взлом

Православие  -  религия  российских патриотов: к 65-летию  великой победы над фашистской Германией1

Зубанова С.Г. – д.и.н., профессор

                                                                 Государственной Академии славянской культуры

Вся история России свидетельствует о том, что Православие было мощной силой, сплачивающей  народ во времена тяжких испытаний, мощным нравственным фактором в любой созидательной деятельности на благо родного Отечества.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором в 2000 году, понятию «патриотизм» дается следующее определение: «Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять  развивать национальную культуру, народное самосознание»2.

В истории России и ее Православной Церкви есть множество примеров патриотизма защитников Родины, причисленных за свой подвиг к лику святых. Русские агиографические источники восхваляют святого благоверного князя Михаила Тверского, который «положил     душу    свою    за    свое    отечество»,  сравнивают  его  подвиг  с мученическим подвигом святого Дмитрия Солунского, «благаго отечестволюбца… рекша про отчину свою Селунь град: Господи, ащи погубиши град сей, то и аз с ними погибну, аще ли спасеши, то и аз спасен буду»3.

Православная Церковь всегда призывала свой народ любить Отечество, не щадить жизни для его защиты, если ему угрожает опасность. Церковь благословляла народ на участие в освободительных войнах. Так, в 1380 году преподобный Сергий, игумен и чудотворец Радонежский, благословил русское войско во главе со святым благоверным князем Дмитрием Донским на Куликовскую битву с татаро-монгольскими завоевателями. Он предрек князю победу и как зримый образ участия Русской Церкви в борьбе за свободу Родины, дал ему двух иноков-воинов Пересвета и Ослябю, погибших вместе с русскими воинами, шедшими на смерть за веру и Отечество.

Другой пример участия Русской Православной Церкви в деле патриотического служения - в 1612 году святитель Гермоген, Патриарх Московский  и  всея Руси,  благословил  народное  ополчение на борьбу  с польскими интервентами.

Особенная активность Русской Православной Церкви в патриотическом служении Отечеству отмечается в период Отечественной войны 1812 года. Тогда митрополит Московский Филарет так вдохновлял свою паству: «Уклоняясь от смерти за честь, веру и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество – ты примешь жизнь  и венец на небе»4.

А Санкт-Петербургский  протоиерей  Иоанн Кронштадтский так писал о любви к Отечеству: «Люби Отечество земное… оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби Отечество небесное… то Отечество несравнимо дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это Отечество заслужено тебе бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членами того Отечества, уважай и люби его законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного Отечества»5.

В период Отечественной войны 1812 года особенно проявился патриотический дух русского православного монашества. Об этом сохранились архивные свидетельства в Фонде 668 отдела рукописей РГБ: когда  население  Москвы оставило подожженный город и  в  него вошли французы, монашеская братия продолжала оставаться в стенах московских монастырей и несла свое молитвенное служение Богу за спасение Отечества, за силу и мощь русского воинства6. Монастырские службы в этот период совершались без колокольного звона, чтобы не привлекать внимание неприятеля. Службы продолжались и после того, как французские мятежники, взломав монастырские ворота, порубили иконостасы и взорвали гробницы погребенных, осквернили иконы и богослужебные книги.

Патриотический дух российского народа способствовал тому, что приходские Храмы и монастыри жертвовали средства на ведение освободительной войны. Священный Синод пожертвовал в 1812 году из своего  капитала полтора миллиона рублей  для  русской  армии, а после окончания войны для восстановления  разрушенных Храмов и монастырей

было выделено еще 3,5 миллиона.

Тяжкие бедствия, испытанные Россией во время войны 1812 года, жертвы,  принесенные  народом  за  освобождение  западной Европы от гнета Наполеона заставили значительную часть русского общества отказаться от увлечения всем французским, в том числе языком.

Высокой воинской доблести и патриотизму русских солдат в военных кампаниях XIX века во многом способствовало армейское духовенство. В успехах военных действий 1812 года, а также в Русско-Турецкой войне его деятельность имела большое значение. Солдаты шли в бой под лозунгами «за Веру, Царя и Отечество», и армейское духовенство делало все возможное, чтобы использовать патриотические чувства народа в защите интересов самодержавной власти.

Примером обращения архипастырей к воинству или ко всему народу по поводу патриотических  действий служит речь ректора Санкт-Петербургской духовной академии, произнесенная на собрании Славянского Благотворительного общества: «Пусть же Россия, несмотря на разность составляющих ее племен, служит примером не только политического, но и общественно-свободного единства! Пусть русские друзья заграничных славян являются пред ними не как великорусы, малорусы или белорусы, не как Москвичи или Петербуржцы, а только как Русские люди! Дотоле лишь Россия и страшна врагам и симпатична славянам, пока она есть единая, верная себе самой, нераздельная Россия»7.

Другой пример влияния на патриотические настроения народа - заметка афонского иеромонаха Арсения «Восточный вопрос», написанная по поводу   Русско-Турецкой   войны.   Иеромонах   дает   критическую    оценку  захватнической политике, которая «несет страдания восточным христианам от варваров-турок»8. Арсений пишет в заметке о «Святой миссии России» и о том,  что  «все праведники в земной жизни были мучимы и гонимы за истину, но Царствие небесное им уготовано будет»9.

Период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в истории  нашего Отечества  и Православной церкви – неисчерпанная тема  научного поиска для современных исследователей. Учены  продолжают находить новые свидетельства  служения Православной церкви в период военных  событий. Основательные научные работы написаны Васильевой О.В., протоиереем Владиславом Цыпиным, Светозарским А.К, Гриневым Н.,  Чумаченко Т.А., Гусевым Г., Касаткиным П., Якуниным В. и многими другими авторами  Заметим, что не во всех своих оценках сходятся исследователи. Однако, при  существующей разнице оценочных подходов,  очевидно, что невозможно переоценить роль Православной церкви в национально-патриотическом, морально-нравственном подъеме советского народа, в  его  морально-психологической, духовной  поддержке  в самые  трудные этапы  военных  испытаний.

22 июня 1941 года в праздник Всех святых в земле Российской просиявших началась Великая Отечественная война.

Местоблюститель в  тот же день обратился к с посланием к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви»: «Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой...»10; далее в послании вспоминаются имена святых князей-полководцев Александра Невского и Дмитрия Донского, благословляется встать на защиту Отчизны.

В проповеди, сказанной через четыре дня после начала войны, митрополит Сергий  выразил уверенность в победе русского оружия: «Пусть гроза надвигается. Мы знаем, что она приносит не одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы. Да послужит и наступившая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной... Мы уже видим некоторые признаки  такого оздоровления. Разве не радостно, например, видеть, что с первыми ударами грозы мы вот в таком множестве собрались в наш храм  и начало нашего всенародного подвига в защиту родной земли освящаем церковным богослужением?»11

Сохранившиеся архивные свидетельства показывают, что на имя военного руководства поступали запросы  «в самом срочном порядке выслать материалы Синода для произнесения проповедей в день празднования годовщины Октября, а также ряд других руководящих материалов Православной Церкви»12.

Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны проявлялось многогранно: это морально-нравственная помощь и поддержка влияние; сбор денежных средств, других пожертвований, медикаментов, одежды в Фонд обороны; служба церковнослужителей в рядах действующей армии и участие их в партизанском движении, помощь раненым бойцам, шефство над госпиталями и создание санитарных пунктов – вот далеко не полный перечень реальных дел РПЦ в период лихолетья. Патриотическая деятельность Церкви во время великой битвы с фашизмом оказала заметное влияние на позитивные изменения в религиозной политике советского руководства.

Священнослужители, в том числе и те, кому удалось вернуться из лагерей, тюрем и ссылок к 1941 году на свободу, были призваны в ряды действующей армии. Так, например, будущий Патриарх Пимен (Извеков) в  начале войны бывший иеромонахом и отбывавший ссылку в Средней Азии, начал свой боевой путь заместителем командира роты, он дослужился до звания майора. Священник Димитрий Логачевский, служивший в Уфимской епархии с 1924 года, в годы Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной Армии, где в рабочем батальоне помогал нашим воинам громить врага. После ранения в 1943 году он вернулся к пастырскому служению, впоследствии стал настоятелем Покровского кафедрального собора в г. Куйбышеве. Был награжден медалями “За победу над Германией” и “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”.

Участвовали в борьбе за независимость нашей Родины или ставшие известными далеко за ее пределами: митрополиты Рижский Леонид - врач, Сурожский Антоний (Блюм) - врач-хирург, Нижегородский Николай; архиепископы: Калининский Алексий (был пулеметчиком, награжден медалью “За боевые заслуги”), Харьковский Леонид, епископ Омский Венедикт, архимандриты Псково-Печерской Лавры Алипий (Воронов) — оборонял Москву и был несколько раз ранен и награжден орденами; Троице-Сергиевой Лавры — Кирилл (Павлов).13. Особенно выделяется фигура исповедника-святителя епископа Луки (Войно-Ясенецкого), трудившегося во время войны в качестве хирурга.

Еще одним из важнейших подвигов Церкви в годы войны был сбор средств на нужды обороны, несмотря  на то, что благотворительная помощь со стороны Церкви была запрещена с 1918 года. Однако с 23 июня 1941 Церковь собирала пожертвования в фонды Красного Креста и обороны. Известно, например, что к концу 1941 г. православные приходы Ленинграда сделали взнос на общую сумму 2144 тыс. руб.14, а в Москве к 23 февраля 1942 года храмами было собрано 1159 тыс. руб., к 1 мая на подарки – 541 тыс. руб.15

Отдельно собирались средства на строительство танковых колонн и эскадрилий. Так, на танковую колонну «Дмитрий Донской» было собрано православными москвичами 2 млн. руб., на эскадрилью «Александр Невский» – 1 млн. руб. Жители Саратова внесли на восстановление Сталинграда 131 тыс. руб. Новосибирские верующие 110 тыс. руб. на строительство сибирской эскадрильи «За Родину» 16.

Общая сумма взносов оценивается историками по-разному: «В советских документах можно встретить самые разные суммарные цифры патриотических взносов Русской Церкви в годы войны – от 50 млн. до 10 млрд. рублей. Но если первая цифра явно занижена, то вторая представляется многократно завышенной. По подсчетам Московской Патриархии, к лету 1945 г. было собрано более 300 млн. рублей, не считая драгоценностей, вещей и продуктов. Эту же цифру указывает в своем отчете в ЦК ВКП(б) от 27 августа 1946 г. Г.Г.Карпов. Реально общая сумма была больше как минимум на несколько десятков миллионов» 17.

О.Ю.Васильева пишет, что «к концу войны общий взнос Церкви в фонд обороны превысил 300 млн. рублей»18.

А.Н.Кашеваров соглашается с О.Ю.Васильевой: «Взносы непосредственно от РПЦ в Фонд обороны составили за годы войны более 300 млн. руб., в том числе по Краснодарскому краю – 1,5 млн., по Ставропольскому краю – 1,13 млн., по Вологодской области – 2,424 млн., по Красноярскому краю – 4,179 млн., по Горьковской области – 9,234 млн. Крупные суммы были собраны в Москве, Астрахани, Калининской области и других местах страны»19.

Известно активное участие священнослужителей и в партизанском движении. Во время войны не было препятствий для массовых богослужений и церковных сборов, снимались ограничения на религиозную деятельность. Органы власти на местах теперь не препятствовали открытию храмов, прекратились репрессии.

Современная эпоха характеризуется переосмыслением исторического процесса и переоценкой многих судьбоносных событий, которые пережило наше Отечество в атеистический период. На нелегком, но полном величайших побед, пути нашей Родины  Православная Церковь всегда разделяла судьбу своего народа. В годы необычайных испытаний, выпавших на долю соотечественников, но не поколебавших вечных и непреходящих ценностей, у церковного руля стояли те, кто, не страшась, что «могут войти в историю запятнанными, … готовы  были на это ради блага Церкви»20. Такими людьми были Святейшие Патриархи Сергий и Алексий, митрополит Николай (Ярушевич) и многочисленные другие архипастыри, «положивших свои силы, способности и дарования, да и саму жизнь на Алтарь церковного служения»21.

Думается, что суждения некоторых современных исследователей, которые берутся судить о служении блаженнопочивших иерархов и делают акцент на том, что деятельность их носила порой соглашательский характер, не соответствуют общей тенденции церковного патриотического служения и его исторической оценке. Но истинно церковная позиция состоит в том, чтобы в годы лихолетья не только сохранить Церковь как организованную структуру, но главное - в том, чтобы не прерывать свою духовную миссию – «в современной обстановке суметь зажечь и поддержать в сердцах нашей паствы весь прежний огонь ревности о Боге и научить пасомых находить подлинный смысл своей жизни»22.

Завершая, отметим, что истинная  любовь к Отечеству лишь тогда плодотворна, когда она опирается на прочный духовный фундамент, на вековые духовные традиции народа и религиозные ценности национального самосознания. Именно на таком фундаменте формируется настоящий патриотизм, не раз спасавший наше Отечество в самых сложных, порой – трагических ситуациях.

Сегодня одной из главных задач государства, общества и Церкви является возрождение в сердцах россиян этого благородного чувства, возрождение понимания того, что без веры и Отечества невозможна полноценная жизнь ни отдельной личности, ни  государства в целом. Поэтому разработка концепции российской государственной патриотической идеологии является, на наш взгляд, насущной необходимостью, основанной на традиционных религиозных ценностях.

Факты истории свидетельствуют неопровержимо: единство и мощь России всегда покоились на твердом основании православной веры. Многочисленные беды, разорения и напасти  сумела преодолеть наша страна за свою более чем 1000- летнюю суровую историю  благодаря  неизменной  приверженности российского народа Православию и единой соборной Апостольской Церкви.


1 [Электронный документ]. – Режим доступа: http://socslugeniezubanova.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=57&Itemid=95 Дата обращения: 3.09.2013

2 Основы социальной деятельности РПЦ // Инф. Бюлл. №1– Апрель 2001.– М., С. 21.

3 Там же. - С. 20.

4 Филарет, митр.Московский и Коломенский. Сочинения. - Ч. 1. - М., 1844. – С.89.

5 Прот. Кронштадтский И. Моя жизнь во Христе. - М., 1893.  – С. 132.

6 ОР РГБ, ф. 668, к.1, д.27, л.77-78.

7 ГАРФ, ф. 1750, оп.1, д.40, л.2.

8 ГАРФ, ф. 1750, оп.1, д.47, л.2.

9 ГАРФ, ф. 1750, оп.1, д.47, л.2.

10             Русская православная Церковь и Великая отечественная война», 1942, с. 15-17.

11             Правда о религии в России. С.83-86.

12             ГАРФ ф. 6991, оп. 2, д.3, л. 45.

13             Шкаровский М.В.  РПЦ при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 122.

14             Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны. М.,1995. С. 40.

15             Там же. С. 49-59.

16             Шкаровский М.В.  РПЦ при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 133.

17             Шкаровский М.В.  РПЦ  при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 135.

18             Васильева О.Ю. РПЦ в политике советского государства в 1943-1948 гг. М, 1999. С 48.

19             Кашеваров А.Н. Государство и Церковь: Из истории взаимоотношений советской власти и Русской Православной Церкви 1917 - 1945 гг. СПб., 1995.С. 122.

20             Василий (Кривошеин), архиеп. Воспоминания. Письма. Нижн. Новгород, 1998. С. 265

21             Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Посвящение // Ювеналий (Поярков), митр. Человек Церкви. М., 1998. С. 4.

22             Цит. по: Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Предстоятель Церкви мучеников: [Предисловие] // Страж Дома Господня.: Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). М., 2003. С. 3.

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube