Социальное служение Церкви в ХХ-ХХI вв.
Зальцман Т.В., к.и.н., доцент, зав.кафедрой социальной работы ПСТГУ |
Историю социальной работы мы традиционно начинаем с истории церковной благотворительности. Мы рассказываем о высоких образцах социального служения великих князей, монахов, государственных людей, сестер милосердия. Всех этих удивительных людей объединяет вера и желание жить по заповедям, показывая свою любовь к Богу через любовь к другим людям.
Однако наш интерес к церковной благотворительности часто заканчивается в далеком времени, в начале XX века. Такое замалчивание имеет объективные причины. Как отмечает Святейший Патриарх Кирилл на «протяжении десятилетий прошлого века церковная жизнь искусственно ограничивалась стенами храмов, где в соответствии с законодательными нормами возможно было лишь «отправлять религиозные культы». Общественная, просветительская или благотворительная деятельность была запрещена. Это создавало у людей — как светских, так и церковных — устойчивое представление о том, что дело верующего человека — исключительно молитва, участие в богослужении и личная аскеза». Хотя и в советское время верующие люди не устранялись от дел любви, «но эти дела любви православным христианам приходилось совершать лишь по мере возможности, преодолевая препоны, не благодаря, а вопреки тому положению, которое Церкви было отведено в обществе»1. В связи с этим о социальном служении в советское время многим людям практически ничего не известно. Да и само слово «милосердие» было запрещено для употребления. Так, 22 мая 1920 года официально упразднено слово «милосердие» из наименований отечественных учебных и лечебных учреждений, а также из названия профессии медицинской сестры2.
В 90-х гг. основным приоритетом деятельности было восстановление храмов, однако Церковь стала возрождать социальную деятельность в обществе, несмотря на утрату традиций, навыков и самого понимания значения «социальной деятельности» для церкви. Уже в конце 80-х годов, например в Санкт-Петербурге, возникли первые церковные благотворительные проекты. Прот. Александр Степанов, председатель отдела по благотворительности Санкт-Петербургской Епархии РПЦ, отмечает, что их финансовая и материальная поддержка осуществлялась из-за рубежа.
Однако открытие этих учреждений было затруднено из-за отсутствия законодательной базы. Только 26 сентября 1997 года был принят закон № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединения». Так, в п.3, ст.16 «Религиозные обряды и церемонии» было прописано, что «Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей <…> п.4. ст.16. «Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях»3.
Таким образом, Церковь получила возможность официально работать в социально-медицинских учреждениях.
В 90-е годы основным направлением социальной деятельности Церкви стала организация работы и налаживание взаимодействия, в основном, с медицинскими учреждениями.
Ситуация в здравоохранении была тяжелая. Люди нуждались в духовной поддержке и в помощи квалифицированных кадров.
В к. XX – н. XXI века Церковь открывала храмы, часовни и молельные комнаты в медицинских учреждениях.
17 июля 1991 г. была зарегистрирована Свято-Димитриевская община сестер милосердия. Сестричество сотрудничает и оказывает помощь сестричествам и другим религиозным организациям во многих городах России: Ростове-на-Дону, Архангельске, Красногорске, Тутаеве и т. д.
Свято-Димитриевская община сестер милосердия с епископом Орехово-Зуевским Пантелеймоном, председателем Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви |
Сестры трудятся в Первой градской больнице — ухаживают за больными, ведут катехизаторскую работу, помогают участвовать в таинствах. Также они работают в НИИ сосудистой хирургии им. Бакулева, Институте им. Склифосовского, Морозовской больнице, в доме для детей-инвалидов №11, ухаживают за одинокими стариками.
Вслед за Свято-Димитриевским стали создаваться и другие сестричества. Только в Москве в 90-ее годы были созданы следующие сестричества: Марфо-Мариинская Обитель милосердия (1992); Сестричество во имя преподобномученицы Вел. Кн. Елизаветы при храме святителя Митрофана, епископа Воронежского (1992); Сестричество милосердия во имя Казанской ик. Божией Матери при подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (1995); Сестричество милосердия во имя святителя Петра, митрополита Московского, при храме Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате (1997); Сестричество милосердия во имя равноапостольной Марии Магдалины при Богоявленском кафедральном соборе (1992); Сестричество милосердия во имя архиепископа Луки (Войно- Ясенецкого), основанное прихраме ик. Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на 3-й Мещанской с каменной оградой (1997); Группа милосердия (без названия) при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Федосьине Солнцево) (1996). Активно стали создаваться сестричества в Беларуси и Украине.
Благодаря деятельности сестричеств стало возможным восстановить специальность «сестра милосердия». Сестра милосердия должна осуществлять уход за больным человеком. Уход – это целая система знаний и умений, направленная на облегчение страданий беспомощных больных. На момент появления Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия (1992), первого в России, нигде в наших больницах не уделялось должного внимания проблемам ухода. Хотя, например, в Европе уже давно уходом занимались специально обученные сестры4. Сестры милосердия стали работать в самых сложных отделениях больниц, выхаживать самых тяжелых больных, хотя государственного финансирования для оплаты их труда не выделялось. Труд сестер милосердия оплачивали благотворители.
Реабилитационный центр для детей-инвалидов при Марфо-Мариинской обители |
В 90-е годы был создан ряд реабилитационных центров для наркозависимых людей. Среди них реабилитационный центр при Казанской Богородицкой Площанской пустыни Брянской области (1999); Православный реабилитационный центр «Неупиваемая чаша» при Кременско-Вознесенском монастыре Волгоградской области (1998); Центр социальной реабилитации Екатеринбургской Епархии при церкви св. вмч. Пантелеимона на Сибирском тракте в Екатеринбурге (1999); Душепопечительский центр для лиц, пострадавших от оккультизма и псевдорелигиозных организаций во имя Св. Пр. Иоанна Кронштадтского на Крутицком Патриаршем подворье (1996) в Москве; «Православное братство трезвости» при храме Флора и Лавра в селе Ям Домодедовского р-на Московской области (1994); «Дом милосердия» - Душепопечительский центр имени преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны при храме свт. Николая в с. Ромашково Одинцовского р-на Московской области (1990); «Каменец» при храме Свт. Николая в пос. Старый Изборск Псковской области (1999); Пошитнинский реабилитационный центр в деревне Пошитни Самарской области (1995), реабилитационный центр в поселке «Саперное» Ленинградской области при храме Коневской иконы Божией Матери (1996); «Мельничный ручей» при храме св. пр. Иоанна Кронштадского в с. Уткина Заводь Ленинградской области (1996).5
Хабаровский реабилитационный центр для алко- и наркозависимых «Неупиваемая чаша» |
В православных центрах проводились реабилитационные мероприятия, которые могли включать в себя участие в таинствах, психологическую, социальную помощь, трудовые послушания, паломнические поездки, катехизаторские и психотерапевтические группы, индивидуальную и групповую психотерапию, консультирование, работу в группах самопомощи. Реабилитируемым оказывалась помощь в поиске рабочего места.
В 90-е годы при храмах начали создавать благотворительные столовые. Так, например, столовая в Екатеринбурге существовала с 1992 года, все в работе было тщательно продумано и отработано. В столовых проводились беседы на духовные темы как для сотрудников, так и для тех, кто приходил есть. Большое внимание уделялось тому, чтобы, несмотря на тяжелые условия работы, все работники были приветливы. Атмосфера любви, пусть и в течение небольшого времени для приходящих должно было помочь покинуть улицу и начать новую жизнь. Содержались столовые на деньги прихожан6.
Нельзя забывать и о еще одном направлении деятельности прихожан храма и монастыря – о православных приютах. Однако не многие из них получили в то время официальную регистрацию. В Москве было зарегистрировано 3 приюта: Духовно-воспитательное благотворительное учреждение при храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве (1994). Православный Свято-Софийский детский дом (смешанный) (1993), Православный детский дом «Павлин» (для мальчиков) (1999). Один приют был для девочек при Свято-Иоанно-Богословском женском монастыре в Архангельской области (1994). В Оренбурге официально усыновили более 60 человек из разных детских домов7.
Православные приюты чаще всего были малокомплектные. Обязательно опекались священниками. В приюте занимались обучением детей, приобщением их к церковной жизни; применялось посильное трудовое воспитание. Важно, что в православных детских домах ориентировались на дальнейшее устройство детей в семьи, поэтому искали приемных родителей для своих воспитанников.
Подмосковный православный приют «Покров» |
Начав реализовывать социальные программы в начале 90-х годов, Церковь осознала необходимость выработки всеобъемлющей концепции, которая отражала бы общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом.
Архиерейский собор РПЦ в декабре 1994 года поручил Священному Синоду создать рабочую группу для выработки проекта такого документа с последующим представлением его на обсуждение Собора.
В заседаниях 11 октября 1996 года и 17 февраля 1997 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил состав и одобрил методы работы Синодальной рабочей группы по подготовке проекта концепции. В группу вошли архиереи и клирики РПЦ, профессора духовных школ, сотрудники синодальных отделов — всего 26 человек. С января 1997 года начались рабочие заседания. Большая их часть проводилась в сокращенном составе, то есть без иногородних членов, которым, однако, рассылались подготовленные проекты разделов для внесения предложений и поправок. При необходимости к работе привлекались эксперты в различных областях знаний. Организационное обеспечение деятельности группы производил Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата8.
Состоялось около 30 заседаний рабочей группы. Предварительные результаты подготовки концепции обсуждались на Богословской конференции РПЦ «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» (7-9 февраля 2000 года) и на специально организованном для этой цели симпозиуме «Церковь и общество — 2000», который состоялся в Свято-Даниловском монастыре 14 июня 2000 года. В нем участвовало около 80 представителей различных церковных, государственных и общественных институтов. Замечания и предложения, высказанные в ходе этих обсуждений, были учтены при доработке проекта концепции.
«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» были приняты на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. Это первый официальный документ Русской Православной Церкви, посвященный современным общественно значимым проблемам.
Основы социальной концепции состоят из 16 разделов, каждый из которых освещает ту или иную общественно значимую проблему, сторону жизни государства и общества.
Сформулированные в документе положения отражают официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Именно этими положениями предложено руководствоваться православным социальным организациям, которые были созданы для решения насущных проблем, также следует использовать указания данного документа в пастырской практике, связанной с новыми явлениями жизни общества.
По словам Святейшего Патриарха Кирилла, в то время митрополита Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата «задача подготовки такого текста оказалась не простой. Ведь никогда прежде не существовало официального церковного документа, в котором бы была сформулирована и систематизирована позиция Церкви по широкому кругу проблем, имеющих отношение к жизни общества, причем не только в Русской Церкви, но и в других Автокефальных православных Церквах.
Позиция Священноначалия по некоторым острым вопросам современности была ранее выражена, но она нуждалась в кодификации. Накопилось много и таких вопросов, на которые не был дан ясный церковный ответ; да и не все ответы, уместные в прошлом, могутприменяться сегодня»9. Митрополит Кирилл добавил, что «Основы…» - это принципиальный, богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений, предназначенный для всех наших пастырей, для всей паствы. Это базовый документ, рассчитанный не на год-два, но, по крайней мере, на ближайшие десятилетия. <…> Это долгосрочная программа общественного служения Церкви, опирающаяся на православное богословское осмысление положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе.
Для понимания важности принятия «Основ…» в деле развития церковного социального служения важны слова, произнесенные Святейшиим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на открытии IX Международных Рождественских чтений 21 января 2001 года в докладе «Церковь и мир на пороге нового тысячелетия»10.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II |
Святейший Патриарх говорил, что современная цивилизация облегчила человеку его земное существование, но поставила перед ним и множество новых серьезнейших проблем, которые нуждаются в решении.
Русская Церковь освободилась из оков многолетнего пленения и ступила на путь широкого общественного служения, исполняя завет святого Апостола Павла: «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5, 14). Удовлетворить духовные потребности современного общества, не обмануть его надежд и ожиданий, поддержать и развить его творческий потенциал, возродить и укрепить нравственные начала жизни, содействовать спасению каждой человеческой души – вот важнейшие исторические задачи, стоящие перед нами.
Множество обездоленных, страждущих людей, лишенных полнокровной и достойной жизни, взывают о помощи. И Церковь, восстающая после долгих десятилетий гонений, хотя и находится в тяжелейшем положении, всеми силами стремится помочь им. Она ищет любую возможность соработничества с государством и обществом в делах добра и милосердия. Этидела нельзя откладывать – надо помнить, что не оскудеет рука дающего. «Всегда ищите добра и друг другу и всем» (1 Фес. 5, 15).
1 Приветствие организаторам и участникам I конференции по церковному социальному служению в Санкт-Петербурге. (24 октября 2010 г.). / Официальный Сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1304142.html Дата обращения: 25.07.2013
2 «Милосердие - поповское слово» // Сестринское дело. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=12&id=13302 Дата обращения:25.07.2013
3 О свободе совести и религиозных объединения. Федеральный закон № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. [Электронный документ] // Консультант Плюс – надежная правовая поддержка. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=61456 Дата обращения: 27.07.2013
4 Радкевич А., Радкевич М. Сестры милосердия: "Ноги подкашиваются, а сердце поет" [Электронный ресурс] // Милосердие – православный портал о благотворительности и социальном служении http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=74&id=13511 Дата обращения: 27.07.2013
5 Православные центры реабилитации наркозависимых // Нескучный сад, православный журнал (№4 (11) '2004). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nsad.ru/index.php?issue=8§ion=10030&article=100&print=1 Дата обращения: 27.07.2013
6 Город, который нас удивил. Репортажи из Екатеринбурга // Нескучный сад, православный журнал (01.01.2002) Режим доступа: http://www.nsad.ru/index.php?issue=3§ion=10030&article=9 Дата обращения: 26.07.2013
7 Где есть православные детские дома? [Электронный документ] // Милосердие. Православный портал о благотворительности и социальной деятельности. [2005]. Режим доступа: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=7&id=1291 Дата обращения: 26.07.2013
8 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Общество православных врачей Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.opvspb.ru/library/ofitsialnye_dokumenty/sotsialnaya_doktrina_russkoy_pravoslavnoy_tserkvi/ Дата обращения: 23.07.2013
9 Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Церковь и мир - основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Доклад на IX Рождественских образовательных чтениях // Православное чтение: сборник душеполезных текстов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.zavet.ru/rchten2.htm Дата обращения: 25.07.2013
10 Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и мир на пороге нового тысячелетия. // Православное чтение: сборник душеполезных текстов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zavet.ru/rchten1.htm Дата обращения: 25.07.2013