взлом

Церковная социальная работа с военнослужащими и членами их семей1

Тула 3

Специфическим периодом жизни очень многих моло­дых россиян является период выполнения ими священного долга перед Родиной – служба в армии. Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны нашей страны, их функция – защита населения и территориальной целостности России.

Правительство России всегда рассматривало воен­ную службу как особый вид государственной службы. Ее особенности заключались в том, что, выполняя обязанности по защите Отечества, военнослужащие: 1) рискуют своей жизнью; 2) их деятельность, уклад жизни и быта детально регламентированы; 3) на них возлагается повышенная юри­дическая ответственность за несение воинских обязаннос­тей; 4) они ограничиваются в политических, социально-эко­номических и других правах2.

Специфика деятельности военнослужащих предполагает и определенные особенности в технологиях социальной защиты военнослужащих и их семей. Российское государство всегда старалось создавать специальные гарантии, которые обес­печивали бы благоприятные условия службы и достойный уро­вень социального обеспечения. В настоящее время Феде­ральный закон «О статусе военнослужащих» и др. нормативно-правовые акты Российской Федерации выделяют военнослужащих в отдельную категорию населения и  регламентируют их социально-правовое положение. Гарантии, льготы и компенсации устанавливаются для военнослужащих и членов их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формиро­ваниях, и членов их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, других войсках, воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

Военнослужащие – граждане, несущие военную служ­бу, которая определяется как особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях федеральных органов государ­ственной власти, где предусмотрена военная служба. Военнослужащие - это:

  • сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие службу по призыву;
  • офицеры, прапорщики, курсанты, сержанты и старшины, сол­даты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
  • ветераны военной службы;
  • ветераны боевых действий (ветераны Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, участники контртеррористиче­ских операций и др.);
  • военнослужащие, принимающие участие в боевых действиях;
  • инвалиды войны и военной службы;
  • военнослужащие, уволенные с военной службы;
  • военные пенсионеры;
  • члены семей военнослужащих;
  • члены семей военнослужащих, уволенных с военной службы;
  • члены семей погибших военнослужащих.

Кроме того, можно выделить отдельные категории военнослу­жащих, которые в силу своего служебного положения, психофи­зиологических особенностей и социальной ситуации могут нахо­диться в трудной жизненной ситуации, испытывать социальные проблемы и нуждаться в специальных мерах социальной защиты:

  • военнослужащие, проходящие службу в отдаленных гарнизо­нах;
  • военнослужащие, проходящие службу в подразделениях особо­го риска;
  • многодетные семьи военнослужащих;
  • военнослужащие, не имеющие жилья;
  • военнослужащие, имеющие в составе семей больных, инвали­дов;
  • военнослужащие, проходящие службу по призыву 1-го года службы;
  • военнослужащие-женщины;
  • молодые офицеры и т.д.3

К членам семей военнослужащих, на которых распространяются, в соответствии с законом, права, льготы, гарантии и компенсации, относятся:

  • супруга (супруг);
  • несовершеннолетние дети;
  • дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
  • дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных уч­реждениях по очной форме обучения;
  • лица, находящиеся на иждивении военнослужащих4.

Казалось бы, военнослужащие – крепкие физически, здоровые, морально устойчивы люди, с вполне достойным уровнем зарплаты. Какие могут проблемы? Однако, не все так однозначно. Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. У молодых призывников изменяется привычный образ жизни, увеличиваются обязанности, повышаются требования к их физической и социальной деятельности, что способствует появлению уныния, повышению тревожности, и может привести к различным формам делинквентного поведения и суицидальным намерениям. Социальный и психологический кризис испытывают также увольняющиеся в запас. Что касается семьи военнослужащего, то здесь отсутствует возможность ши­рокого выбора занятия и места жительства, частые переезды вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе. Остро стоит проблема обеспечения жильем граждан, уволенных в запас. В большинстве военных городков отсутствует развитая социальная инфраструктура. Отдельная категория – инвалиды войны, ветераны Воору­женных Сил и боевых действий, люди, чьи заслуги перед страной зачастую остаются неоцененными по достоинству.

Церковная социальная работа с военнослужащими и членами их семей предполагает применение общих технологий, используемых в других сферах общества, — диаконии предотвращения, диаконии компенсации, оказания духовной и социальной поддержки семье и детям военнослужа­щих и уволенных из рядов Вооруженных сил, разрешения конфликтов и пр.

Также в военно-социальной сфере широко используются частные технологии, определяемые специфическими характеристиками адресата и особенностями социальных проблем, для решения которых они предназначены. К таким технологиям, к примеру, относится работа по военно-патриотическому воспитанию допризывной и призывной молодежи, адаптация военнослужащих срочной службы, работа с военнослужащими и членами их семей в трудных жизненных ситуациях, технологии вме­шательства в кризисную ситуацию военнослужащих (работа с участниками боевых действий и вооружен­ных конфликтов, с се­мьями погибших военнослужащих, адаптация военнослужащих, увольняемых с военной службы, профилактика алкоголизма, наркомании, ВИЧ/Спида во время прохождения службы и др.). Основным нормативным документом, на который опираются при разработке технологий церковного военно-социального служения, выступает «Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации»

На сегодняшний день, по данным последних исследований, верующими называют себя 79% солдат и офицеров. Из них 67,5% — православные христиане, 10% — мусульмане, 1% — буддисты. Численность представителей иных религий и конфессий составляет менее одного процента5.

Не удивительно, что потребности в военных священнослужителях в современной российской армии значительные. Так как в основе боеготовности Вооруженных сил лежит состояние духа военнослужащих, одна из главных задач военного священника — создание у военнослужащих мотивации воинской службы. Однако, военное командование не спешит направлять в армию священнослужителей. После краткосрочных сборов и подготовки в 2010 г. назначение в части получили только четыре священнослужителя6. Нельзя не согласиться, спешки в таких вопросах быть не должно. Как минимум, желательно пройти специальную образовательную подготовку. Только в 2013 году прошел первый в истории российских Вооруженных cил официальный выпуск военных священников. В течение месяца в военном университете Минобороны РФ представители православного и мусульманского духовенства, назначенные на должности помощников командиров соединений и воинских частей по работе с верующими, проходили под руководством преподавательского состава вуза специальную подготовку по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации7.

Впрочем, как считают некоторые специалисты, главное в военно-социальном служении – это горение сердца, «это состояние души, которое будет подвигать на деятельное служение Богу и людям, стремление идти к солдатам и офицерам, делиться с ними своей пасхальной радостью. Если оно есть, то все остальное — дело наживное, а если нет, то и не стоит браться»8.

«На начальном этапе формирование структуры органов по работе с верующими военнослужащими — вопрос во многом административный», - отметил в интервью начальникУправления по работе с верующими военнослужащими Б.М. Лукичёв9. Он рассказал, что в центральном аппарате Минобороны России «создано управление по работе с верующими военнослужащими, которое я возглавляю. В четырех военных округах в составе управлений по работе с личным составом формируются отделения, в штат которых помимо начальника — гражданского лица — входят три священнослужителя. Наконец, следующий уровень структуры — помощники командиров соединений, начальников вузов по работе с верующими военнослужащими. Проще говоря, это дивизионные, бригадные или вузовские священники. Их религиозная принадлежность зависит от того, какую веру исповедует большинство военнослужащих (для назначения священника в часть верующие должны составлять там не менее 10% от общего числа). Всего в Вооруженных силах учреждено 240 священнических должностей и 9 — гражданских служащих»10.

Как отметил в своем докладе Предстоятель Русской Православной Церкви на Архиерейском Соборе РПЦ (2 февраля 2013 года), «на 240 вакансий штатных помощников командиров по работе с верующими военнослужащими нами было представлено 137 кандидатов, из которых министерством назначено лишь 27 православных священнослужителей. Также были назначены два представителя Ислама. С назначением нового Министра обороны России 6 ноября прошлого года появилась надежда на положительные изменения. В таких условиях мы призваны прилагать максимум усилий для разрешения ситуации. Вопрос о выделении кандидатов епархиями будет взят под строгий контроль и рассматриваться как один из критериев эффективности работы епархиальных архиереев, причем речь идет не только о количестве, но и об уровне подготовки предлагаемых кандидатур.

Прошлый Собор выразил надежду, что штатное военное духовенство будет вводиться и в тех странах канонической ответственности Московского Патриархата, где этого института еще нет. К сожалению, особого продвижения в данном направлении пока не наблюдается. К примеру, законодательство Украины не предусматривает возможность введения в Вооруженных Силах страны института капелланства. Православное духовенство осуществляет пастырское служение в среде военнослужащих только благодаря личным отношениям с руководителями структур Вооруженных Сил Украины.

Пока ситуация с введением в армии штатного духовенства не получила своего окончательного разрешения, окормление военнослужащих на внештатной основе продолжают осуществлять в России 814 священников, на Украине — 268 священников, в Белоруссии — 77 и в Молдове — 16. В ряде стран, к примеру, в Азербайджане, Казахстане и Узбекистане, законодательство не предусматривает возможности осуществления пастырской деятельности в силовых структурах»11.

Конечно, неофициально священники работают в военных гарнизонах многие годы, однако теперь их военно-церковная служба закрепляется юридически. Соответственно, отныне верующие солдаты и офицеры имеют право удовлетворить свою духовную потребность.

Необходимо также заметить, что Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу. Соответствующее постановление было подписано Дмитрием Медведевым 4 октября 2012 года. Право на отсрочку получили священнослужители, состоящие в штате религиозной организации и находящиеся на официальной должности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2012 г. N 969 "О предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу", квота для священнослужителей составляет 150 человек. Решение о распределении указанной квоты принимается Правительством Российской Федерации.

Для получения отсрочки религиозная организация должна сформулировать просьбу и вместе со списком священников, нуждающихся в отсрочке, и за три месяца до начала призыва передать документы в правительство, которое, в свою очередь, не позднее, чем за 30 дней до призыва переправит их в Министерство обороны. Окончательное решение по поводу отсрочки выносит призывная комиссия военкомата.

Священнослужители, получившие отсрочку, должны будут ежегодно в сентябре предоставлять в призывную комиссию справку, подтверждающую их духовный сан, должность и место службы. В случае лишения священнослужителя сана или увольнения с должности, религиозная организация должна в течение двух недель сообщить об этом в призывную комиссию военкомата.

Тем же постановлением правительство РФ утвердило правила прохождения священнослужителями призывного возраста специальной подготовки, необходимой для исполнения обязанностей по должности помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими. Специальная подготовка осуществляется в добровольном порядке. Она ориентирована на тех священнослужителей, которые вместо срочной службы предпочтут возможность послужить в армии в качестве помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. Организация обучения продолжительностью до двух месяцев, возлагается на Министерство обороны12.

Отсрочку от армии имеют также студенты духовных школ. Впрочем, при желании они могут не пользоваться предоставленной привилегией. Послужить на благо Отечества всегда находятся желающие. (файл Трофимов Максим)

К истории появления военного духовенства в России. Духовные силы13

http://cs310531.vk.me/v310531820/4053/l0torP3bAmU.jpg

<…> В Своде Военных Постановлений (ч. 3, кн. 1, ст. 366 – 390) были опреде­лены основные христианские обязанности личного состава, где отмечалось, что русский человек с детства привыкал находить в религии утешение, опору и на­дежду. Русская Православная Церковь формировала у защитников чувство нравственной бодрости и духовной крепости. Она поддерживала его в самые тяжкие мгновения, она внушала ему ге­ройское самоотвержение и презрение опасностей. Поэтому каждый командир отдельной части старался поддерживать высокие религиозные чувства, требо­вал от подчиненных строгого выполнения всех обрядов церкви и сам подавал в том пример.

Особое уважение церкви к солдатской профессии, обусловленное жертвен­ным характером  служения воина, проявлялся среди прочего и в том, что, когда за Богослужением поминаются живые и усопшие, то из всех мирян только к именам военнослужащих прилагается их звание – «воин». А в заупокойной ек­тении  (молитве, входящей в состав каждого Богослужения и содержащей просьбы, обращения к Богу) непременно поминаются полководцы и воины, на поле брани  за веру и Отечество живот свой положившие. Примечателен также и ответ Иоанна Крестителя, данный воинам, пришедшим креститься от него и спрашивавшим его: «А нам что делать?» Он, «больший»  «из рожденных женами» (Мф.11: 11), не приказал бросить оружие и оставить армию, но повелел лишь: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:14).

Воинов, как и мытарей, приходивших к Иоанну Крестителю волновало одно: могут ли они спастись, не оставляя своего служения? Сам факт их коллективного обращения: «нам что делать?» – красноречиво говорит о том, что главным препятствием ко спасению они считали саму принадлежность к данному роду занятий. Они, так же как и мытари, чувствовали свою вину в том, что их содержание ложится непосильным бременем на народ, знали, что их положение вынуждает их порой к насильственному захвату чужого имущества, к притеснениям ближнего и считали это неизбежным злом своей профессии. Ответ Иоанна свидетельствует о его полной осведомленности в господствовавших в то время среди мытарей и воинов пороках. Путь их спасения состоит в том, чтобы избегать этих пороков, оставаясь каждый на своем месте. Смысл завета, данного воинам, предельно ясен: не употребляйте во зло вашей силы и службы для своей корысти, исполняйте ваш долг; призвание ваше защищать других от обид, а не быть обидчиками, и всячески способствовать порядку и устройству жизни, а не расстройству ее. Надо жить на свое жалованье, а не доносить с целью наживы на нарушающих правительственные запреты. Мытарям тоже не следует обогащаться за счет налогоплательщиков и брать больше, чем они должны передать казну. Поступая так, и те, и другие будут служить Богу и правде.

Евангелие не передает нам поучений, оставленных воинам Самим Спасителем, но содержит несколько эпизодов общения с Ним римских легионеров. Так, римский офицер, командовавший сотней (сотник), в Капернауме смиренно просит Господа об исцелении его слуги, являя этим и веру свою во Христа, и любовь к своему подчиненному. И Господь, исполняя просьбу сотника, удостаивает его высокой похвалы перед множеством народа: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел я такой веры» (Мф. 8.5 – 10). При этом Господь указал на сотника, как на образ бесчисленных избранников из всех народов, которые придут и возлягут на пиршестве веры в вечном царстве Христовом. Знаем из Евангелия еще и о другом сотнике, по имени Лонгин, который стоял на голгофской страже у Креста Христова и в час Его смерти исповедал веру свою в Спасителя, воскликнув: «Воистину Он был Сын Божий!» (МФ. 27.54). Согласно церковному преданию, этот сотник, принявший вскоре крещение, проповедовал Христа на своей родине, за что и принял мученическую кончину (месяцеслов, 16/29 октября).

В книгах Нового Завета мы находим примеры тому, как много зависит от личной воли и расположения тех военнослужащих, на которых возложено исполнение приказов и повелений власти. Мы встречаемся с воинами, которым было поручено бичевать Христа, но они сверх того плевали в Его лицо и издевались над Ним по собственной злобной воле, расхищали у Креста Его одежды из собственной корысти. Но мы встречаем с другой стороны и сотника Юлия, которому было поручено конвоировать апостола Павла и который «поступая с ним человеколюбиво» (Деян. 27.1-3), сделал немало доброго своему узнику. У них возникло особое расположение и доверие друг к другу. Апостол Павел спас от смерти команду корабля, рассказав сотнику о готовящемся во время бури побеге с корабля матросов. Сотник отплатил ему тем же: когда воины охраны сговорились умертвить узников, чтобы застраховаться таким образом от возможного их побега, сотник «желая спасти Павла, удержал их от сего намерения» (Деян. 27.43).

Но самое замечательное событие, связанное с воинами, - это история чудесного крещения сотника Италийского полка Корнилия с семейством (см. месяцеслов, 13/26 сентября). Корнилий был муж «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10.2). И вот ему явился Ангел Божий со словами: «Корнилий! Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак, пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром… Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 10.5-6). Корнилий поступил так, как ему повелел Ангел, и принял крещение от апостола Петра, после чего сразу удостоился обильных даров Святого Духа.

Этот рассказ важен нам не только как свидетельство того, что профессиональный военный может вести в высшей степени богоугодную жизнь. В истории Церкви крещение сотника Корнилия сыграло ключевую, поворотную роль, ибо послужило указанием на то, что Господу угодно начать приобщение к Церкви язычников. С этого момента христианство стало открытым, началась активная проповедь Евангелия среди народов. И первым христианином среди язычников стал военный!

С этим знаменательным эпизодом евангельской истории удивительно перекликается другой, уже чисто научный факт. Самый древний отрывок Евангелия, знаменитая рукопись Джона Райланда, датирующаяся 125 – 130 гг., была найдена в Египте, в местечке Оксиринх среди писем римских воинов, стоявших здесь гарнизоном. Получается, что один из военнослужащих вместе со снаряжением принес с собой Евангелие! Действительно знаменательное совпадение фактов и вдохновляющий для воинов знак! Из всех сословий римского общества воинская среда оказалась самой восприимчивой к Слову Божию. Римские воины были одними из первых, кто принял Благую весть и понес ее дальше, во все концы Вселенной.

В самом строе церковной жизни, подчиненном идее служения, есть черты, роднящие его с основными началами военного строительства. Это подчеркну­тая иерархичность и послушание старшим – как высшая доблесть и как закон.

История свидетельствует, что на протяжении столетий церковь была с рус­ской  армией в лихолетье военных испытаний, в войнах победоносных и не­удачных для России. Она благословляла воинов  на брань в защиту Отечества, воодушевляла и ободряла слабых и нерешительных, утешала раненых, возно­сила молитву о спасении душ погибших на полях сражений, благотворитель­ствовала искалеченным войной, а также сиротам и вдовам павших в боях воен­нослужащих.

Необходимо помнить, что в старой русской армии именно на полковых священниках лежал основной груз обязан­ностей по патриотическому, духовному и нравственному воспитанию воинов. А святой Иоанн Златоуст учил: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуется Бог и радуются люди».         

Это было необхо­димо, чтобы с одной стороны внушить солдату величие и святость его призва­ния и деятельности, как защитникам веры, царя и Отечества. С другой – чтобы умиротворить его душевные томления, нравственно его успокоить и тем удер­жать его от дурных поступков, в том числе и от преступлений. Кто же лучше может объяснить смысл слова Божия  и достигнуть желаемых результатов, как не тот, кто с молодых лет готовился посвятить себя этому делу, кто был призван к тому священным саном, кто умел так глубоко заглянуть в душу солдата и из­брать для этого удобный, подходящий случай образумить и наставить заблуждающегося, то есть – священник.

В целях организации и непосредственного проведения духовно-нравственного воспитания в русской армии и на флоте существовало специальное военно-духовное ведомство, именуемое ведомством военного и морского духовенства. Однако возникло оно не сразу. История военного духовенства уходит своими корнями в эпоху зарождения и развития войска в младохристианской Руси. С 988 года Иисус Христос, как известно, стал для русского народа олицетворением высшей Божественной власти, а для войска – основным вдохновителем и защитником в сражениях и походах. Со времен крещения Руси в Киевской купели Днепровских вод православный духовник обретает статус члена военной корпорации, учителем нравственности и законопослушания. В мирное время основные духовные потребности воинов решал местный приходской священник, ходивший в военные походы дружин наряду с княжескими либо царскими духовниками <…>

Церковная социальная помощь воинам в истории России

Глубочайшее уважение к профессии «защитника Отечества», традиции социального попечения о «служивых людях» проходят через всю историю России. В летописях, повествующих об истории Древнерус­ского государства, содержатся сведения о помощи раненым, о лечении их в больницах при монастырях, об устройстве их в организованные монастырями богадельни. С образованием российско­го централизованного государства данная деятельность получила дальнейшее развитие. Неимущие воины из низших слоев обще­ства и безземельных дворян, не способных существовать без посторонней помощи ввиду тяжести ранения или старости, помещались в монас­тырские богадельни. Так, в 1606-1613 гг. при Троице-Сергиевом монастыре был создан специальный приют для раненных воинов. В 1682 г. в Знаменском монастыре появилась бога­дельня для пожизненного содержания "служилых людей", получивших тяжелые раны на поле боя. Типичным примером может служить и царская грамота Государя Федора Алексе­евича, направленная в 1680 г. архимандриту Тихвинского монастыря Макарию: "Пожаловали мы отставных стрель­цов за их службы и за старость и за увечье; велено им быть у вас в Тихвинском монастыре для прокормления, и пищу, и одежду давать им,_ и им дается в год денежное жалование по рублю по тридцати алтын человеку, да хлеб­ного запасу по четверику толокна, по получетверику го­роха, по четверику круп овсяных, по десяти гривенок соли, да им же даются недельные хлебы братские по хлебу на человека, и кормить их по воскресным дням братской пи­щею"14.

В XVIII в. монастырское призрение вышло на ведущую роль в социальном обеспечении неимущих и немощ­ных воинов, особенно стрельцов и ратников, неспособных к трудовой деятельности. С 1701 по 1724 г. был издан целый ряд ука­зов, посвященных призрению в монастырях "престарелых, раненных, увечных офицеров, урядников и солдат". При Петре I повинность содержания от­ставных офицеров и солдат была распространена на все монастыри. По указу от 28 июля 1719 г. уволенные с воен­ной службы "за ранами и за старостью" солдаты должны были отсылаться в монастыри и получать "жалованье де­нежное и хлебное из монастырских доходов". Несколько позднее Сенатом было установлено, что монастыри обяза­ны выдавать отставным военным жалованье на уровне гар­низонов тех губерний, где находятся обители. В апреле 1722 г. последовало правительственное распоряжение, со­гласно которому "старым и увечным рядовым" в монасты­рях определялось содержание в виде 10 руб. денег, 10 чет­вертей хлеба и дров, а офицерам и унтер-офицерам — в полуторном объеме за счет монастырей15.

В 1731 г. указом Анны Иоанновны монастыри стали получать жалованье на офицеров и солдат в соответствии со специальной Табелью: полковник 100 руб., майор — 46 руб., капитан — 33 руб., поручик — 26 руб., прапор­щик — 16 руб., унтер-офицер — 5 руб., армейский ря­довой — 3,6 руб. в год. Помимо денежного оклада унтер-офицерам и рядовым на­значалась выдача провианта по определенным нормам. Данное положение действовало до 1764 г., когда вместо монастырского попечения указом Екатерины II были созданы специальные инвалидные команды в гарнизо­нах 31 города России. Однако, для офицеров и солдат, не имевших возможности ра­ботать, были постро­ены специальные богадельни при архиерейских домах. Все­го было построено 26 богаделен из расчета по одной бога­дельне в каждой епархии. Они могли принять 765 человек на полное государственное обеспечение16.

С 1 по 11 июля 1914 г. в Петербурге  прошел первый Всероссийский съезд военного и морского духовенства. В нем участвовали 49 военных священников (40 армейских и 9 морских). В повестке дня значилось несколько вопросов, разрабатывавшихся первоначально  в восьми секциях (в первой — вопрос о памятке военному священнику, во второй — богослужебные вопросы, третья называлась учительной, четвертая — библиотечной, пятая — миссионерской, шестая — правовой, седьмая — благотворительной и восьмая — «по свечному делу»). К этим секциям затем были добавлены еще четыре: морская, по  борьбе с алкоголизмом, по религиозно-нравственному воспитанию заключенных и о суде чести. Относительно других средств воздействия на армию в решениях съезда было сказано следующее: «Просветительное значение в деятельности духовенства имеют вне богослужебные собеседования, которые должны проходить по батальонам и ротам не менее одного раза в неделю... Не менее одного раза в неделю следует посещать гауптвахту. Обратить внимание на уроки закона Божия... Предмет уроков и поучений... развитие патриотического чувства преданности государю...  желательна раздача листков и книжек или продажа их,  а также крестиков»17.

Наиболее важным результатом этого съезда явилась подготовленная «памятка» (инструкция) для военного священника. Кроме всего прочего, в ней были сформулированы задачи: «Необходимо быть проводником в паству начал преданности и верности до самопожертвования государю императору», раскрывать обязанности воинов «в духе непоколебимой преданности вере», прививать идею «беспрекословного повиновения начальству». Инструкция определяла круг обязанностей всех прибывавших на театр военных действий священников. Она указывала полковому и бригадно-артиллерийскому священнику, что их место во время боя — не тыловой обоз, а передовой перевязочный  пункт, где обычно скапливались раненые. Если же обстоятельства требовали, военный священник должен был идти и в окопы. Строевой пастырь имел обязанность помимо выполнения собственно священнических функций помогать врачам, заведовать уборкой с поля боя убитых и раненых, заботиться о поддержании в порядке могил убитых, извещать их родственников, а также родных раненых  воинов, писать письма от имени больных на родину, размещать походные библиотеки и т. д. Но главное, что должны были делать священники на фронте, — это утешать, морально помогать переносить лишения, стараться быть той нравственной опорой, на которой, собственно, и держится армия любого государства. «Священники первые должны были показывать своим пасомым пример твердости веры, стойкости в исполнении долга, трезвости и благоповедения. Замеченные в нетрезвости и плохом поведении будут увольняемы из ведомства», — говорилось в инструкции о работе священнослужителей в боевой обстановке18.

Нельзя не сказать о существенной роли Православной Церкви в социальном попечении воинов в периоды военного лихолетья. «Так, осенью 1914 г. Сове­ты церковно-приходских попечительств начали кампанию по оказанию помощи семьям, из которых мужчины призывного возраста были мобилизованы на войну. Приходски­ми попечительскими советами проводились церковные кружеченые сборы, практиковались обходы имущих граждан и принимались пожертвования по подписным листам, по­ощрялись денежные поступления от предпринимательских объединений и заведений. В результате за первый год вой­ны церковноприходские попечительства, создали благотво­рительный фонд в сумме 6 млн рублей, из которых 50% было собрано среди прихожан. Из этого фонда до осени 1915 г. получили различные финансовые пособия 2 млн 200 тыс. семей военнослужащих. Наряду с денежной под­держкой приходские попечительские советы использовали такие формы помощи, как бесплатная выдача семенного зерна для посева, вспашка полей, уборка урожая, заготов­ка для семей военнослужащих дров на зимний период, вы­деление ссуд для приходящих в упадок крестьянских хо­зяйств. Во время осенних полевых работ 1915 г. церковно­приходские попечительства открыли в помощь семьям с ма­лолетними детьми сотни детских яслей, организовали на началах самопомощи коллективную запашку и уборку по­лей "солдаток", создавали приюты для призрения сирот или определяли их в ремесленные училища.

По призыву Синода монастыри и церковные приходы активно участвовали в милосердной помощи беженцам. Во всех епархиях и крупных городах были созданы комитеты-попечения о беженцах. В 1915 г. по решению московского епархиального руководства беженцам были предоставлены помещения в Ново-Андроньевском, Новоспасском и Симоновом монастырях для 200 семей. Монастыри и приходы Москвы провели сборы пожертвований в пользу беженцев. Их результатом стала материальная поддержка пострадав­шим от войны в сумме 40 тыс. рублей. Тамбовская епархия выделила для беженцев в мужских монастырях 500 мест и в женских монастырях 400 мест. 7—8 сентября 1915 г. во всех церковных приходах был организован сбор пожертвований для оказания помощи беженцам. По постановле­нию съезда настоятелей монастырей Курской епархии во всех монастырских гостиницах отводились места для бе­женцев и Комитету по призрению беженцев выделялось 3 тыс. руб.

Крупным и сложным участком социально-попечительс­кой деятельности церкви в годы войны стало создание и содержание госпиталей для раненных воинов. Вскоре пос­ле начала войны, в августе 1914 г., Московская епархия создала специальный Комитет помощи больным и раненным военнослужащим. В первые же месяцы войны церковь от­крыла госпитали при Николо-Угрешском монастыре (300 мест), Знаменском (150), Сретенском (80), Ново-Спасском (60), Донском (35), Покровском, Даниловом и Никольском монастырях (100 мест). К концу 1914 г. на церковные сред­ства в Московской православной епархии было учреждено 90 лазаретов на 1200 мест.

С учетом местных условий и материальных возможнос­тей каждая епархия принимала деятельное участие в ока­зании помощи больным и раненным солдатам и офицерам. Тверское духовенство осенью 1914 г. решило открыть гос­питаль на 50 мест при архиерейском доме. На его оборудо­вание и содержание выделялось 45 тыс. рублей, отчислен­ных их монастырских капиталов и собранных по подпис­ным листам в церковных приходах. Уход за больными и ра­неными взяли на себя монахини Тверского женского монас­тыря. Наряду с этим в Тверской епархии были учреждены госпитали при Вышневолоцком, Казанском и Могилевском женских монастырях. Другие женские монастыри направи­ли в городские и земские госпитали губернии 150 монахинь в качестве сестер милосердия и сиделок. Для размещения военного госпиталя было выделено здание при Тверской духовной семинарии на 500 мест. В Тульской епархии гос­питали для больных и раненных воинов начали действовать в  1914 г. при Белевском, Иверском, Новосиньковском и Щегловском монастырях. Духовенство и церковные прихо­ды Курской епархии содержали госпитали при Знаменском, Воскресенском монастырях и ряде других обителей.

Война неизбежно сопровождалась многократным уве­личением численности инвалидов и чрезвычайно обострила проблему их жизнеустройства и патронажа. В 1915 г. Синод выступил со специальным обращением, в котором призы­вал православные епархии взять на себя часть государствен­ной заботы об увечных солдатах и офицерах и принять уча­стие в оказании помощи выздоравливающим воинам. Синод просил епархиальное руководство изыскать возможности для открытия при монастырях инвалидных богаделен, а так­же приютов, в которых выздоравливающие солдаты и офи­церы могли бы окончательно поправить свое здоровье. Это обращение Синода нашло живой отклик в епархиях, мона­стырях и церковных приходах. По полученным с мест све­дениям на 1 июня 1915 г., они выразили готовность оборудо­вать в монастырях богадельни для увечных воинов на 2 тыс. мест, причем 1500 человек принимали на содержание за счет церковных средств»19.

Технологии церковной социальной работы с военнослужащими и членами их семей

http://spbda.ru/up/news/article/09_13_news/17.09.13_army_s.jpg

В Основах концепции работы с верующими военнослужащими в вооруженных силах РФ сказано о том, что «Органы по работе с верующими военнослужащими в мирное и военное время обязаны:

- организовывать и проводить религиозные обряды и церемонии, обеспечивающие право военнослужащих на свободу вероисповедания;

- содействовать формированию у военнослужащих сознательной мотивации исполнения воинского долга в соответствии с Военной присягой, готовности в любой момент выступить на защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

- активно и целенаправленно участвовать в формировании таких качеств у личного состава как патриотизм, долг, честь, дисциплинированность, верность традициям своего народа и Вооруженных Сил Российской Федерации;

- организовать духовное просвещение и участвовать в духовно-нравственном воспитании военнослужащих;

- проводить индивидуально-воспитательную работу, изучать взгляды, настроения и поведение военнослужащих в различной обстановке;

- оказывать помощь командирам в укреплении единоначалия, разъяснении важности решаемых задач, а также в поддержании сознательной воинской дисциплины, профилактике и недопущении негативных проявлений в армейской среде, а также по отношению к местному населению и военнопленным;

- изучать религиозную обстановку в воинских коллективах и местах дислокации войск и сил флота, анализировать ее влияние на выполнение задач в мирное и военное время и готовить соответствующие предложения командованию.

- вести постоянную работу по оказанию моральной, психологической и духовной поддержки личному составу в походах, в боевых порядках, а также в лечебных и оздоровительных учреждениях.

- активно способствовать поддержанию личного состава в состоянии высокой боеспособности, психологической устойчивости, наступательного духа, мужества, стойкости, терпения, и самоотверженности в бою.

- заботиться об оказании необходимой медицинской и психологической помощи раненым и пострадавшим, о достойном погребении погибших и умерших»20.

Технологии военно-патриотического воспитания допризывной и призывной молодежи

Военно-патриотическое воспитание допризывной и призывной молодежи ориентировано на уменьшение количества случаев уклонения от прохождения службы в Вооруженных силах РФ, сокращение преступлений среди военнослужащих,  создание комплексной системы социальной помощи военнообязанной молодежи.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором в 2000 году, понятию «патриотизм» дается следующее определение: «Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять  развивать национальную культуру, народное самосознание»21.

Православная Церковь всегда призывала свой народ любить Отечество, не щадить жизни для его защиты, если ему угрожает опасность. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). О патриотизме в истории Русской Православной Церкви написано немало. К примеру, смотрите следующие статьи: С.Г. Зубанова «Православие  -  религия  российских патриотов: к 65-летию  великой победы над фашистской Германией», Д. Карпук «Провиденциальное значение Отечественной войны 1812 г. в истории Российской империи (К 200-летнему юбилею Отечественной войны)», А. Кострюков «Русское военное духовенство в 1917 году», М.В. Шкаровский «Использование храмов для патриотического воспитания в блокадном Ленинграде»,  «Святейший Патриарх Сергий в годы Великой Отечественной войны». Также рекомендуем к изучению диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия священника Димитрия Полохова «Нравственно-патриотическое воспитание в вооруженных силах на основах православной христианской веры».

Социальная адаптация военнослужащих срочной службы

Церковная социальная работа с лицами, призванными на военную службу, должна быть нацелена на сопровождение процес­са адаптации к условиям военной службы, а также на создание в коллективе здоровой моральной обстановки. Осо­бое внимание должно уделяться профилактике неуставных взаи­моотношений между военнослужащими.

Традиции русской армии и опыт воспитательной работы в Вооруженных Си­лах РФ позволили разработать ряд рекомендаций – «О порядке приема, ввода в строй моло­дого пополнения и назначения на воинские должности выпускни­ков учебных воинских частей». Особое внимание уделяется здесь начальному периоду службы.

По результатам социальной диагностики и психодиагностического исследования специалисты определяют группы риска среди военнослужащих и разрабатывают для духовников и заместителей военных частей по воспитательной работе практические рекомендации по индивидуальной и групповой коррекционной работе с ними, организации содержательного досуга военнослужащих, формированию навыков конструктивного бесконфликтного общения. Как правило, особое внимание в рамках индивидуальной воспитательной работы уделяется военнослужащим, отличающимся замкнутостью, тоскующим по дому, подвергающихся насмешкам со стороны товарищей.

В этот период адаптации военнослужащих армейским священникам очень важно проявлять заботу, создать обстановку доброжелательности в коллективе молодых солдат, не допустить оказание военнослужащими старшего призыва морального давления на молодежь и проявления грубости, неуставных взаимо­отношений в любых проявлениях.

Одной из наиболее эффективных форм профилактически-коррекционной работы в воинских коллективах является социально-психологический тренинг. Так, тренинг предупреждает появление конфликтных ситуаций, снимает эмоциальное напряжение, ускоряет процесс овладения навыками эффективного социального поведения, способствует развитию коммуникативных возможностей человека и сплоченности воинского коллектива и др. Помимо духовно-ориентированной терапии и просветительской работы с молодежью технологии могут включать ролевые игры, арт-терапию, метод моделирования и когнитивные методики.

Отдельным методом церковной социальной работы является использование профилактических и информационных лекций. Лекции могут быть направлены па предупреждение негативных явлений в военной среде, в частности, алкоголизма, сквернословия, внеуставных отношений.

Социальная работа с молодыми офицерами-выпускниками военных вузов

Офицеры – это те люди, которые несут ответственность за организацию деятельности армейских структур, от их личностных характеристик зависит спо­собность выполнить возложенные на Вооруженные Силы функ­ции.

Большое значение в процессе адаптации имеет начальный период ста­новления молодого офицера, когда бывшему курсанту вверяется подразделение молодых ребят, именно на этом этапе проис­ходит формирование и закрепление профес­сионального мировоззрения и поведения, этических характеристик личности. Священникам, несущим военное служение, важно участвовать в процессе воспитания у при­бывших офицеров сознательного отношения к исполне­нию своих обязанностей, привития чувства ответственности за свою работу. Просветительская и воспитательная работа должна быть ориентирована на изучение профессиональных воинских традиций, формирование необ­ходимых ценностных ориентаций. Если нужно, священники помогают другим специалистам в решении социально-бытовых и психологических проблем молодых офи­церов и их семей.

Социальная работа с участниками боевых действий и вооружен­ных конфликтов22

На сегодняшний день проблема вооружённых конфликтов между государствами продолжает оставаться актуальной. В августе 2008 года на весь мир прогремели события в Южной Осетии. Работа по социальной поддержке военнослужащих – участни­ков боевых действий и вооруженных конфликтов имеет в нашей стране богатые традиции. Особенностями данной категории воен­нослужащих являются наличие боевого опыта и знакомство с экс­тремальными ситуациями. Многие из них имеют ранения и стра­дают от заболеваний, возникших вследствие пребывания в боевых условиях. Значительной проблемой является дезадаптация в мирной жизни.

Принимаются следующие меры: оказываются содействие в трудоустройстве, выделяется материальная помощь; выделяются денежные средства на оплату обучения, приобретения жилья и санаторно-курортных путёвок, оказывается адресная материальная помощь; ведётся работа по увековечиванию памяти военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга в горячих точках и в мирное время и др.; организуются торжественные приёмы и т.д.23

Сегодня практически все федеральные органы исполнительной власти, где законодательством предусмотрена военная служба, имеют центры социально-психологической помощи и реабилитации, в которых ведется консультация, ра­ботает телефонная служба психологической помощи. Существует практика целенаправленных выездов специалистов для работы в во­инские части. К этому нужно добавить наличие медико-оздоровительной базы — военных санаториев, домов отдыха и турбаз.

Важнейшими задачами являются облегчение тяжелого материального положения семей, помощь вдовам погибших в трудоустройстве, преодоление тяжелой психологической травмы в связи с гибелью отца и супруга, обес­печение летнего отдыха детей, государственная поддержка в полу­чении образования24.

У военнослужащих, участвовавших в военных действиях и не сумевших адаптироваться к мирной жизни, развивается психическая травма. Выделяют две формы психического переживания травмирующего события:

  • Реально присутствующая вызывается непосредственным огневым воздействием противника: боевые потери, гибель, ранения, увечья сослуживцев. Эта группа факторов отличается высокой интенсивностью психотравмирующего воздействия.
  • Гипотетическая форма возникает в результате появления угрозы для жизни. Сюда относятся следующие факторы: информация об имевших место в районе обстрелах, боевых столкновениях, нападениях и т.п., в том числе о боевых потерях личного состава, гибели, ранениях военнослужащих; вид разрушенных строений, пожаров, последствий применения средств поражения; средства информационно-психологического воздействия противоборствующей стороны (листовки, лозунги)25.

В отдельную группу выделяют факторы, оказывающие психогенное воздействие скорее на уровне бессознательного и связанные с особенностями человека как разумного существа. К ним относятся: необходимость применения боевого оружия на поражение; вид трупов и обезображенных тел; нарушение ритма сна и бодрствования, особенно когда отдых протекает в условиях потенциальной готовности к активным действиям. 

Наиболее тяжело влияющие на психику обстоятельства, практически всегда вызывающие психотравму: гибель товарищей, сослуживцев; применение оружия на поражение в условиях визуального контакта, т.е. когда реально наблюдается результат поражения противника; реально наблюдаемые массовые гибели военнослужащих, большое количество раненных и изувеченных людей26

На основании опыта Первой мировой войны было сделано наблюдение, что даже физически здоровые военнослужащие обнаруживали симптомы психических заболеваний27. В наше время это подтверждается данными исследования, проведённого в Чечне. У чеченских боевиков сформировалась массовая реактивная депрессия с множеством выраженных болезненных проявлений. По данным этого же исследования было выявлены  характерные особенности чеченских боевиков:

  • апатичное поведение с приступами немотивированной жестокости;
  • вспышки маниакальной агрессии;
  • инверсия депрессии;
  • интеллектуальное упрощение;
  • нередко сопровождение психологической депрессии суицидальными мыслями;
  • затруднение адаптации в мирной жизни, появление конфликтов с  женщинами и с невоевавшими мужчинами28.

К психологам часто обращаются женщины с трудностями в общении с мужьями, побывавшими в зонах военных конфликтах. Американские специалисты рекомендовали жёнам военнослужащих, участвовавших в военной операции «Буря в пустыне» в районе Персидского залива действовать в соответствии с некоторыми правилами:

  • внимательно  и заинтересовано выслушивать рассказы о пережитом (дать человеку высказаться при моральной поддержке близкого и любимого человека);
  • оказывать помощь и поддержку при попытках психологически вернуться в нормальную, привычную жизнь;
  • проявлять внимание и терпение к проблемам, которые неизбежно возникают после боевого стресса (психологический дискомфорт, повышенная раздражительность, возможное длительное депрессивное состояние);
  • признать и учитывать факт изменения обоих супругов за время разлуки;
  • уделять особого внимания детям, чтобы они не оказались без должного внимания и заботы;
  • создать благоприятную интимную обстановку;
  • не поощрять употребление алкоголя и других психоактивных веществ29.

Кроме стресса последствием военных действий является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Сегодня под ПТСР понимается психогенное заболевание, обусловленное военным стрессом или другими экстремальными ситуациями, событиями, способными вызвать дистресс почти у любого человека. ПТСР – термин нехарактерный для российской психиатрии («посттравматическим» принято было называть нарушения психики, возникшие в результате черепно-мозговых травм)30. По мнению современных учёных посттравматическое стрессовое расстройство включает в себя не только наличие травмирующего события в прошлом, но и реакцию человека на него31. После травмирующей ситуации человек переживает острое состояние травматического стресса (длительностью до одного месяца) по окончании воздействия стрессоров, после чего большинство людей приходит в обычное для них состояние. Если реакция на стрессоры продолжается по истечении этого срока, то человек может перейти в состояние ПТСР, что затрудняет его адаптацию к обычным условиям жизни и приводит к возникновению различных дезадаптивных форм поведения32. Симптомы ПТСР проявляются в течение нескольких месяцев с момента травматизации. В первые дни и часы после травмы преобладает шок или состояние острого горя. Зачастую в дальнейшем наступает спонтанное излечение: в течение года после травмы треть пострадавших избавляется от симптомов стресса и посттравматического стрессового расстройства, а через 4 года у половины пострадавших наблюдается полное отсутствие жалоб33. Ключевым моментом является неопределенная отсроченность возникновения ПТСР, что затрудняет оказание медицинской и психологической помощи34.  

Критерии ПТСР в МКБ-10:

  • Человек должен быть подвержен воздействию стрессорного события или ситуации (как краткому, так и длительному) исключительно угрожающего или катастрофического характера, что способно вызвать общий дистресс почти у любого индивидуума.
  • Стойкие воспоминания или «оживление» стрессора в навязчивых реминисценциях, ярких воспоминаниях или повторяющихся снах, либо повторное переживание горя при воздействии ситуаций, напоминающих или ассоциирующихся со стрессором.
  • Человек должен обнаруживать фактическое избегание или стремление избежать обстоятельств, напоминающих либо ассоциирующихся со стрессором.
  • Любое из двух: 1. психогенная амнезия, частичная или полная, в отношении важных аспектов периода воздействия стрессора. 2. стойкие симптомы повышения психологической чувствительности или возбудимости (не наблюдавшиеся до действия стрессора), представленные любыми двумя из следующих: затруднение засыпания или сохранения сна; раздражительность или вспышки гнева; затруднения концентрации внимания; повышения уровня бодрствования; усиленный рефлекс четверохолмия.

Критерии Б, В и Г возникают в течение 6 месяцев после стрессогенной ситуации или в конце периода стресса35.

На успешность адаптации жертв психической травмы влияют такие социальные факторы, как отсутствие физических последствий травмы (уродства, инвалидности), прочное финансовое положение, сохранение прежнего социального статуса, наличие социальной поддержки со стороны общества и референтной малой группы. Если это отсутствует, то возрастает вероятность дезадаптации жертв травматической ситуации36.       

Участники боевых действий и вооруженных конфликтов долж­ны постоянно быть объектом внимания государства37 и общественных организаций. В первую очередь, социальная помощь должна оказываться военнослужащим, получившим ранения, а также членам семей погибших военнослужащих, которые сталкиваются с ситуацией горя. Известный российский психотерапевт Ф.Е.Василюк описывает состояние горя следующими словами: «Переживание горя, быть может, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни. Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Как страдание переплавляется в мудрость? Все это – <…>насущные вопросы, знать конкретные ответы на которые нужно хотя бы потому, что всем нам рано или поздно приходится, по профессиональному ли долгу или по долгу человеческому, утешать и поддерживать горюющих людей»38.

Горе – это естественная реакция на особо значимую и необратимую утрату (чаще всего по отношению к смерти близкого человека). Это комплекс переживания, сила и спектр которых связаны с тем значением, которое имела утрата для человека в прошлом, настоящем и будущем;  процесс переживания утраты, направленный на её постепенное принятие – интеграцию опыта утраты. Под утратой в данном определении понимается потеря значимой для личности ценности, объекта или человека (близкого человека, семьи, дома, здоровья, работы, значимой материальной ценности, социального статуса, духовной ценности и пр.)39.

Различают такие виды горя, как:

  • детское (характеризуется трудностями осмысления потери из-за несформированности адекватных психологических защит);
  • супружеское (реакция на утрату самого близкого человека, сопровождается многими сложными чувствами);
  • родительское (смерть ребёнка обычно воспринимается как противоестественное событие, переживается долго и интенсивно, как правило, с сильными чувствами протеста, возмущения, вины и депрессии)40.

По другим классификациям выделяют нормальное и патологическое горе. Нормальное – горе, при котором человек принимает утрату, в последствии начинает жить полноценной жизнью. Патологическое – переживание горя остаётся  незавершённым, что выливается в различные психологические проблемы, ведущие в дальнейшем к дезадаптации. Отдельно следует отметить синдром, возникающий сразу после кризиса или отсрочено – острое горе. Он может не проявляться явным образом, или наоборот, проявиться в подчёркнутом виде. Вместо типичного синдрома могут проявиться искажённые картины (представляют собой какой-нибудь отдельный аспект горя), которые соответствующими методами могут быть трансформированы в нормальную реакцию горя41.

Виды острого горя:

  • Хроническое горе – переживание носит постоянный характер, не наступает интеграция утраты. Признаки: тоска по человеку, с которым была эмоциональная связь; интенсивные переживания при упоминании об утрате (даже спустя большой промежуток времени).
  • Конфликтное (преувеличенное) горе – искажение или усиление одного или нескольких признаков горя (особенно чувства вины и гнева). Выход из этого состояния через эйфорические состояния, переходящие в длительную депрессию с идеями самообвинения.
  • Подавленное (маскированное) горе – незначительные или полностью отсутствующие проявления горя. Вместо них появляются соматические жалобы, у человека возникают признаки заболевания умершего с последующим развитием ипохондрии.
  • Неожиданное горе – внезапность усложняет принятие и интеграцию утраты, задерживает их развитие. Появляются интенсивные чувства тревоги, самообвинения и депрессия. Возможны суицидальные мысли и планы.
  • Отставленное горе – переживание откладывается на длительный период. Сразу после утраты появляются эмоциональные проявления, но потом они прекращаются. Новые утраты или напоминания могут пять запустить механизм переживания.
  • Отсутствующее горе – отсутствуют внешние проявления, человек отрицает утрату или находится в состоянии шока42.

При столкновении с утратой переживание горя неизбежно. Как писал П.Калиновский: «От горя невозможно спрятаться, его нужно пережить. Горе необходимо принять на рациональном и эмоциональном уровнях, в противном случае это может привести к хронической депрессии, потери смысла жизни»43. Признаками того, что человек принял утрату и пережил горе, являются: уменьшение страдания, появление позитивных чувств, способность говорить об утрате, появление новых смыслов или возрождение прежних, появление планов на ближайшее и отдалённое будущее, появление активности44.

Работа с взрослыми людьми, в подростковом возрасте потерявшими родителей, показала, что следует поощрять выражение горя у детей и подростков. Дети и подростки реагируют на смерть в зависимости от возраста. Ребёнок должен знать, что горе – это переживание, имеющее начало и конец. Для него важно видеть, что взрослые погружаются в горе и справляются с ним45.

Б. Вольфе сформулировал четыре задачи для детей, переживающих горе, с целью их реабилитации:

1. осознать горе и начать искать смысл за пределами произошедшего;

2. идентифицировать, подтвердить и конструктивно выразить сильные реакции на потерю;

3. отмечать все даты, связанные с утратой;

4. продолжать жить дальше с любящими людьми46.

Технологии профилактики негативных социальных явлений в воинских коллективах

Под негативными социальными явлениями в воинских коллективах мы понимаем нарушения уставных правил вза­имоотношений, алкоголизм, табакокурение, наркоманию, попытки совершить суицид во время прохождения службы.

Наиболее сложным из перечисленных направлением деятельности, пожалуй, является предотвращение неуставных взаимоотношений. Данная деятельность включает в себя следующие этапы работы:

  • диагностика признаков неуставных взаимоот­ношений;
  • профилактика нарушений уставных правил взаимоотноше­ний между военнослужащими;
  • организационные и воспитательные меры по пре­сечению выявленных неуставных взаимоотношений.

Диагностика неуставных взаимоотношений предполагает:

  • анализ морального климата воинского коллек­тива, личностных взаимоотношений военнослужащих;
  • изучение социально-психологических процессов в коллективе, его неформальной структуры (выявление неформальных лиде­ров и различных микрогрупп);
  • выявление признаков наличия в воинских коллективах неустав­ных взаимоотношений;
  • выявление военнослужащих, которые могут быть жертвами неуставных взаимоотношений, и включение их в группу риска для дальнейшей углубленной работы с ними, контроля их адаптации к условиям воинской деятельности;
  • выявление военнослужащих, которые могут стать проводника­ми и организаторами неуставных взаимоотношений, для профилактической работы и повышенного контроля.

Предотвращение неуставных взаимоотношений предполагает:

  • влияние на лидеров микрогруппы в воинских коллективах;
  • организацию противодействия негативным явлениям;
  • создание благоприятных условий службы, заботу о быте и здоровье личного состава;
  • социальную защиту военнослужащих;
  • психолого-педагогическую коррекцию военнослужащих, испыты­вающих трудности в адаптации к условиям армейской службы. Предотвращение нарушений уставных правил взаимоотношений имеет следующие основные формы работы:
  • индивидуальная воспитательная работа;
  • беседы на общих собраниях военнослужащих;
  • организация тьютерства молодых военнослужащих;
  • поддержание связи и работа с родителями;
  • использование возможностей средств массовой информации, наглядной агитации, стенной печати;
  • использование художественных и документальных кинофиль­мов, художественной литературы, посвященной вой­сковому товариществу;
  • работа с сержантами;
  • соци­ально-психологические тренинги, обучение приемам психоло­гической саморегуляции;
  • выявление лидеров и работа с ними и др.47

Методы предотвращения алкоголизма, табакокурения и наркомании во время прохождения службы мало чем отличаются от применяемых к другим категориям населения, поэтому подробнее о них смотрите параграф 5.11. Однако, порой встречаются воистину удивительные технологии преодоления этих пагубных для человека пристрастий. К примеру, в начале 1990-х гг. при Свято-Смоленской Зосимовой пустыни был создан уникальный хоровой коллектив – православный солдатский хор "За Веру и Отечество", благодаря обучению солдат духовной музыке руководству военной части удалось решить целый комплекс задач. Или другой пример – создание храма при Оренбургском гарнизонном военном госпитале. Появился храм в первую чеченскую компанию, когда раненые, привезенные из Чечни, были неуправляемы, у многих наблюдалась депрессия, в качестве «утешения» солдаты доставали с «воли» наркотики и водку. С тех пор при госпитале работают сестры милосердия.

Относительно суицида, к сожалению, вынуждены констатировать, что во время прохождения военной служ­быданные происшествия не редкие явления.

Как отметил в своем интервью сотрудник военного отдела РПЦ МП протоиерей Михаил Васильев, «до 1917 г. в царской армии случаи суицида были только среди офицеров: неразделённая несчастная любовь, оскорблённая честь. Сейчас почти все самоубийства приходятся на солдат-срочников. Предупредить трагедию — главное для священника. Например, в Екатеринбургской епархии, на территории которой дислоцируется около 400 воинских частей различных силовых структур, число самоубийц снизилось в 12 раз. Основная причина самоубийств в армии — неприспособленность солдат к житейским трудностям. И молодой человек, не имея веры в Бога, пытается что-то доказать этим страшным шагом девчонке, родителям, командирам. Я много читал таких предсмертных записок. За самоубийство нет прощения. По церковным канонам, до XVII века такого человека запрещалось хоронить не только в церковной ограде, но и в земле. И чаще всего самоубийцу оставляли в лесу, заваливая хворостом…»48

Исследования свидетельствуют, что лишь один из 10 военнослужащих, совершавших попытку су­ицида, имел твердое желание умереть, остальные лишь пытались при­влечь к себе внимание и, тем самым,  получить по­мощь окружающих.

К основным направлениям предотвращения самоубийств среди военнослужащих относятся:

  • своевременное выявление признаков предсуицидального пове­дения;
  • обучение должностных лиц методам работы по про­филактике суицидов среди военнослужащих;
  • создание в воинских коллек­тивах и семьях военнослужащих здорового морального климата;
  • вмешательство при несоблюдении принципа справедливости (см. параграф 1.3.) при решении кадровых, служебных вопросов, при распределении материаль­ных благ и т.п.;
  • организация полноценного досуга военнослужащих.

Социальная работа по диаконии-компенсации различных категорий во­еннослужащих

На сегодняшний день в России насчитывается приблизительно 200 тыс. инва­лидов боевых действий. Церковная социальная работа с ними предполагает, главным образом, восстановление подчас утраченных смысложизненных ориентиров, а также – ресурсов жизнедеятельности, соци­альных связей и отношений.

Социальная компенсация включает в себя следующие виды:

  • собственно социальную;
  • социально-профессиональную;
  • духовную;
  • социально-медицинскую;
  • социально-педагогическую.

Основные направления диаконии-компенсации:

  • со­здание благоприятных морально-психологических условий для  военнослужащего-инвалида, формирова­ние у него реалистической самооценки;
  • оказание материальной поддержки, предоставление необходимых средств передвижения, обеспечение жильем;
  • помощь в адаптации к социальной среде, создании условий для взаимодействия с другими людьми, имеющими сходные проблемы;
  • организация медико-социального патронажа;
  • направление на профессиональную подготовку или переподготовку, трудоустройство.

Социальная работа с семьями военнослужащих

Как было уже сказано выше,  семья военнослужащего наравне с самим военнослужащим переносит все тяготы военной службы. Поэтому именно социальная работа с семьей должна быть в фокусе внимания военного священника. Выделим основные направления социальной ра­боты с семьями военнослужащих:

  • внимание к состоянию духовно-нравственной атмосферы в семьях военнослужащих, утверждению в них трезвого образа жизни;
  • учет потребностей молодых и многодетных семей, семей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обя­занностей, имеющих детей с особыми потребностями, при рассмотрении вопросов оказания материальной помощи;
  • забота об организации семейного отдыха и оздоровления детей военнослужащих;
  • направление усилий на повышение престижа прочного семей­ного союза, материнства и отцовства, ответственности супругой за сохранение семьи, создание в ней обстановки высокой нравственности и взаимного уважения, способствующей успешному выполнению военными кадрами их служебного долга.


1 Авт.-сост.: Астэр И.В., к.филос.н., доцент РГПУ им.А.И. Герцена, СПбГИПСР

2 Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004.  — С. 223.

3 Тарент И.Г. Технологии социальной работы в Вооруженных силах Российской Федерации // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб.пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2011. - С.199-200.

4 См.: «О статусе военнослужащих». Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ. Ст. 5.

6 В минобороны определили правовой статус военных священников // [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=4&s=19&id=11554 Дата обращения: 19.09.2013

7 Первый в России выпуск военных священников прошел в Москве //[Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2927739.html Дата обращения: 19.09.2013

8 Из интервью с руководителем сектора ВДВСинодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами иереем Андреем Шеломенцевым// Иерей Андрей Шеломенцев. Главное для священника ВДВ — горение сердца. -[Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3163321.html Дата обращения: 19.09.2013

9 Священники идут в армию // [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1439996.html Дата обращения: 19.09.2013

10 Там же.

11 Святейший Патриарх Кирилл о штатном военном духовенстве // [Электронный документ]. – Режим доступа: http://kapellan.ru/svyatejshij-patriarx-kirill-o-shtatnom-voennom-duxovenstve.html Дата обращения: 19.09.2013

12 Священнослужителям предоставили право на отсрочку от призыва на военную службу // [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.pobeda.ru/content/view/12232/285/ Дата обращения: 19.09.2013

13 Из книги: Котков В.М. Коткова Ю.В. Военное духовенство России. Страницы истории: Учеб. пособие. -   СПб., 2005. – 187 с. - [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.pobeda.ru/content/blogcategory/41/359/ Дата обращения: 19.09.2013

14 Цит. по: Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - С. 228.

15 Там же, с.229-230.

16 Там же, с. 235

17 Цит. по: Пчелинцев А. Русская православная церковь и армия: опыт истории и современные проблемы взаимодействия  //  Православная церковь при новом патриархе / под ред. А. Малашенко и С. Филатова; Моск. Центр Карнеги. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — [Электронный документ]. – Режим доступа: http://carnegieendowment.org/files/web_Ortodox_Book_RUS.pdf Дата обращения: 10.10.2013 (файл Pchelintsev_armia_i_tserkov)

18 Там же.

19 Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России: Учебное пособие. —М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004.  — С.152-155

20 Основы концепции работы с верующими военнослужащими // [Электронный документ]. – Режим доступа: http://kapellan.ru/osnovy-koncepcii-raboty-s-veruyushhimi-voennosluzhashhimi-v-vooruzhennyx-silax-rf.html Дата обращения: 19.09.2013 (файл Основы концепции работы с верующими военнослужащими)

21 Основы социальной деятельности РПЦ // Инф. Бюлл. №1– Апрель 2001.– М., С. 21.

22 Материал подпараграфа подготовлен совместно с психологом, выпускницей СПбГИПСР, А.П. Алентовой

23 Щекотов В.Г. Социальная защита граждан, прошедших локальные войны и вооружённые конфликты. //Социальная работа, М-ва. – 2008, №1.с. 22-23

24 Тарент И.Г. Технологии социальной работы в Вооруженных силах Российской Федерации // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб.пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2011. - С.221-222.

25 Лыскова В. Отголоски «горячих точек» //Социальная работа, М-ва. – 2006, №1. – с.27.

26 Там же.

27 Люнгберг Л. Стресс: его военные следствия – медицинские аспекты и проблемы //Эмоциональный стресс /Под ред. Мясищева В.Н. – Л.: Изд-во «Медицина», 1970. – с. 257

28 Китаев – Смык Л.А. Стресс войны: Фронтовые наблюдения врача – психолога /М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологи. – М., 2001. – с.71.

29 Лыскова В. Отголоски «горячих точек». //Социальная работа, М-ва. – 2006, №1. – с.28

30 Хохлов Л.К.  Посттравматическое стрессовое расстройство и проблема коморбидности. //Социальная и клиническая психиатрия. 1998, №2. – С.116.

31 Колодзин Б. Как жить после психической травмы Пер. с англ. Савельевой И.В. – СПб.: «Шанс», 1992. – С.9.

32 Лазебная Е.О., Тарабрина Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы. //Психологический журнал. – 1992. – Т13. №2. - С.16.

33 Тарабрина Н.В. Практикум о психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2001. – С.47.

34 Лазебная Е.О., Тарабрина Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы. //Психологический журнал. – 1992. – Т13. №2. - С.16.

35 Тарабрина Н.В. Практикум о психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2001. – С.49-50.

36 Лазебная Е.О., Тарабрина Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы //Психологический журнал. – 1992. – Т13. №2. -С.22

37 Существуют нормативно-правовые акты в данной сфере, основным из которых является Федеральный закон «О ветеранах».

38 Василюк Ф.Е. Пережить горе // О человеческом в человеке / Под ред. И.Т.Фролова. – М., 1991. – С.230

39 Мастерская психологического консультирования Дмитрия Трунова //Журнал практического психолога. Спец. выпуск. 2006, №4. – С.112.

40 Шефов С.А.Психология горя. – СПб.: Речь,2006. – С.7.

41 Там же. - с.10

42 Мастерская психологического консультирования Дмитрия Трунова //Журнал практического психолога. Спец. выпуск. 2006, №4. –  С.119-120.

43 Калиновский П. Смерть и после… – СПб.: «СПИКС»,1994. – С. 402.

44 Мастерская психологического консультирования Дмитрия Трунова //Журнал практического психолога. Спец. выпуск. 2006, №4. – С.118.

45 Волкан В., Зинтл Э. Способы преодоления горя: адаптация и психотерапия //Журнал практического психолога, 2006. №5. – С.61.

46 Пергаменщик Л.А. Кризисная психология: учеб. пособие. – Мн.: Выш.шк., 2004. – С.106.

47 Тарент И.Г. Технологии социальной работы в Вооруженных силах Российской Федерации // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб.пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2011. - С. 236-238.

48 Отцы и «деды» // [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=30&id=3168 Дата обращения: 19.09.2013

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube