взлом

Правовое положение Русской Православной Церкви по законодательству Российской Федерации1

На территории Российской Федерации юридически значимая деятельность Русской Православной Церкви осуществляется на двойной основе. В отношениях с обществом, в соответствии с п.4 ст. 15 Конституции РФ, она базируется на действующем законодательстве РФ и её субъектов, а также на международных договорах и соглашениях, в которых участвует РФ. В своей внутренней деятельности Церковь руководствуется учредительными документами и внутренними актами. Из них основными актами являются следующие: «Устав Русской Православной Церкви» в редакции от 05.02.2011, определяющий основные функции РПЦ и иерархическое соподчинение её отдельных частей и органов управления и «Устав религиозной организации «Русская Православная Церковь»» (Гражданский) от 24.02.1991 с изменениями и дополнениями от 06.10.1998.

В настоящее время правовое положение и деятельность религиозных организаций РПЦ  по законодательству Российской Федерации регулируются:

- Конституцией РФ;

- Гражданским кодексом РФ (далее -  ГК РФ);

- Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 в последующих редакциях;

- Федеральным Законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;

- подзаконными актами, в том числе, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативами субъектов Российской Федерации, правовыми актами муниципальных образований.

Ст. 13 и 14 Конституции РФ провозглашают Российскую Федерацию светским государством, основными принципами которого являются отделение религиозных объединений от государства и равенство их перед законом, запрет на создание и деятельность общественных объединений, преследующих цели, направленные на разжигание религиозной розни. В дополнение к этому, согласно п. 6 ст. 4 Закона «отделение религиозных объединений от государства не влечёт за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений». Полнота использования этого права не относится к клиру РПЦ по её внутренним нормам.

По действующему законодательству, религиозные объединения могут образовываться в форме религиозной организации и религиозной группы. Главное различие – в правах юридического лица. Религиозные группы не регистрируются в качестве юридического лица, то есть они не приобретают самостоятельной правосубъектности, и, следовательно, не могут участвовать в правоотношениях от своего имени. Религиозная группа это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками (ст. 7 ФЗ-125).

Важной проблемой деятельности религиозной группы является то, что она не может осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, принимать пожертвования, и, следовательно, весьма ограничена в возможности осуществления социального служения. Вместе с тем ее участники, будучи дееспособными  участниками гражданского оборота, могут от своего имени, своим статусом физического лица (то есть лично) осуществлять социальное служение, а также создать благотворительную организацию.

Второй возможной формой деятельности религиозных объединений является религиозная организация. Ст. 8 Закона определяет ее следующим образом: религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации бывают двух видов: местные и централизованные.

Местной признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованная организация состоит не менее чем из трех местных организаций.

Религиозные организации подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для юридических лиц, с учетом специальных норм ФЗ-125.

Запрещается создание религиозных объединений в государственных органах власти и местного самоуправления, воинских частях и муниципальных организациях. Деятельность и цели религиозных объединений не должны противоречить законодательству2.

Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ, для оказания помощи религиозным организациям РПЦ, особенно в вопросах социального служения, создаются попечительские, благотворительные, наблюдательные и иные советы, которые могут быть зарегистрированы как общественные объединения. По п. 1,2 ст. 18 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации РПЦ «..вправе заниматься благотворительной, культурно-просветительской и образовательной деятельностью, в том числе путём создания дочерних общественных объединений».

Религиозные объединения подлежат регистрации как некоммерческие организации.

Порядок регистрации  религиозных объединений следующий:

  • юридическое оформление документов;
  • получение свидетельства о регистрации (от 10 дней);
  • получение свидетельства о внесении объединения в ЕГРЮЛ;
  • сдача документов и получение уведомлений из государственных фондов;
  • присвоение кодов Госкомстата;
  • изготовление печати;
  • открытие расчетного счета в банке;
  • оплата официальных пошлин и сборов.

Необходимые документы для регистрации:

1) если учредители – физические лица, то: копии паспортов со всеми паспортными данными;

2) если Учредители - юридические лица:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • справка из банка о наличии счета;
  • справка из Госкомстата;
  • справка, подтверждающая постановку на учет.

3) сведения об основах данной религии, в том числе об истории ее возникновения, о формах и методах деятельности объединения, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей3.

Конституционные гарантии гражданам по ч. 2 ст. 19 Конституции РФ сводятся к провозглашению равенства прав и свобод независимо от отношения к религии и запрету на любые формы ограничений прав по признаку религиозной принадлежности. Ст. 28 гарантирует свободу совести и вероисповедания. По ч. 2 ст. 29 не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду. По ст. 31 граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации. В соответствии с этим правом, п. 5 ст.16 Закона разрешает публичные богослужения, другие публичные религиозные обряды и церемонии.

Из норм ГК РФ для религиозных организаций Русской Православной Церкви важны те, что определяют статус юридического лица. По п.1 ст. 48 юридическое лицо «имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде», имеет самостоятельный баланс или смету. По п. 1 ст. 50 юридическими лицами могут быть некоммерческие организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. По п. 3 ст. 50 некоммерческие организации могут создаваться в предусмотренных законом формах, в том числе в форме религиозных объединений.

Таким образом, религиозные организации, находящиеся в ведении РПЦ, являются одной из форм некоммерческих организаций. Ст. 6 ФЗ «О некоммерческих организациях»  даёт общее определение религиозных организаций (объединений), идентичное определению общественных объединений: «Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы». В то же время особенности правового положения тех и других организаций (объединений) регулируются специальным законодательством, и для общественных объединений предусмотрен ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ, а особенности правового положения религиозных организаций (объединений) определяются рассмотренным Законом.

Статус юридического лица позволяет религиозным организациям Русской Православной Церкви самостоятельно участвовать в хозяйственном обороте, быть субъектами имущественных и иных гражданско-правовых отношений (см., например, статью Р.С. Булочева «Трудовые отношения работников религиозных организациях»), иметь в собственности любое имущество. С другой стороны, РПЦ может учреждать некоммерческие организации – юридические лица, имеющие цели и задачи, совместимые с теми формами светской деятельности, которые законодательно разрешены Церкви как религиозной некоммерческой организации.

Сходство и различия государственных, общественных и религиозных организаций

Государственные, общественные и религиозные организации находятся в тесной взаимосвязи4, они имеют общие и частные признаки сходства и различия. Рассмотрим вначале общие свойства этих организаций:

- Все три вида организаций имеют общие признаки организаций как вторичных социальных групп. Это социальные общности, в которых люди (граждане) выполняют определённые социальные роли по отношению друг к другу таким образом, что вся группа относительно замкнута и представляет собой коллектив. Взаимодействия в таких общностях происходят в соответствии с общей характеристикой, на основании которой организация имеет наименование, и её члены считают себя к ней принадлежащими. Организации, будучи вторичными социальными группами, представляют собой совокупности людей, взаимодействия в которых обусловлены их совместной профессиональной, социальной или другой полезной деятельностью.

- Другим общим свойством организаций является наличие иерархической структуры – системы соподчинения, предусматривающей создание постоянных внутренних центров власти, руководящих данной организацией и регулирующих её деятельность.

- Третьим общим свойством выступает некоммерческий характер деятельности рассматриваемых организаций. Действительно, все три вида организаций не имеют целью извлечение прибыли и полученные доходы направляют на реализацию уставных целей и задач или передают вышестоящим органам социального института, к которому принадлежат.

- Четвёртое общее свойство – наличие в числе спектра возможных организационно-правовых форм такой общей формы как учреждение, - не имеющей членства некоммерческой организации, учреждаемой и создаваемой собственником для выполнения целей управления, оказания социальных услуг, социально-культурных функций и других видов социально полезной деятельности некоммерческого характера. Собственник передаёт учреждению имущество, необходимое для выполнения этих целей.        

- Пятое общее свойство – наличие Устава, определяющего структуру и функции каждой организации.

Различия между государственными организациями, с одной стороны, и общественными и религиозными организациями, с другой стороны, состоят, прежде всего, в том, что государственные организации относятся к типу бюрократических организаций, в которых люди работают по найму, и все должности, в том числе, руководящие, замещаются назначением на должность.   

Общественные и религиозные организации относятся к типу добровольных обществ и представляют собой добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Центры власти государственных организаций формируются назначением руководителей вышестоящими организациями из отобранных ими кандидатов, в то время как общественные и религиозные организации имеют выборные представительные органы власти и выборных полномочных представителей организации.

Государственные организации финансируются из государственных бюджетов разных уровней и подведомственны вышестоящему органу государственной власти.

Бюджет общественных и религиозных организаций формируется из добровольных взносов (пожертвований) граждан и организаций, доходов от предпринимательской деятельности,  соответствующей уставным целям и задачам, и других источников некоммерческого характера. Эти организации относятся к негосударственному сектору. Они подведомственны только создавшему их собственнику, представляющему собой организацию того же вида, что и созданная им, или федеративному объединению того же вида, в состав которого они входят.

Различия между религиозными и общественными организациями состоят главным образом в цели их создания и деятельности. Если религиозные организации образуются в целях совместного исповедания и распространения веры, то общественные организации создаются для других духовных, социально значимых, образовательных и иных нематериальных целей.

Соответственно целям создания задачами и основными видами деятельности религиозных организаций являются вероисповедание, совершение богослужений и других религиозных обрядов, обучение религии и религиозное воспитание. Задачи и виды деятельности общественных объединений представляют собой широкий спектр иных общественно полезных функций.

Наконец, особенности правового положения и деятельность тех и других организаций регулируются специальными законодательными актами Российской Федерации. Религиозные организации находятся под юрисдикцией ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а общественные организации определяет ФЗ «Об общественных объединениях».

Особенности статуса Русской Православной Церкви как некоммерческой организации

В качестве некоммерческих организаций религиозные объединения (организации) Русской Православной Церкви обладают следующими особенностями правового статуса:

- Учредители, участники, члены не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество. В свою очередь они не отвечают по обязательствам религиозных объединений (организаций), а последние не отвечают по обязательствам своих учредителей, участников, членов (п.3 ст. 48 ГК РФ, п.2.ст. 6 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

- Правоспособность религиозной организации является специальной в том отношении, что она может иметь лишь те гражданские права и нести лишь те обязанности, которые соответствуют целям её деятельности, предусмотренным в её учредительных документах. Соответственно, религиозная организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана, и отвечающую этим целям (п.1 ст.49, п.3 ст.50 ГК РФ). Целью деятельности религиозных организаций РПЦ, закреплённой в их Уставах, является совместное исповедание и распространение веры (п.1 ст. 6 Закона).

- Основные виды деятельности, характеризующие религиозные объединения РПЦ, в то же время являются их отличительными признаками.  К ним относятся наличие вероисповедания, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (там же).

- Право создавать религиозное объединение (быть учредителями) предоставлено исключительно гражданам Российской Федерации.

- Имущество, принадлежащее религиозным организациям РПЦ, (далее – церковное имущество) используется исключительно для достижения уставных видов деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Тем не менее, в последнее время прослеживается тенденция использования части доходов РПЦ на благотворительные цели и цели социального служения в соответствии с ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Особенности статуса Русской Православной Церкви как некоммерческой организации связаны также со своеобразием её структуры. В соответствии со ст. 8 Закона, ст. 121-123 ГК РФ, Уставом РПЦ и каноническим правом, Русская Православная Церковь представляет собой объединение юридических лиц – централизованную религиозную организацию, в состав которой входят следующие религиозные организации – юридические лица:

- епархии, экзархаты, автономные церкви, самоуправляемые церкви;

- Московская Патриархия;

- синодальные отделы;

- приходы, монастыри, подворья;

- братства, сестричества.

Вместе с тем, РПЦ не является союзом или ассоциацией религиозных организаций, предусматривающим равноправное членство. Имеется иерархия соподчинения, закреплённая Уставом Русской Православной Церкви,  Уставом религиозной организации «Русская Православная Церковь»» (Гражданским) и внутренними документами. В этом аспекте РПЦ по своей структуре сходна с федерацией.

Внутренняя структура РПЦ, по п.2 ст. 15 Закона, как и её другие внутренние установления, признаётся государством, если не противоречит законодательству РФ.

Федеративный характер устройства РПЦ подтверждается наличием общих для всех её религиозных организаций - юридических лиц выборных и других высших органов управления. В их числе, высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда принадлежит представительному органу власти -  Поместному Собору, выбираемому из правящих и викарных архиереев, клириков, монашествующих и мирян и созываемому Патриархом и Священным Синодом не реже одного раза в 5 лет. В период между Поместными Соборами высшую власть осуществляет подотчётный Поместному Собору представительный орган - Архиерейский Собор (см. материалы Архиерейских Соборов на сайте: http://sobor.patriarchia.ru/db/document), созываемый теми же лицами не реже одного раза в 2 года и состоящий из епархиальных, а также возглавляющих синодальные учреждения и духовные школы архиереев.

В периоды между Поместными и Архиерейскими Соборами высшую власть осуществляет постоянный исполнительный орган – Священный Синод (см. Журналы заседаний Священного Синода http://www.patriarchia.ru/db/document/100049), который является Президиумом Архиерейского Собора и состоит из Председателя, 5 постоянных членов – митрополитов и 5 временных членов. Патриарх является Председателем Священного Синода и Предстоятелем РПЦ. Патриарх избирается пожизненно по процедуре избрания, устанавливаемой Священным Синодом, и выполняет функции высшего исполнительного лица РПЦ.

Священному Синоду и Патриарху подведомственны Синодальные учреждения, посредством которых реализуется исполнительная власть. Среди Синодальных учреждений следует выделить те, которые больше других вовлечены в решение социальных вопросов: Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, Отдел внешних церковных связей (ОВЦС),  Синодальный отдел по делам молодежи, Синодальный миссионерский отдел, Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Московская Патриархия также является исполнительным органом. Это совокупность учреждений, находящихся в непосредственном ведении Патриарха.

Территориальные подразделения РПЦ представляют собой епархии – местные церкви, возглавляемые епархиальным архиереем (епархиальным Преосвященным) и состоящие из приходов, объединённых в благочиния, и находящихся на данной территории монастырей.

Наиболее активными в области социального служения являются: Москва, Екатеринбургская епархия, Нижегородская, Санкт-Петербургская, 

Некоммерческий характер РПЦ и составляющих её религиозных организаций подчёркивается тем, что юридические лица, входящие в её структуру, часть своих доходов направляют в централизованный бюджет РПЦ, откуда они направляются на непосредственные нужды всей централизованной организации. Каноническое управление ими оставляет свободу для хозяйственной деятельности.

Отражение принципов некоммерциализации в Уставе и церковном праве Русской Православной Церкви

Нестяжательство понимается Русской Православной Церковью как неучастие в коммерческой деятельности.

19(16)-е правило Карфагенского собора гласит: «…да не бывают епископы и пресвитеры и диаконы откупателями ради корысти или управителями и да не приобретают пропитания занятием безчестным или презрительным. Ибо долженствуют взирати на написанное: никто воинствуя Богу не  обязуется куплями житейскими». 42 (33)-е правило Карфагенского собора предупреждает: «.. чтобы пресвитеры без соизволения своих епископов не продавали вещей церкви, в которой посвящены. Равно и епископам непозволительно продавати церковные земли без ведома Собора или своих пресвитеров. Того ради, кроме нужды, и епископу не позволительно расточать вещи, находящияся в церковной описи».

В главе I «Устава Русской Православной Церкви» отмечено, что РПЦ является централизованной религиозной некоммерческой организацией, её канонические подразделения регистрируются как юридические лица – религиозные организации.

Глава XV «Устава Русской Православной Церкви»  утверждает, что в установленном законом порядке церковные центры могут производить свечи и иные предметы церковного употребления. Продажа в храмах свечей и предметов церковного употребления, приобретенных и произведенных вне РПЦ, запрещена и наказуема. Предприятия, учреждённые РПЦ и её организациями могут производить только предметы церковного употребления и религиозную литературу, соответствующие целям  и основной деятельности РПЦ.

В этой же главе Устава подчёркивается, что РПЦ удовлетворяет свои материальные потребности на основе самофинансирования и перечисляются его источники. Источниками её денежных средств являются добровольные пожертвования (взносы) верующих, оплата треб и продажа предметов, производимых церковными предприятиями.

Центральный церковный бюджет образуется за счёт отчислений епархий, экзархатов, автономных и самоуправляемых церквей, ставропигиальных монастырей, доходов от деятельности учреждений и предприятий РПЦ, направляемых на уставные цели РПЦ, отчислений от прибыли предприятий канонических подразделений РПЦ, учреждённых ими самостоятельно или совместно с иными физическими или юридическими лицами, пожертвований при распространении производимых синодальными учреждениями предметов православного религиозного назначения и православной религиозной литературы, иных законных поступлений, в том числе, доходов от ценных бумаг и вкладов на депозитных счетах. Епархиальные бюджеты формируются за счёт отчислений приходов и монастырей. В тех епархиях, где существуют мастерские, производящие предметы церковного использования, бюджет пополняется за счёт прибыли этих предприятий. Распорядителем средств является епархиальный архиерей. Денежные средства прихода составляются из добровольных пожертвований верующих, пожертвований при совершении богослужений, Таинств, треб и обрядов, пожертвований при распространении предметов православного религиозного назначения, производимых церковными предприятиями и мастерскими, при распространении православной религиозной литературы. Распорядителем средств является настоятель храма совместно с Приходским советом.

Монастыри ведут хозяйственную деятельность, за счёт которой они содержат себя, осуществляют функции религиозной организации и отчисляют средства епархиям или в центральный церковный бюджет. В этих целях они могут заниматься сельскохозяйственными работами или ручным трудом без учреждения дочерних предприятий. Распорядителем средств является наместник или настоятель монастыря.

Утверждённый Уставом порядок хозяйственной и финансовой деятельности предупреждает коммерциализацию её как в религиозных организациях, составляющих РПЦ, так и в самой РПЦ. Бюджеты религиозных организаций РПЦ составляются из средств, полученных некоммерческим путём, и расходуются на некоммерческие цели.

При этом Устав не запрещает получать гранты и субсидии от государства на общеполезную деятельность и социальное служение, на поддержку деятельности церковных учреждений, осуществляющих социальное служение. В этом отношении Церковь пользуется законными правами некоммерческой организации.

Общие правовые основы культурной, социальной и просветительской деятельности Русской Православной Церкви

В соответствии со  ст. 18. Закона, дающей право РПЦ на  благотворительную и культурно-просветительскую деятельность, религиозные организации могут осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации. Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Социокультурная и социальная деятельность РПЦ и её религиозных организаций неразрывно связана с благотворительностью, поскольку она всегда осуществляется на благотворительных началах для мирян, на которых она обращена.  В соответствии со ст.5 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ по отношению к ним она выступает благотворителем, бескорыстно выполняющим работы и предоставляющим услуги. В соответствии со ст. 1 того же ФЗ благотворительная деятельность понимается как добровольная деятельность, в том числе по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Её цели, по ст.2 этого закона, могут заключаться, в том числе, в содействии деятельности в сфере образования, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, что вполне согласуется с задачами социального служения  РПЦ.

С другой стороны, принимая пожертвования и вклады от различных лиц, религиозные организации РПЦ являются благополучателями. В соответствии с п.2 ст. 421 ГК РФ, возможно заключение благотворительного договора между жертвователем (благотворителем) и религиозной организацией о внесении благотворительного пожертвования на определённые социокультурные и социально полезные цели и задачи. В договоре конкретизируются размер и порядок внесения благотворительного пожертвования, взаимные обязательства, ответственность сторон и порядок отчётности благополучателя о расходовании пожертвования на цели, указанные в договоре.

Наконец, характерной особенностью социокультурной и социальной деятельности РПЦ является широкое участие в ней добровольцев, осуществляющих, в соответствии со ст. 5 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, что основано на понимании этой деятельности как служения. Являясь по отношению к жертвователям, вкладчикам и добровольцам благополучателем, а по отношению к объектам социального служения благотворителем, РПЦ становится посредником, организующим необходимую помощь нуждающимся в ней и придаёт благотворительности важные для нравственного совершенствования участников этой деятельности элементы духовности.

Организация социального служения религиозных объединений РПЦ находится под наблюдением Священного Синода.

Согласно Главе 5 Устава Русской Православной Церкви Священный Синод может создавать комиссии или иные рабочие органы для попечения, в том числе -  о делах милосердия и благотворительности;

Подобное единоначалие в организации религиозного образования, духовного просвещения и социального служения обеспечивает соблюдение единых нравственных и этических норм в этих направлениях деятельности всеми религиозными организациями Русской Православной Церкви.

Формы культурной и  просветительской деятельности Русской Православной Церкви как некоммерческой организации

Право на осуществление просветительской деятельности закреплено за РПЦ ст.6 Закона. Религиозные организации Церкви могут создавать для этих целей культурно-просветительские организации, осуществлять культурно-просветительские программы и мероприятия и в этих направлениях деятельности пользоваться поддержкой государства. Культурно-просветительские организации, учреждаемые РПЦ, имеют статус некоммерческих организаций. С другой стороны, они являются субъектами гражданского общества и выполняют важные социальные функции по профилактике социальных отклонений. Важную роль в этом направлении деятельности играют некоммерческие благотворительные фонды, учреждаемые РПЦ для аккумуляции средств на проведение всероссийских и региональных культурно-массовых мероприятий, таких как фестивали православной музыки, фестивали творчества детей-инвалидов, недели православной религиозной книги, выставки произведений православного прикладного искусства.

Согласно ст.7 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 118 ГК РФ, фондом признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая, в том числе, юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определённых в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчёты об использовании своего имущества.

Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Свою деятельность он осуществляет на общественных началах.

Просветительской деятельностью РПЦ ведают Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Московского Патриархата и недавно созданный Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества

Протоиерей Всеволод Чаплин,
глава Синодального Отдела
по взаимоотношениям
Церкви и общества

Новый отдел образован решением Священного Синода от 31 марта 2009 года  в связи с возрастающей необходимостью развивать, совершенствовать и систематизировать диалог Церкви и общества. Отделу поручено осуществление связей с органами законодательной власти, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, иными институтами гражданского общества на канонической территории Московского Патриархата. По специальному указанию Священноначалия для решения конкретных вопросов Отдел может осуществлять контакты с органами исполнительной власти в странах СНГ и Балтии.

Просветительской деятельностью занимаются религиозные организации епархий: приходы, монастыри, братства и сестричества. В соответствии с подобной децентрализацией эта форма служения РПЦ весьма демократична, динамична и общедоступна. Вместе с тем, несмотря на наличие правовой основы, пока не созданы специализированные культурно-просветительские православные учреждения.

Деятельность Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации РПЦ осуществляется, в том числе, по такому направлению, как координация образования в высших православных учебных заведениях, занимающихся подготовкой православных педагогов и катехизаторов, а также православных специалистов в области науки и культуры.

митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий,
руководитель Синодального отдела
по религиозному образованию и катехизации

Начиная с 1993 г., ежегодно, совместно с государственными структурами, проводятся Международные Рождественские образовательные чтения, на которых всегда формируется целое направление по теме «Социальное служение», в рамках которого работает не менее 10 секций, а также каждый из Синодальных отделов проводит там свои секции (см. материалы Рождественских Чтений). Материалы и вопросы, которые обсуждаются на этих встречах, во многом, уникальны.

При Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) с 1992 года действует Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. Круглый Стол был создан по инициативе Всемирного Совета Церквей и Русской Православной Церкви, он представляет собой экуменический форум. Посредством данного мероприятия осуществляется помощь развитию религиозного образования и диаконии в России на основе конкретных программ и проектов. Круглый стол является первым такого рода опытом сотрудничества Русской Православной Церкви, Всемирного Совета Церквей и агентств межцерковной помощи.  Среди проектов Круглого стола, в том числе, методические и координационные проекты, создание средств массовой информации и издательские проекты, региональные образовательно-диаконические проекты и диаконические проекты.

Архиепископ Белгородский
и Старооскольский Иоанн,
председатель Миссионерского отдела
Русской Православной Церкви

Синодальный миссионерский отдел, в котором действует сектор социальной и молодежной миссии, занимается  вопросами подготовки миссионеров для приходов и епархий, координацией миссионерской деятельности.

Главной целью Синодального отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами является организация пастырского окормления и воспитания военнослужащих и сотрудников правоохранительных учреждений в духе православия, патриотизма и любви к Отечеству, поддержание взаимодействия с Вооруженными Силами и правоохранительными структурами. Отдел также участвует в социальной поддержке ветеранов войны, семей погибших военнослужащих, организует пастырские посещения священнослужителями православных верующих в военных гарнизонах, а также лиц, отбывающих срок лишения свободы в исправительно-трудовых учреждениях

Основными направлениями работы в деятельности Синодального отдела по делам молодежи являются:

Владыка Игнатий,
епископ Выборгский и Приозерский,
руководитель молодежного Отдела

  • организация миссионерской работы среди молодежи
  • привлечение молодежи к социальному служению Церкви
  • обобщение и распространение опыта православного молодежного движения на приходском, благочинническом, епархиальном и общецерковном уровне
  • поддержка православного семейного воспитания
  • организация различных форм общения православных молодых людей
  • создание информационного пространства для православной молодежи
  • организация воспитательной работы, досуга и дополнительного образования для детей и молодежи в церковном приходе
  • подготовка педагогов к деятельности по традиционному духовно-нравственному воспитанию детей и юношества
  • подготовка священнослужителей и мирян к педагогической деятельности
  • оказание помощи общественным и государственным организациям в проведении воспитательных программ, опирающихся на традиционное духовно-нравственное образование детей и молодежи

В ведение Синодального отдела по тюремному служениюпереданы вопросы, касающиеся взаимодействия Церкви с учреждениями уголовно-исправительной системы (УИС) в субъектах Российской Федерации. Основное

Епископ Красногорский ИРИНАРХ,
викарий Московской епархии,
председатель Синодального отдела
Московского Патриархата
по тюремному служению

направление деятельности Центра – оказание духовной поддержки заключенным в местах лишения свободы и координация деятельности приходов и организаций, занимающихся практической помощью и духовной поддержкой заключенных, а также взаимодействие с правозащитными организациями и общественностью.

Учебный комитет Русской Православной Церкви осуществляет координацию деятельности учебных организаций Церкви, в том числе семинарий, дает экспертную оценку учебных программ, в том числе  учебных программы курсов повышения квалификации, учебные программы в православных вузах, осуществляющих обучение по направлению социальная работа или социальное служение. Дает свои рекомендации по повышению качества обучения.

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению

Пантелеимон,
епископ Орехово-Зуевский,
викарий Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси

является ведущим органом, осуществляющим социальную деятельность. В Концепции Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ МП написано, что цель церковных социальных учреждений и всей благотворительной деятельности Церкви — умножение любви, приближение как подопечных, так и тех, кто оказывает им помощь, к Богу, восстановление образа Божия в человеке, измученном лишениями разного рода, страданием, последствиями грехов (как своих собственных так и всего общества).

Социальные учреждения Русской Православной Церкви

Православные социальные службы РПЦ создаются и действуют как некоммерческие организации – учреждения или автономные некоммерческие организации. В своей деятельности они руководствуются законодательством Российской Федерации и наставлениями Церкви.

Социальные службы РПЦ могут быть созданы в форме юридических лиц (например, детские приюты), так и в форме не имеющего юридического лица индивидуального предпринимателя (например, патронажные службы). Как и государственные или муниципальные социальные службы, православные социальные службы относятся к организациям территориального или местного подчинения. Соответственно, они создаются юридическими лицами - епархиями или приходами, у которых есть и свои требования к организации их работы. В частности, к таким требованиям относятся отправления православных обрядов и богослужений, религиозное образование и воспитание детей в учреждениях для несовершеннолетних, обязательное закрепление за социальной службой священнослужителя-духовника. Поскольку они учреждаются юридическими лицами, они являются учреждениями, то есть такой организационно-правовой формой, которая, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, является некоммерческой организацией, выполняющей социально значимые функции.

Социальные службы РПЦ, выполняя светскую деятельность, неминуемо становятся частью системы социального обслуживания страны, и более крупном масштабе – элементом системы социальной защиты Российской Федерации. Эта роль православных социальных служб подчёркивается документом «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» от 4 февраля 2011 года, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. В этом документе РПЦ провозглашает внеконфессиональный принцип своей социальной работы:

«… Социальное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит…В делах милосердия и благотворительности Церковь может сотрудничать с центральными, региональными и местными органами власти, благотворительными и иными общественными организациями и объединениями граждан, представителями традиционных религий и конфессий, политическими партиями, профсоюзами, деловым сообществом».

Социальное служение Русской православной церкви представляет собой быстро развивающуюся деятельность, осуществляемую в широких слоях общества благодаря правовым гарантиям со стороны государства и внутренним церковным установлениям. Это весьма своевременное явление, которое способствует избавлению общества от антигуманных тенденций и разобщённости людей, свойственных девяностым годам предыдущего века. Большое внимание в этой связи привлекает направление церковной деятельности, которое имеет близкие к социальной работе цели и задачи оздоровления общества, укрепления семьи, внедрения нравственных начал воспитания детей. Русская православная церковь высказывает и распространяет мнение о пагубности деидеологизации общества, о насущной необходимости идеологических и этических начал социализации детей и молодёжи для предотвращения социальных отклонений в этой среде и формирования групп риска. Эти взгляды соответствуют установкам профессиональной социальной профилактики как направления социальной работы.

Организующим началом в работе православных социальных служб становится благотворительная деятельность, которая тоже становится формой социальной  профилактики. По отношению к мирянам РПЦ выступает благотворителем, бескорыстно предоставляющим услуги и иную поддержку. В социальной деятельности РПЦ широко участвуют добровольцы, осуществляющие, благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, что основано на её понимании как служения. Будучи по отношению к жертвователям, вкладчикам и добровольцам благополучателем, а по отношению к объектам социального служения благотворителем РПЦ играет роль промежуточного звена, организующего эту социальную деятельность и придающего ей духовность. Эти положения закреплены в документе «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 04.02.2011 г. В нём отмечено, что «..доброволец (волонтер) — человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в социальной церковной деятельности. Для выполнения добровольческой работы от волонтера, как правило, не требуется специальной квалификации, однако для некоторых видов церковно-социальной деятельности волонтеры проходят специальное обучение.…Жертвователь — священнослужитель или мирянин, материально участвующий в обеспечении церковного социального служения. На пожертвования создается материальная основа для обеспечения систематической социальной деятельности. Член попечительского совета при социальном учреждении (церковных, государственных и иных) — лицо, оказывающее помощь в работе социального учреждения на основе взятых на себя обязательств, в том числе посредством наблюдения за условиями жизни подопечных».

Основным нормативом, определяющим формы деятельности православных социальных служб, является Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ. По ст.1 этого закона социальное обслуживание в рамках Русской Православной Церкви представляет собой деятельность социальных служб, созданных религиозными организациями РПЦ в целях социальной поддержки граждан преимущественно православного вероисповедания, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Принцип доступности социального обслуживания обеспечивается, по ст. 15 и 16 этого  ФЗ, возможностью его бесплатного предоставления, что соответствует установкам РПЦ.

Социальная работа в России не отделена ни законодательно, ни практически от социального обслуживания. Она проводится в тех же учреждениях, однако она отличается по своим целям и задачам от обслуживания и определяется как совместные действия специалиста и клиентов, направленные на активизацию объектов работы и обретение ими самоподдержки5.

Ряд видов обслуживания, приведенных в ст. 8 – 14 того же закона,  на деле представляют собой социальную работу. К ним относится консультативная помощь как социальное консультирование, которое может быть информативным, – передавать клиентам полезную социально-правовую, психолого-педагогическую, медико-социальную информацию, или социономическим, - налаживать отношения клиентов с окружающими людьми путём активизации их собственных возможностей и способностей. К ним же относятся реабилитационные услуги в качестве системы мероприятий и процесса возврата людей к активной социально полезной деятельности в обществе. Социально-консультативная помощь по ст. 23 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 №122-ФЗ является территориальной социально-профилактической работой, направленной на формирование здоровых взаимоотношений и создание благоприятной социальной среды для граждан. Эти формы социальной работы также соответствуют принципам организации социальной работы в РПЦ.

Согласно этим принципам, социальная деятельность Церкви может быть медицинской, реабилитационной, психологической, консультационной, духовной. Церковная социальная деятельность не может порождать иждивенчество. Нуждающемуся необходимо не только выделять материальные средства, но и помогать в поиске правильного жизненного пути, в преодолении греховных пристрастий, а также в налаживании связей с профильными государственными службами, ибо социальное служение Церкви не должно подменять собой ответственность государства в социальной сфере. Поскольку в осуществлении своего социального служения Церковь имеет возможность тесно сотрудничать с государством, а государственные социальные учреждения часто становятся объектами церковной помощи, важно, чтобы клирики, вдохновляющие социальную работу, оказывали особое пастырское внимание сотрудникам государственных учреждений, зачастую особо нуждающимся в духовной помощи6.

Имеется несколько механизмов взаимодействия государства и РПЦ в этом направлении:

- формирование социальных служб на двойной основе: как государственных учреждений и одновременно как религиозных организаций;

- создание социальных служб как автономных некоммерческих религиозных организаций, осуществляющих социальную работу;

- работа клириков РПЦ на должностях в бюджетных социальных службах, позволяющая одновременно исполнять должностные обязанности и социальное служение священнослужителя;

- окормление бюджетных социальных служб священнослужителями-духовниками.

В настоящее время большинство социальных учреждений созданы государством, которое остается монополистом в сфере социальной защиты и поддержки. Однако в последние годы7 наметились изменения в общей концепции социальной политики. Социально ориентированные НКО, в том числе и церковные инициативы, получили финансовую и организационную поддержку, а в дальнейшем государство планирует еще больше полномочий передать в общественный сектор, что потребует от него готовности к выполнению социального заказа.

По данным базы данных портала Милосердие.ру8, в настоящее время действует более 3200 организаций, групп, учреждений, созданных РПЦ. Это уже не мало, но и не так много, учитывая количество социальных проблем и размеры нашей страны. Кроме этого, социологические опросы говорят о существующей потребности населения в увеличении социальной деятельности Церкви. Так, по данным всероссийского анкетного опроса, проведенного Институтом фонда «Общественное мнение» в декабре 2011 года, население России в значительной степени заинтересовано в том, чтобы Русская Православная Церковь принимала активное участие в социальной жизни страны: создавала дома престарелых (82%), больницы (80%), организовывала сбор пожертвований для помощи нуждающимся (84%), создавала центры помощи семье (83%) и т.д.9

В тоже время, если данная потребность общества не будет реализована церковными учреждениями, можно предположить, что она, скорее всего, будет удовлетворяться другими организациями.



1 Авт.: Нестерова Галина Федоровна, к.б.н., доцент СПбГИПСР

2 Булочев Р.С. Истоки социальности государства правовые основы современной системы социальной защиты населения // Материалы научно-практической конференции «Особенности социального служения: отечественный и зарубежный опыт». Москва, 12 февраля 2013 года.

3 Подробно о процессе создания и регистрации религиозного объединения см.: Вопросы регистрации религиозных организаций. - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/61/1185/ Дата обращения: 01.09.2013.

4 Подробнее см. об этом статью Н.М. Платоновой «Общественный сектор социальной работы» из статьи: Платонова Н.М. Подходы к определению сущности социальной работы // Ученые записки СПбГИПСР. -2009. - №2(12) -  С. 88-89.  (Платонова Об общественном секторе)

5 Нестерова Г.Ф., Астэр И.В. Технология и методика социальной работы. М.: Издательский центр «Академия», 2011

6 О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви. Постановление архиерейского собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года. - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html Дата обращения: 01.09.2013.

7 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf Дата обращения: 01.09.2013.

8 База данных по социальному служению / Милосердие.ру – портал о благотворительности и социальному служению. - [Электронный документ]. -  Режим доступа: http://www.miloserdie.ru/social Дата обращения: 01.09.2013.

9 Социальная деятельность Русской Православной Церкви. Запрос со стороны населения. Исследовательский семинар «Социология религии». ПСТГУ. ФОМ «Общественное мнение». 21.12.2011. - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/62580Дата обращения: 01.09.2013.

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube