Дистанционное обучение в местах лишения свободы1
По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, Кирилла, Церковь взяла на себя новый вид миссионерского служения. Синодальный Отдел Московского Патриархата по тюремному служению реализует программу: «Общецерковная Система дистанционного (заочного) обучения основам православия в местах лишения свободы».
Сектор:
· организует и контролирует внедрение Системы дистанционного образования.
· создает библиотеку уже имеющихся программ тюремного служения: различных методик ДО, катехизаторской переписки, миссионерского служения.
· разрабатывает программы тюремного служения.
Работает в тесном сотрудничестве с Миссионерским факультетом ПСТГУ, где студентами дипломниками ведется разработка и апробация методик, учитывающих специфику обучения в местах лишения свободы (условия содержания, уровень образования, наличие пожизненного срока заключения, возможное обучение личного состава колоний).
Для того чтобы охватить все направления тюремного служения требуются усилия многих священнослужителей и мирян, поэтому Система дистанционного обучения основам православия - это неоценимая помощь в Евангельском просвещении нуждающихся.
Цели этой программы:
1. Духовно-нравственная поддержка сотрудников и реабилитация осужденных. Воцерковление, подготовка их к сознательному участию в таинствах Церкви.
2. Организация полезной занятости осужденных в условиях сокращения привлечения их к оплачиваемому труду.
3. Подготовка к поступлению в высшее или средне-специальное учебное заведение. Кроме того, решается задача связи с православными учебными заведениями для стимуляции самообразования. Уровень образования осужденных в основном не очень высок, что является сдерживающим фактором для поступления в какое либо учебное заведение после освобождения. Хорошо успевающие осужденные, после окончания обучения и освобождения могут быть рекомендованы к поступлению в Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет.
При работе над курсами были сформулировали основные принципы дистанционного обучения, которые предваряют каждый курс как введение, а также сопроводили каждый курс методическими указаниями по его использованию.
При работе над курсами мы исходили из следующего основного положения - они должны иметь своей целью постепенное воцерковление христиан в заключении, подготавливать их к сознательному участию в таинствах Церкви, делать их встречи со священнослужителями наиболее душеполезными. Это можно назвать ДУХОВНОЙ задачей дистанционного обучения.
Следующая задача – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ. Подробнее ее можно сформулировать так::
- научить человека внимательно читать достаточно непростой текст и находить в нем ответ на соответствующий вопрос;
- побудить обучаемого к более частому и сознательному чтению Евангелия и запоминанию отрывков евангельского текста с целью использовать их при ответах на контрольные вопросы;
- стимулировать обучаемого к размышлению над вопросами и использованию для ответов на них сопутствующей литературы.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ задача дистанционного обучения состоит в помощи по устроению жизни православной общины. Кроме того, попутно мы решали задачу связи с православными учебными заведениями для стимуляции самообразования. Прежде всего, исходя из решения педагогической задачи, мы выбрали форму обучения. Это подробные вопросы, к хорошему тексту, на которые обучаемый последовательно отвечает.
Именно с помощью правильно сформулированных вопросов могут решаться поставленные духовные задачи. Сроки освоения материала по каждому из курсов определяются конкретными условиями и составляют не менее одного года. По окончании курсов выдается свидетельство, что является немаловажным для человека, освобождающегося из мест лишения свободы.
По пути создания ПРОГРАММ социального и миссионерского служения уже давно идут христианские конфессии запада. В нашей стране и Церкви как правило любое дело, особенно в социальном и миссионерском служении связано с конкретной талантливой личностью.
Что же такое программа?
Это логичная последовательность шагов (действий), ведущих к ЦЕЛИ.
То есть при создании программы мы сначала определяем ЦЕЛЬ, а потом прописываем последовательность действий, ведущих к ней.
Характерная особенность любой программы – это возможность ее описать и передать для использования.
Программа обычно не подразумевает (хотя и не отрицает) наличия особо одаренной личности. Ее могут использовать различные люди.
Хорошо разработанная и опробованная программа не требует длительных временных затрат от тех, кто будет ее использовать в своем регионе или контексте. Поскольку для того, чтобы создать программу, опробовать ее на малых группах, исправить все неточности, расширить группу применения и получить результаты, надо много времени.
Используя уже опробованную программу, мы экономим время, средства, силы.
Можно в общем и целом так описать основные требования к программам.
1. Актуальность представляемой программы.
В чем заключается актуальность и важность этой программы, в чем ее отличие от других аналогичных программ.
2. Участники программы:
Кто проводит программу (количество участников)
На какую аудиторию рассчитана программа.
3. Контекстная оценка программы должна охватить четыре аспекта:
Философский
- То ли это, чем должна заниматься православная тюремная миссия?
- Соответствует ли это нашей миссии и цели?
Культурный
- Правильный ли это подход к людям, которым мы служим?
- Учитывает лион культурные особенности и временной контекст?
Богословский
- На каких Евангельских и богословских основаниях базируется программа?
- Существовали ли в церковной традиции аналогичный опыт?
Организационный
- Есть ли способности и ресурсы, чтобы вести эту программу?
- Будет ли данная программа положительно охватывать другие стороны церковной жизни?
4. Содержательная часть программы.
Здесь, собственно описывается программа в категориях действия, т.е. практически описано, как конкретно она осуществляется.
5. Финансирование программы.
Какие расходы предполагает реализация программы?
Сколько штатных сотрудников и сколько волонтеров предполагает участие в программе?
6. Ожидаемые результаты и оценка результативности программы.
Эти требования к программам важно знать, чтобы при создании новых программ учитывать все необходимые аспекты.
Программа дистанционного образования основам православия уже приобрела популярность как среди осужденных, так и сотрудников.
В настоящее время созрела необходимость в создании и апробации варианта программы дистанционного (заочного) обучения основам православия в местах лишения свободы «Духовное просвещение в СИЗО», рассчитанного на следственные изоляторы, где потребность в христианской проповеди и просвещении, как среди сотрудников, так и среди заключенных также велика, как и в колониях.
«Духовное просвещение в СИЗО» - очно-заочный вариант программы дистанционного обучения в местах лишения свободы, рассчитанный на работу по духовному просвещению в следственных изоляторах сотрудников, осужденных, и подследственных.
Целями программы являются духовно-нравственная реабилитация осужденных через изучение Евангелия с целью применения нравственных христианских принципов в своей жизни и введение в церковную жизнь уже в местах лишения свободы с тем, чтобы после выхода из мест заключения они более успешно социализировались; духовно-нравственная поддержка сотрудников УИС с целью гуманнизации системы исполнения наказаний.
Для реализации этой программы используются курсы, разработанные Центром духовной поддержки МФ ПСТГУ:
- «Священная история Нового Завета» по книге «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева), 1 год
- «Основы нравственности» по книге игумена Филарета «Конспект по нравственному богословию», 1год
- «Катехизис. Начальные понятия» по книге «Катехизис» еп. Александра (Семенова-Тяньшаньского) для камерных систем и малых сроков отбывания наказаний.
Центром духовного просвещения и миссионерства Синодального Отдела по тюремному служению составлен план 10 вводных бесед, цель которых привлечь к дальнейшему изучению в течении года основ православной веры как можно больше людей из числа как сотрудников, так и осужденных.
Одновременно предполагается внедрять программу «Из рук Отца». Эта программа ставит перед собой задачу восстановления связей между осужденным и его семьей. Постепенно знакомясь с осужденными добровольцы, проводящие беседы знакомятся с их семьями и на Рождество готовят вместе с осужденными подарки их детям или престарелым родителям.
Образовательная программа рассчитана на год. В результате, все завершившие изучение соответствующих курсов: «Четвероевангелие. Священная история Нового Завета» и «Катехизис. Основные понятия» получат свидетельства Миссионерского факультета ПСТГУ.
Вводные встречи (10-12) по ознакомлению с основными понятиями предполагается проводить еженедельно в непринужденной обстановке за чаем в течении двух месяцев с начала встреч. В проведении вводных занятий и проверке работ предполагается задействовать прихожан Московских храмов. Координировать работу будет Центр духовного просвещения.
Апробация программы проведена в СИЗО №2 «БУТЫРКА». Отчет и анализ результатов проведения программы можно посмотреть в материалах, собранных в Секторе по взаимодействию с УИС Синодального Отдела.
Следует отметить, что Программа дистанционного образования, действуя с 2004 года уже активно и успешно внедряется более чем в пятидесяти колониях различных епархий.
Программа отмечена и положительно оценена в аналитическом обзоре Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний: «Положительный опыт сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской Православной Церковью», который разослан во все учреждения ФСИН России.
«В качестве положительного опыта сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской Православной Церковью сотрудники и осужденные считают:
1. создание православных общин;
2. строительство храмов;
3. обучение в воскресных школах;
4. дистанционное обучение основам православия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сотрудники и осужденные, так же как и в 2005 г. позитивно оценивают деятельность Русской Православной Церкви».
Отзывы о курсах дистанционного обучения
«Что касается изучения Священного Писания Нового Завета по вашей методике, то могу сказать одно, методика замечательная! Она настраивает учащегося христианина постоянно быть и мыслями и душой в Писании, держит в напряжении. Заставляет ум «плавать» в Писании, как советуют Святые Отцы. И действительно, стоит только ослабить напряжение, и все куда-то уходит, а ваша методика постоянно заставляет быть в Новом Завете и не только в Новом, но и в Ветхом Завете. Приходится многое читать, изучать святоотеческие толкования.
Ваша методика дает хороший толчок для погружения в Священное Писание. Может быть, я выскажу вам дерзкую просьбу, но было бы очень здорово, если бы вы выслали мне методики того, что проходите сами. Предметы кафедры, вопросы, какие проходите, списки литературы».
Новиков Игорь Михайлович,
староста православной общины ЛИУ-1,
п. Суражевка, г. Свободный, Амурской обл.
«Режим колонии позволяет нам обсуждать вопросы методики всем вместе. Надеемся, что к лету у нас будет своя Православная комната. На воле ребята (братья из нашей общины на воле) делают закупки всего необходимого. Создаем хорошую библиотеку из Православной литературы. Постоянно поступают книги из местного прихода. Братья привозят. Единственно плохо, что мало богословской литературы, толкований, объяснений, библейских словарей, учебной литературы. Это очень необходимо».
Сафонов Олег,
Ставропольский край,Георгиевский район,
ст. Александрийская, ЯП 17.4
«Когда нам представилась возможность изучать основы Православия по курсу, составленному в Свято-Тихоновском Университете, возникли разные мнения по этому поводу. В основном спорили о том, стоит или не стоит обучаться, не вредит ли это духовному росту, нет ли опасности впасть в высокоумие, не лучше ли верить по формуле «чем проще тем лучше»? Так и не сошлись во мнениях, остались каждый при своем. Но большая часть все же предпочла обучение. Обучение – чтение Евангелия, комментариев к нему и обсуждение вопросов – проходило в школе на собраниях, которые нам по воскресениям позволила проводить администрация колонии. Бывали собрания и раньше, но теперь они стали регулярными, и приобрели ту форму, для которой они нам были выделены. На них стало меньше праздных разговоров, больше обсуждений вопросов веры. Мы более сплотились, исчезли пробелы в знаниях по основным догматам веры, что очень важно именно у нас, на Северном Кавказе, где много мусульман. Единственная проблема была в том, что слишком долго приходилось ждать проверенных работ и новых вопросов по Курсу: терялось время и происходило некоторое охлаждение к обучению. Лучше было бы, чтобы у старосты группы были все вопросы. От себя могу еще добавить, что это очень хорошая инициатива. Раньше я не слышал об изучении основ Православной веры в тюрьме. А вот сектанты это дело очень практикуют, и к ним идут люди, даже просто из-за того, что у них есть обучение по Евангелию, желающим выдают дипломы. С этими дипломами потом можно получить работу - стать их миссионером. Такие миссионеры потом приходят в зону хорошо одетые, при деле, и это служит хорошим примером, люди еще больше начинают вступать в секты, а не идти в Православную Церковь».
Центр духовной поддержки православных общин в заключении во имя преподобного Ефрема Сирина2
Создан на базе группы поддержки заключенных при методическом кабинете Миссионерско - Катехизаторского факультета Православного Свято–Тихоновского гуманитарного университета.
Уже более четырех лет на Миссионерском факультете ПСТГУ успешно работает Центр духовной поддержки православных общин в заключении.
Члены Центра обрабатывают всю корреспонденцию, приходящую из мест лишения свободы на адрес ПСТГУ, Храмов Святителя Николая и Живоначальной Троицы, Братства Всемилостивого Спаса и в магазин «Православное Слово». Любое из этих писем взывает о помощи и чаще всего духовной. Оставлять такие письма без внимания невозможно.
«Тюрьма и лагеря – это огромное невозделанное поле, где надо пахать, сеять жатву и убирать. К этому полю, учитывая его размеры, православные пастыри только приступили. А оно, как всякое поле, требует систематической работы и внимания», – так писал отец Глеб Каледа, который был одним из первых, кто начал возрождать это служение.
Центр является одним из подразделений Миссионерского Факультета и базируется на основе соответствующего подразделения Учебно-методического кабинета МФ.
Основные направления деятельности центра:
1. Дистанционное обучение православных общин в заключении. Православные общины в зонах нуждаются в помощи по изучению Евангелия и основ православной веры. Студенты Миссионерско-катехизаторского факультета разрабатывают курсы по изучению Евангелия и Катехизиса. В настоящее время получены заявки на дистанционное обучение от десяти общин. (Подробнее материал раздела Дистанционное обучение)
2. Переписка с заключенными. В местах лишения свободы находится много христиан, наших братьев и сестер по вере. Скорбями они пришли к Богу, многие уже в зоне приняли крещение. Они нуждаются в христианском общении: поддержке, помощи в постижении основ православной веры. Очень часто они остаются без поддержки Таинств Покаяния и Причастия. Те же, кто осужден на заключение в камере, бывают лишены вообще связи с Церковью земной. (Подробнее материал раздела Переписка)
Христианская переписка с заключенными - способ поддержки братьев и сестер в узах, который вполне доступен каждому христианину.
3. Методическая работа.
Создана методика обучения православных общин в заключении.
Сформированы методические рекомендации по переписке с заключенными, включающие в себя как общие рекомендации тем, кто собирается организовывать такое служение, так и конкретные описания проблем, возникающих при переписке.
Создается методика формирования и ведения катехизаторских групп для духовной поддержки уже освободившихся заключенных.
Все материалы, которые используются в миссионерских поездках в места заключения, будут также оформлены как методики.
4. Духовная поддержка освободившихся заключенных, проживающих в г. Москве, в группах катехизации.
5. Работа с прессой и СМИ. Проведение выставок. Ведется сбор материалов для публикации в православных журналах и газетах, создаются передачи для радио и ТВ. Цель выступлений в СМИ - привлечь внимание православных к проблеме поддержки заключенных, пришедших к вере в местах лишения свободы. Материалы содержат статьи, сочинения, стихи самих заключенных, исторические справки о тюремном попечении, статьи тех, кто занимается тюремным служением сегодня, интервью с ними. Возможны публикации в светской прессе. Все эти материалы предполагается впоследствии издать отдельным изданием.
6. Агитация приходов. Дело служения заключенным христианам не поднять силами одного Центра, или нескольких приходов. Необходимо вдохновлять на это служение большинство московских приходов и приходы других епархий. Для этого в Центре собираются материалы, которые будут использоваться с такими целями. Мы создали стенд, который размещен в стенах Богословского института. Материалы этого стенда могут быть использованы для создания аналогичных стендов на приходах. Все материалы о нашей работе размещены в интернете на сайте Центра.
7. Работа с начинающими переписчиками. Все, кто начинает переписываться с заключенными, нуждаются в консультациях и поддержке. Мы организуем специальные встречи, на которых начинающие переписчики смогут проконсультироваться с более опытными членами группы и, при необходимости, с духовниками группы. Информацию о встречах вы можете получить, позвонив на кафедру миссионерского факультета: 785-94-29, 953-56-37, или связаться с нами по электронной почте: info@4prison.ru или nponom@gmail.com
8. Создание аудио-видеотеки. Центр переписывает и рассылает аудио и видео материалы в православные общины в зонах. Такие материалы собираются как в самом центре, так и в Учебно-методическом кабинете МФ.
9. Сбор книжных пожертвований. Центр ведет сбор пожертвований в православных издательствах, с целью рассылки благотворительной литературы. Мы также помогаем литературой священникам, служащим в тюремных храмах.
10. Творчество заключенных. Сбор и обработка материалов (стихов, рассказов, писем-духовных откровений, рисунков и пр.) для размещения в православной прессе и для последующего издания.
11. Миссионерские паломнические поездки. Группа поддержки, приглашенные катехизаторы и священники, посещают святые места, оставляют списки заключенных, с тем, чтобы о них молились в монастырях. На обратном пути они посещают колонии с Миссионерско - катехизаторскими целями, в том числе и те общины, с которыми ведется переписка.
12. Психологическая реабилитация освободившихся из мест заключения. В процессе переписки с заключенными осознается необходимость такой реабилитации. Предполагается привлечь к работе психологов, разработать план возможной реабилитации.
Братья и сестры!
Вы можете подключиться к работе любого направления деятельности Центра.
Мы будем вам очень рады. Еще больше будут рады те, кто нуждается в нашем попечении. Мы будем также признательны за любую спонсорскую помощь.
Cвязаться с нами и оставить сообщение вы можете по адресу:
115184, Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23 Б, ПСТГУ,
Центр поддержки православных общин в заключении.
Т: (095) 785-94-29, 953-56-37
Сайт Центра: www.4prison.ru
E-mail: info@4prison.ru или nponom@gmail.com - Руководителю Центра
Реквизиты Центра духовной поддержки православных общин в заключении во имя преподобного Ефрема Сирина при Региональном благотворительном фонде христианской благотворительности и просвещения
ИНН 7705010635
р/с 40703810038310100668 в Люблинском ОСБ 7977
Банк: Сбербанк России г.Москва
К/сч. 30101810400000000225
Центр дистанционного обучения в Уфимской епархии3
Воскресная школа для взрослых Свято-Сергиевского кафедрального собора г. Уфы
Материалы для работы в Воскресной школе (.rar, .zip):
Закон Божий (уроки)
Загадки
Олимпиады
Толкование молитв
Методички по Закону Божьему
Смысловики
Доклад на XIV Международных образовательных Рождественских чтениях и Круглом столе в рамках Богословской конференции ПСТГУ.
Хотя наша воскресная школа формально пока не оформлена как региональный центр дистанционного обучения заключенных, но фактически мы им являемся. Вообще центры дистанционного обучения устраивать нужно независимо от того, учится там кто или нет, хотя бы просто как помощь тюремному духовенству.
Раньше свое служение школа проводила отдельно от священника ответственного за взаимодействие с ГУИН, а в этом году мы соединили наши усилия, что не замедлило сказаться на плодах совместной деятельности. Переписку с общинами и занятия проводим мы, а если возникают какие-то вопросы, требующие вмешательства о. Александра, то сразу с ним связываемся и решаем, как поступить в той или иной ситуации.
По письмам приходящим из колоний было ясно: за всеми исправительными учреждениями закреплены священники, но некоторые из клириков посещают их весьма нерегулярно.
Чтобы более точно прояснить обстановку, ответственный священник совместно с работником ГУИН объехал почти все зоны Башкирии, где встречался с начальниками колонии, священниками и православными общинами. В результате этого рейда посещаемость несколько нормализовалась.
Далее, нам давно хотелось узнать, что делается в местной детской колонии. Один раз мы туда уже отправляли православные книги и кассеты, но желательно было личное знакомство.
А тут перед Великим постом звонит батюшка: "Давай отпрашивайся с работы – завтра едем в малолетку!" Приехали. Побывали в отрядах, в каждом из них батюшка проповедь сказал. Я, естественно, сразу попросила показать молебную комнату и библиотеку, поинтересовалась, используются ли наши кассеты? Оказалось, что православные фильмы ребятам показывают, а вот из тех книжек, которые мы отправляли, не встретила ни одной. И главное, спросить было не с кого, т.к. незадолго перед этим предыдущего начальника колонии заменили за какие-то провинности.
Опять же, в малолетке поднимали вопрос с занятиями по Закону Божию (начальник был двумя руками "за"). Сперва хотели обучать очно, но так из-за удаленности колонии от населенных пунктов не нашли преподавателя, поэтому решили попробовать учить хоть заочно.
Послали первый урок – и ничего. Я аж расстроилась, обычно из взрослых колоний хоть один человек, да отвечает, а тут абсолютная тишина. Вдруг через два месяца из ГУИНа передают пачку листов, как оказалось – это ответы на первый урок. Не знаю, как преподнесли детям это мероприятие: как добровольное или как принудительное, но участие в этом приняла вся колония.
Почитав ответы, стало понятно, что курс для детской колонии нужно составлять с учетом, что заниматься по нему будут люди не просто далекие от Церкви, а ОЧЕНЬ далекие, т.е. совсем…
Что может быть интересным человеку с улицы? …Пожалуй, только сказки и рассказы! Причем, в данном случае как-то связанные с тюремной темой. Поэтому за основу мы взяли книгу Янушкявичуса "Основы нравственности", где все это есть, дополнили её еще несколькими рассказами из книг "Начальник тишины", "Из рода в род", а после каждого рассказа написали вопросы, направляющие на раздумье и подводящие к Евангелию. Курс для невоцерковленных назвали "Смысловик", потому что в нем много вопросов о смысле жизни. Начинается он с рассказа из книги "отец Арсений" о том, как фронтовик пришел к вере, стал после войны священником и каким образом уживался с деревенской молодежью, а кончается курс рассказом из той же книги о покаянии и первой исповеди вора в законе Сазикова.
К сожалению, дальнейшее обучение не получилось, но сам курс готов, и все желающие могут получить его у нас. Надеемся, что и на сайте синодального отдела он когда-нибудь появится. Мы "Смысловики" сейчас используем во взрослых зонах для обучения абсолютно невоцерковленных людей, которых выявляем вводными заданиями по Закону Божию. Т.е. если, как недавно написали в одном уроке, человек отвечает что креститься нужно снизу вверх, слева на право, то понятно – применять здесь нужно Смысловик.
Как наверно уже поняли, обучение мы проводим многоуровневое, рассчитанное на разную степень воцерковления: новоначальным – Смысловики, основной массе – Закон Божий собственной разработки, а самым знающим – олимпиады, т.е. контрольные по православным праздникам, некоторые из которых уже есть на сайте Синодального отдела. Сейчас составлены олимпиады на все двунадесятые праздники, а также на каждую неделю Великого поста, и ещё порядка 10 олимпиад о самых почитаемых святых. Олимпиады не столько обучают, сколько проверяют остаточные знания, т.к. к ним дополнительных материалов к изучению не посылаем.
Еще в одной колонии используем уроки по Закону Божию Троице-Сергиевой Лавры, т.к. в нашем варианте этого курса нет вопросов по Ветхому и Новому Заветам, а только предварительные понятия, Символ веры, Заповеди блаженств и 10 Моисеевых заповедей. А в 2-х особо преуспевающих в духовном плане общинах проводим обучение по Четвероевангелию разработки ПСТГУ.
На задания братья отвечают не в общине, а индивидуально. Потом в одном конверте отправляют ответы каждый на свой урок.
Хотелось рассказать о новой тенденции, замеченной в этом году в башкирских колониях. Некоторые из них стали не только потребителями благотворительной помощи, а скорее её "перевалочным пунктом". Есть у нас зона для туберкулезных больных ЛИУ-19. После того, как они опубликовали объявление с просьбой о помощи в журнале "Русский дом", не бывает недели, чтобы к ним не приходила посылка или бандероль с литературой. Поэтому все излишки через священника передаются в приходские библиотеки, некоторые из которых находятся в весьма плачевном состоянии. И тем же самым заключенным потом при выходе негде брать православную литературу для чтения. В другой колонии были излишки Новых Заветов, которые, как они писали, лежали у них мертвым грузом. Два десятка этих книг они послали в нашу Воскресную школу для взрослых, т.к. сейчас мы на занятиях как раз проходим Апостольские послания и у нас на 2-3-х человек приходится один Новый Завет. В результате, книги-то до собора дошли, но к нам так и не попали, т.к. их "перехватила молодёжка" (православное молодежное движение), в котором тоже изучают Новый Завет, причем у них дела с книгами еще хуже обстояли. Так что теперь ждем новой партии литературы из зоны теперь уже для нас…
Сейчас почти во всех исправительных колониях Башкирии православные библиотеки сформированы и очередь за аудио и видеотеками. Здесь проблемы решаем по-разному. В уфимские зоны видеокассеты иногда даем просто на "прокат", т.к. не всегда есть возможность их переписать. После этого из ИК-3 написали о том, что православное видео транслировали на всю зону по кабельному телевидению. Сперва, показывали "Православные чудеса в XX -ом веке", и сразу за ним зоновские работники поставили фильм о Беслане. Это получилось как продолжение темы и доказательство только что показанного, что произвело большой "фурор".
Далее, у нас в епархии выпущен цикл программ на видеокассетах "Дорога к храму" о храмах и святынях нашей епархии. По комплекту этой продукции получила каждая наша зона, и потом приходили благодарные отклики, т.к. кто-то увидел свои родные места, а один заключенный даже свою мать!
Ещё хочется рассказать об одном интернетовском проекте, существующем на сайте отца Андрея Кураева, который помог нам решить проблему обеспечения православных общин в заключении православным аудио и видео.
В Новокузнецке есть такой батюшка – отец Владимир Пивоваров, который имеет огромную аудио и видеотеку на CD и DVD и рассылает ее за очень низкую цену, почти по себестоимости носителей +затраты на пересылку. Мы эту видеотеку выписали, размножили и в свою очередь разослали по всем башкирским тюрьмам, где есть DVD проигрыватели. Единственное неудобство – фильмы записаны в формате MPEG 4, а он предусмотрен не на всех DVD проигрывателях.
В этом году в Уфимской епархии впервые созвали собрание батюшек, окормляющих военные части и зоны, на котором всем участникам был роздан пакет документов и информация на дисках в электронном виде, которая может помочь в их служении. В частности образец годового отчета о проделанной работе, где четко отражено, когда и сколько раз посещалось вверенное окормлению учреждение и в чем это посещение заключалось. Кроме того, в материалах были помещены все имеющиеся на сегодняшний день методики обучения заключенных, ведь как бы мы не старались, но учатся дистанционно 3-4 человека из общины, когда при очном обучении количество учащихся возрастает в несколько раз. Поэтому на собрании мы священников старались ориентировать именно на очное обучение, которое могли бы проводить они сами или кто-то из мирян. Также на диске батюшкам записали все, что удалось найти в Интернете по служению в тюрьмах, в том числе и с сайта Синодального отдела и ПСТГУ, ведь пока еще не все священники имеют доступ к сети.
И еще одна большая часть служения воскресной школы – это обучение пожизненно заключенных в Соль-Илецке. Хотя эта колония находится и не в нашей, а в Оренбургской епархии.
Раньше мы учили еще колонию с камерной системой находящейся в Башкирии, но ее недавно наполовину расформировали и там теперь уже никто не занимается.
В чем особенность занятий в камерах? Каждому ученику приходится писать отдельное письмо с заданиями, даже если в камере проходят курс несколько человек, т.к. их часто переводят с места на место. Кроме того, вспомогательную литературу для уроков приходится высылать каждому в отксеренном виде, а не книгой. Будь то Закон Божий или что-то другое, т.к. на всех не хватит ни книг, ни средств, а теперь еще заказные письма стали не полкило, как раньше, а только 100 грамм, что добавило лишние беспокойства, т.к. теперь трудно будет посылать бумагу, которой вечно не хватает (мы посылаем не тетради, а серую писчую бумагу).
Теперь, в связи с этими изменениями, книги и православные газеты вообще туда не отправляем, а только список литературы, которую высылали раньше в туже колонию другим братьям, чтобы люди знали, что можно взять в их библиотеке и какая литература вообще существует в природе. Ведь если они в заявке напишут не конкретно, а "принесите что-нибудь о Православии", то в результате библиотекарь и даст "что-нибудь", возможно третий и четвертый раз подряд.
Всем, кто хочет учить в камерной системе, мы готовы передать наши задания и методички в электронном виде или переслать их по Интернету.
Уфимская епархия.
Воскресная школа для взрослых Свято-Сергиевского кафедрального собора г. Уфы
Антонова Ирина Алексеевна.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anastasia-uz.ru/index/distancionnoe_obuchenie_v_mestakh_lishenija_svobody/0-178 Дата обращения: 20.08.2013
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pobeda.ru/content/view/55/304/ Дата обращения: 20.08.2013
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pobeda.ru/content/view/56/304/ Дата обращения: 20.08.2013