества, Евро-Азиатское отделение Церкви христиан адвентистов седьмого дня, Западно-Российский союз Церкви христиан адвентистов седьмого дня, Российский объединенный союз христиан веры Евангельской, Российский союз Евангельских христиан-баптистов и Союз христиан веры Евангельской пятидесятников России4.
Сравнительный анализ социальных доктрин традиционных религиозных течений России позволяет говорить о существующем единстве понимания роли религиозных общин в деле устроения социального служения.
Конечно, некоторые церкви в большей степени ориентированы внутрь – на собственные общины. Социальные службы мусульман и иудеев предпочтительно помогают своим последователям. Другие – не ограничиваются. Понятно, что, в первую очередь, все же членам своей общины, но если освоили технологии социальной работы «внутри», если получается, то переходят и во внешнюю среду. По крайней мере, документы, регламентирующие подобную деятельность, уже разработаны.
Так, в итоговом документе I Общецерковного съезда по социальному служению, проходившего в июле 2011 года, говорится: «Социальное служение Церкви основано на оказании помощи конкретному страдающему человеку, на индивидуальном подходе к нуждающимся, а также на понимании того, что в каждом человеке, даже самом опустившемся или измученном, сохраняется образ Божий»5. Т.е. кто бы не нуждался в помощи, обязан ее получить.
Или еще один тезис из документа «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви»: «…социальное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит»6.
Социальное служение помогает преодолевать целый ряд межконфессиональных барьеров. И представители разных конфессий, специализирующиеся на оказании социальной помощи, объединяются в организации. Обмениваются специфическим опытом. К примеру, в Санкт-Петербурге есть ряд подобных учреждений, не один год работающих «бок о бок», а в Ставропольском крае не один год действует лагерь православной и мусульманской молодежи, позволяющий помимо прочего выявить активную часть молодежи для развития сотрудничества в социальной сфере7. Подобное общение и взаимодействие между представителями различных конфессий позволяет не только решать конкретные социальные проблемы на территориальном уровне, но способствует развитию диалога, открытости, доверию.
На сегодняшний день система социальной защиты мигрантов и беженцев отсутствует. Как результат - рост этнической преступности и распространение в обществе нетерпимости по отношению ко всем мигрантам, независимо от их образа жизни.
Беженцы и мигранты лишены привычных мест обитания и жилищ, так как пострадали от воздействия факторов социального риска. Значительная часть этих людей трудоспособна, имеет профессиональное образование и квалификацию. Они нуждаются в трудоустройстве и предоставлении временного жилья. Многие беженцы из мест вооружённых и межэтнических конфликтов страдают послестрессовыми неврозами, реактивными состояниями и нуждаются в специальной и психолого-социальной коррекции. Большинство беженцев – респектабельные и социально зрелые люди, которых обстоятельства вынудили покинуть места проживания. Они не проявляют отклонений маргинального характера.
Мигранты, в отличие от беженцев, по своей воле уехали из мест постоянного жительства, где их не устраивали социальные или экономические условия. Большинство мигрантов обладают инициативой и желанием своим трудом добиться интеграции в новую среду8.
Наиболее важное направление работы с беженцами и мигрантами – создание благоприятных условий для реинтеграции. Под благоприятными условиями мы понимаем не только социально-экономические, но и психологический климат. Важно работать с местным населением в аспектах профилактики ксенофобии.
Своевременное оказание социальной и психологической помощи в рамках церковной социальной работы(рис.1), безусловно, способствовало бы повышению адаптационного потенциала представителей различных этносов, испытывающих трудности интеграции в инокультурную среду мегаполиса из-за перехода от нормальных условий существования к экстремальным условиям миграции/эмиграции.
Первые шаги содействия беженцам – срочная социальная помощь, снабжение предметами первой необходимости, в том числе одеждой и обувью, горячее питание, доврачебная санитарно-гигиеническая, медицинская и психологическая помощь, предоставление мест временного размещения. Целесообразно создавать посёлки, где проживают компактные группы переселенцев.
Программы терапии послестрессовых психических реакций беженцев близки по своему содержанию к программам терапии жертв насилия.
Дальнейшая помощь той и другой категории переселенцев связана с организацией социальных групп – объединением отдельных людей или семей в группы взаимопомощи и в общественные организации, представляющие их потребности и проблемы в органах власти, учреждениях. Формирование таких групп необходимо также для организации компактного проживания и успешной реинтеграции.
Психолого-социальная работа с обеими категориями осуществляется в рамках групповых программ социальной адаптации к новым условиям и взаимоотношениям. Эти программы содержат элементы социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации. Большое значение имеют программы обучения способам ведения сельского хозяйства и другим формам самозанятости и самообеспечения, приемлемым и результативным в местах нового расселения.
01.12.2012 в России вступил в силу закон, обязывающий трудовых мигрантов сдавать экзамен по русскому языку9. В помощь им в ряде епархий РПЦ на протяжении нескольких лет уже функционируют специальные курсы по изучению русской культуры и языка. Однако, до недавнего времени подобная инициатива носила несистемный характер. В рамках деятельности комиссии РПЦ и ФМС России по инициативе Московского патриархата (отдел по взаимоотношениям общества и Церкви) началась реализация проекта под названием «Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов», направленной на создание единой церковно-общественной системы для адаптации трудовых мигрантов, в основе которой лежит организация курсов по изучению российской истории, цивилизации (с учетом региональных особенностей), правовых основ миграционного законодательства РФ и, конечно же, русского языка. Организаторами обучающих курсов для мигрантов, действующих при православных храмах России, подготовлено несколько справочных изданий для мигрантов на разных языках, разработано и издано учебное пособие «Основы русского языка и культуры»10. Сегодня на территории России действуют 278 курсов русского языка для мигрантов, 93 из них открыты при содействии территориальных органов ФМС и работают на бесплатной основе, из них 12 бесплатных курсов русского языка созданы на базе епархий Русской Православной Церкви11.
Среди «пилотных» городов проекта - Пятигорск, Ставрополь, Хабаровск, Ростов-на-Дону и Краснодар, но постепенно он охватит все регионы России, для которых актуальна проблема миграции. К концу 2013 года, согласно плану, в подключенных к проекту регионах должно быть обучено 300 мигрантов. Основная финансовая нагрузка проекта ложится на епархии РПЦ; частичное финансирование проводится по президентскому гранту.
Находят применение программы профессиональной реабилитации людей, чьи профессии востребованы. Они включают переговоры с потенциальными работодателями, производственную адаптацию и трудоустройство переселенцев.
Существенный компонент социальной помощи новосёлам – кураторская и посредническая деятельность социальных работников. Кураторы поселений беженцев и мигрантов должны проводить профилактическую работу, предупреждающую конфликты поселенцев между собой и с местным населением. В кураторские функции входит также консультативная и социально-консультативная помощь.
В городах, где беженцы и мигранты пытаются самостоятельно найти работу и жилище, социальные службы содействуют этим процессам, предупреждая криминализацию и создание криминальных объединений новоприбывших. На первый план выступает профилактическая работа в формах социального патронажа и социального сопровождения, которую сочетают с консультативной и социально-консультативной помощью отдельным лицам и семьям.
Комплексная помощь социально уязвимым иностранным гражданам и их семьям должна оказываться в специализированных службах – Центрах адаптации мигрантов. Подобные службы появились уже в нескольких городах России, включая Москву и Петербург (см., напр., здесь). Однако на сегодняшний день говорить об их эффективности рано. Очевидно лишь то, что, несмотря на солидный перечень заявленных социальных услуг и соответствующих технологий – информационных, консультативных, посреднических, правовых, психолого-педагогических и пр., деятельность данных организаций пока что далека от социальной работы как таковой.
Практическая социальная работа с данной категорией граждан реализуется сегодня, прежде всего, государственными учреждениями системы социального обслуживания. В районных Комплексных центрах социального обслуживания населения и специализированных службах, таких как Центры помощи семье и детям, Кризисные центры, помощь гражданам, прибывшим из разных стран СНГ, оказывается на постоянной основе. Например, по информации предоставленной сотрудниками КЦСОН Курортного района Санкт-Петербурга, поддержка семей мигрантов в данном учреждении осуществляется на трех отделениях:
- Отделении помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- Отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
- Отделении социальной диагностики и разработки индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних.
Среди обратившихся за помощью семей, в основном это одинокие матери с детьми, есть представители различных этносов – украинцы, таджики, узбеки, молдаване. Им оказываются следующие услуги:
- Материально-бытовая поддержка в форме вещевой, и продуктовой помощи, включая горячее питание, а также, в ряде случаев, денежные выплаты;
- Правовое консультирование и содействие в сборе необходимых документов для получения регистрации, либо гражданства;
- Содействие в улучшении жилищных условий;
- Содействие в трудоустройстве;
- Психологическая и педагогическая помощь;
- Помощь в организации летнего отдыха детей;
- Содействие в получении квалифицированной медицинской помощи.
Несмотря на то, что сегодня государственные социальные службы оказывают некоторые виды помощи иностранным гражданам, способствуя тем самым адаптации полиэтнического населения, большинство проблем в данной области по-прежнему остаются острыми. Это обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, в государственной системе социального обслуживания приоритет отдан малоимущим семьям иностранных граждан, женщинам, самостоятельно воспитывающим детей и несовершеннолетним. На поддержку также могут рассчитывать пожилые люди. Однако мужчины трудоспособного возраста, не имеющие российского гражданства или постоянной регистрации, практически лишены возможности получения даже минимальной помощи со стороны государственных социозащитных организаций.
Во-вторых, очевидно, что не только те, кто находится в бедственном положении, но и материально благополучные иностранные граждане могут нуждаться в социально- психологической, правовой помощи, причем зачастую, в экстренном порядке. Однако эту деятельность, с нашей точки зрения должен реализовывать не государственный, а общественный сектор социальной работы на базе уже имеющихся этнокультурных сообществ.
И, наконец, в–третьих, налицо недостаточное внимание со стороны большинства этнокультурных сообществ, даже тех, которые давно и успешно интегрированы в наше социокультурное пространство, к практике бескорыстной социальной помощи своим соотечественникам.
Мощнейшим ресурсом остаются национально-культурные объединения. Для того, чтобы реализовать этот потенциал, необходимо разрабатывать, либо оптимизировать, в случае, если она уже создана, модель социально-ориентированной поддержки представителей своего народа внутри национально-культурных объединений. Эта поддержка должна быть ориентирована не только на обеспечение достойной жизни мигрантов, но, прежде всего, на формирование готовности принимать те правила, нормы, ценности, которые характерны для России.
Национально-культурным объединениям следует обращаться за помощью к специалистам православных социальных организаций не с целью получения дополнительных материальных ресурсов, а для того, чтобы наладить деятельность по полноценной социокультурной адаптации мигрантов. С ними необходимо вести информационно-просветительскую работу, знакомя с традициями страны, разъясняя нормы поведения в обществе, прививая уважение к ценностям российской культуры. Данная работа уже осуществляется в целом ряде городов. К примеру, в Москве проводят курсы русского языка и культуры для таджикоязычных мигрантов, в г. Ростове-на-Дону прибывающих мигрантов обучают русскому языку и знакомят с православной культурой. Занятия в рамках модуля «История, культура и традиции России» ведут будущие священники, студенты Донской духовной семинарии.
Программа модуля была разработана в 2012 году преподавателями семинарии и одобрена сотрудниками Федеральной миграционной службы. Она рассчитана на 12 занятий с периодичностью один раз в неделю. Первыми слушателями курса стали представители диаспоры выходцев из Афганистана в г. Ростова-на-Дону, занятия с которыми начались 29 ноября прошлого года. По словам одного из преподавателей модуля, студента семинарии Андроника Бугаяна, в ходе обучения мигрантов основам русской культуры и православной веры ему пришлось столкнуться со многими трудностями, в том числе с языковыми. Что касается содержания курса, то, как отмечает преподаватель, «слушатели, исповедуя ислам, с пониманием и интересом воспринимают рассказ об основах Православия»12.
Эта деятельность должна со временем дать колоссальный социально-профилактический эффект.
С другой стороны, церковные социальные организации, для которых ключевым является милосердное служение людям, могли бы решать проблемы не только мигрантов, но также беженцев и вынужденных переселенцев, находящихся в особо тяжелых, кризисных ситуациях. И уже подобные организации появляются.
Только на основе социального партнерства органов государственной власти, учреждений системы социального обслуживания населения, а также общественных организаций, в частности, национально-культурных объединений всех Церквей, может быть создана новая, по-настоящему эффективная система социальной работы с полиэтническим населением, с одной стороны, создающая условия для эффективного противодействия проникновению в общественное сознание идей экстремизма и нетерпимости, с другой – культивирующая в молодежной среде атмосферу межэтнического согласия и толерантности.
Рис.1. Технология социальной работы с беженцами и мигрантами |
1 Авт.: Астэр И.В., к.филос.н., доцент СПбГИПСР, Кучукова Н.Ю., ст.преп. СПбГИПСР, Нестерова Г.Ф., к.б.н., доцент СПбГИПСР
2 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2919905.html Дата обращения: 5.08.2013
3 Церковно-светский диалог по миграции. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.russedina.ru/articul.php?aid=31759&pid=47 Дата обращения: 5.08.2013
4 Социальная служение Русской Православной Церкви. История, теория, организация / под ред. И.В. Астэр, В.Г. Галушко. - СПб.: СПбГИПСР, 2011.
5 О перспективах развития церковного социального служения. Итоговый документ I съезда глав епархиальных отделов по социальному служению Русской Православной Церкви. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1558281.html Дата обращения: 21.07.2013
6 О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви. Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html Дата обращения: 21.07.2013
7 Летний лагерь православной и мусульманской молодежи открылся в Ставропольском крае. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/436010.html Дата обращения: 5.08.2013
8 Акмалова, А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами /А.А. Акмалова, В.М. Капицын. ‑ М.: ИНФРА-М, 2008. – 220 с
9 Исключение сделано для приезжих из Белоруссии и Южной Осетии, где русский является государственным, а также для представивших документы о прохождении курса русского языка в школе.
10 В результате взаимодействия Церкви и ФМС России разработан учебник по основам русского языка и культуры для трудовых мигрантов // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3079945.html Дата обращения: 5.08.2013
11 В Даниловом монастыре состоялось четвертое заседание Cовместной комиссии Русской Православной Церкви и Федеральной миграционной службы России // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3078676.html Дата обращения: 5.08.2013
12 Студенты Донской духовной семинарии участвуют в проекте по социальной и культурной адаптации мигрантов // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2784517.html Дата обращения: 5.08.2013