взлом

Социальное служение в системе социального образования: опыт РГСУ1

«Я утверждаю, что из всех видов человеческого скотства
самое глупое, самое подлое и самое вредное – верить,
что после этой жизни не будет другой»

Данте Алигьери, итальянский поэт
и политический деятель

<…> В РГСУ ведется большая научно-исследовательская работа по истории социального служения. Социокультурные процессы, связанные с социальным служением в России, можно проследить на протяжении ее тысячелетней истории. Еще в Древней Руси были заложены христианские традиции оказания помощи и поддержки нуждающимся. С образованием российской государственности появились правовые регламентации, определяющие отношения власти и общества к социальным проблемам. Эти процессы были исследованы в ряде диссертационных работ, подготовленных и защищенных в РГСУ. Проводимая в данном направлении работа позволяет утверждать, что в научно-исторической школе РГСУ существует самостоятельное научное направление – связанное с историей Социального служения, в том числе - социально-исторической ролью Православной Церкви в этом служении. Русская Православная Церковь своим личным примером служения Богу, вере, Отечеству и людям - сыграла существенную роль в формировании идеологических основ социального служения в России. Оно (служение) отражает наиболее существенные стороны российской исторической, государственной и общественной жизни, раскрывая нравственную сущность стремлений, духовного развития, гуманизма, основанного на общечеловеческих ценностях.

Это направление исследований в научно-исторической школе РГСУ получило свое развитие в 1995 году, когда по данной проблематике были защищены первые диссертации: Пашенцевым Д.А. «Благотворительность Русской Православной Церкви» и Зубановой С.Г. «Социальное служение Русской Православной Церкви в 19 веке.» В 2002 году последовала на аналогичную тему докторская диссертация Зубановой С.Г., в 2003 году защищена докторская диссертация Старовойтовой Л.А. «История становления и развития социального образования в России (первая четверть XVIII - начало XIX вв.), в 2004 году – защищена докторская диссертация Субаевой О.Н. «Социальное служение как исторический феномен», в 2005 году – кандидатская диссертация Рузановой Н.П. «Социально-историческая роль монастыря Козельская Введенская Оптина Пустынь в деле общественного служения». В исследованиях рассматриваются вопросы теории и практики социального служения в разные исторические периоды, различные формы и виды социального служения Церкви, Отечеству, людям. Совсем недавно по проблемам высшего профессионального духовного образования защищена докторская диссертация Ляпуновой Н.В. В настоящее время в плане подготовки кандидатских и докторских диссертаций по Отечественной истории ведется исследовательская работа по социальному служению российских монастырей: Курской Коренной Рождества-Богородицкой Пустыни, Рождество-Богородичный Санаксарского мужского ставропигиального монастыря, Николо-Угрешского мужского монастыря. А также исследуется проблема социального служения Московской Епархии в разные исторические периоды.

В РГСУ развивается научное направление под названием «Социально-психологические технологии помощи людям, ставшим жертвами сект, нетрадиционных религиозных культов», руководителем данного научного направления является профессор доктор психологических наук Е.А.Петрова. Отличительная черта проводимых исследований – их практическая направленность. Работает студенческий научный кружок «Психологические аспекты толерантности православного верующего» под руководством преподавателя Кафедры социальной психологии Щербаковой Ю.Н. Другими важными мероприятиями, проводимыми совместно РГСУ и РПЦ, являются конференции в рамках Рождественских чтений по проблеме безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних «В России все дети наши!»; Всероссийский Конгресс по реабилитации детей с ДЦП; презентации различных книг (например, «Библиопсихология и библиотерапия»). Среди ученых РГСУ, занимающихся научными исследованиями в области социальных проблем, такие известные имена, как: О.И.Волжина, Б.К.Гасанов, Т.А.Дубровская, Ю.С.Ерохин, Г.И.Климантова, Т.Б.Кононова, В.М.Сафронова, Л.И.Старовойтова, О.Н.Субаева, Е.Н.Тарасов и многие другие.

Исторически Русская земля стоит на тех подвижниках, которые вопреки жизненным обстоятельствам жертвуют своими силами, карьерой, временем, здоровьем и даже жизнью во имя высоких духовно-нравственных идеалов. Общеизвестны слова русской пословицы: «Ни одно село не стоит без праведника». Действительно, всегда и везде находятся люди, которые становятся энтузиастами и подвижниками, готовыми делать хотя бы на один шаг больше, чем от них требуется и ожидается. И именно этот шаг, эта бескровная жертва оказываются решающими для непобедимости русского народа в любой сфере – от военной до научной.

Академик РАН Жуков В.И., ректор нашего университета, - так пишет об этой характерной национальной черте: «Сила русского народа - в его способности утверждать свою любовь силой жертвенного служения, в способности совершать, с точки зрения западного обывателя, безумные поступки – без всякой прямой выгоды, без ожидания славы и почета, только силой любящего сердца жертвовать собой ради других».

Русская культура хранит божественный завет православия: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»2. Православное христианство принесло в культуру русского народа понимание счастья, полноты жизни, ее смысла, как жертвенного служения, наполненного любовью к ближнему.

Социальное служение может быть представлено как идеология, основанная на защите и помощи социально-незащищенной части общества,  способствующая развитию новых политических институтов, социальных структур, социальной культуры, закрепленная в общественном сознании и подтверждаемая социально-политической практикой. Именно о таком «социальном служении» - идеологии деятельности – следует говорить применительно к деятельности РГСУ. Это – во-первых.

Ведь целью отечественного образования всегда было и остается служение людям – по слову Апостола Павла «Служите, друг другу каждый тем даром, какой получил…»3. Задача науки, образования - помочь каждому человеку направить свои таланты на служение людям.

Социокультурные процессы, связанные с социальным служением в России, можно проследить на протяжении ее тысячелетней истории. Еще в Древней Руси были заложены христианские традиции оказания помощи и поддержки нуждающимся. С образованием российской государственности появились правовые регламентации, определяющие отношения власти и общества к социальным проблемам.

Русская Православная Церковь своим личным примером служения Богу, вере, Отечеству и людям - сыграла существенную роль в формировании идеологических основ социального служения в России. Оно (служение) отражает наиболее существенные стороны российской исторической, государственной и общественной жизни, раскрывая нравственную сущность стремлений, духовного развития, гуманизма, основанного на общечеловеческих ценностях. Феномен социального служения следует рассматривать как специфическую функцию в обществе.

Именно таким феноменом в самые трудные годы начала демократического пути России стала деятельность по созданию первого в стране Социального университета, который и сегодня, несмотря на «непристижность» своего профиля (с точки зрения оплаты труда работников социальной сферы) каждодневно подтверждает свою неповторимую феноменальность. Неоспоримое доказательство этому – более 100 000 студентов РГСУ – самое большое студенческое сообщество из всех государственных ВУЗов России. Это – во- вторых.

В дополнение к этому, отметим, что университет проводит массу мероприятий, подтверждающих абсолютно подвижнический характер его деятельности. Это, например, Конференция «В России все дети – наши. Проблемы беспризорности» о социальном служении, делах милосердия, о деятельной любви к ближнему, участники которой сошлись в общем мнении об ответственности всего общества за социальные проблемы детства. Были предложены пути решения этих острейших социальных проблем. Другой пример - в рамках ХII Русского Народного Собора проходил конкурс добровольческих Программ молодежи, в котором РГСУ занял 1-ое место. Так практическими делами студенчество РГСУ подтверждает свою готовность служить своему делу и людям.

В-третьих, наш тезис о том, что «деятельность РГСУ по подготовке кадров для социальной сферы сродни социальному служению» подтверждается тем, что в РГСУ воспитательной работе отводится первостепенная роль в педагогической деятельности. Сегодня не так много можно назвать университетов, которые социальной задачей своей педагогической деятельности считают не только образование, но и воспитание молодежи. «Болонизация» образования в высшей школе практически не оставляет возможности заниматься воспитанием студенческой молодежи. В этом плане РГСУ – исключение.

Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский, утверждавший, что Православие является основой фундаментальных ценностей образования, в статье 1860 года «О нравственном элементе в русском воспитании» писал: «что нехристианская педагогика - вещь немыслимая, безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди»4.

В православной традиции указывается на необходимость одновременного образования ума и сердца человека, что особенно значимо для социального образования: «Свет одного научного образования без истины Христовой есть свет луны без солнца. Свет холодный, безжизненный».

В этой связи одним из педагогических и социальных проектов РГСУ является открытие специальности «Теология» и начатая в 2005 году подготовка теологов. Теология как система наук и направление подготовки специалистов способствует в Высшей школе приобщению студенчества к отечественной ценностной традиции, обеспечивает преемственность национальной духовной традиции, лежащей в основании гуманитарной науки, образования и практики.

Внимание к развитию теологического образовательного направления в РГСУ лишний раз свидетельствует о том, как бережно относится педагогическое сообщество к духовно-культурному наследию своего Отечества. И это есть тоже подтверждение социальной миссии РГСУ.

На занятиях студенты узнают, какими идеалами на протяжении веков руководствовались наши предшественники и продолжают руководствоваться верные им потомки, как и зачем они ходят в церковь, каковы их представления о добре и зле. Студенты узнают о прекрасном мире храмового зодчества, мире православной иконы, богослужебной музыки, о том, как это церковное искусство и эти представления, укорененные в Церкви, глубоко и сильно влияли на светское искусство – литературу, музыку, быт и уклад русской жизни.

Цель этих культурологических знаний в том, чтобы молодое поколение, приобретя эти знания и выбирая жизненные ориентиры, имело представление о добре и зле не отвлеченное, а ясное и конкретное, утвержденное предшествующими поколениями, создавшими нашу великую культуру.

Православие является культурообразующей и даже историкообразующей религией России. История светская без синтезации, без синхронизации с церковной историей секулярна и неполноценна. Сегодня необходимы и в средней и в высшей школе культурологические предметы на основе Православия, в качестве первых шагов «введения во храм».

Очевидно, что концепцию теологического образования в Социальном университете подсказывает сама жизнь, само назначение университета: РГСУ – первый в стране организатор и создатель специальности «Социальная работа». В настоящее время в РГСУ, кроме «Социальной работы» открыто еще много других направлений подготовки и  специальностей, практическая направленность которых – оказание помощи людям. В том числе, это и «Социальная медицина», «Реабилитационные технологии», «Психология», «Социальная педагогика».

Поэтому в развитии теологической составляющей в РГСУ наиболее целесообразным нам представляется объединение усилий факультетов именно такой практической направленности.

Сегодня ряд ВУЗов уже имеет опыт организации преподавания теологических дисциплин широким слоям студенчества посредством организации межфакультетских и межвузовских кафедр теологии. Этот опыт вызывает большой интерес, его необходимо изучать, осмысливать, обогащать и искать оптимальные пути применения.

Ученым Советом Университета принята программа Духовно-нравственного воспитания корпорации Университета. Цель этой программы – формирование социальной ответственности преподавателей и студентов, будущих специалистов социальной сферы. Важным условием такого формирования в программе называется духовно-нравственное просвещение, основанное на православной христианской вере.

Ректор университета, Академик РАН Жуков В.И. является членом Экспертного совета «Экономика и этика» при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, задачей которого является нравственное осмысление экономических процессов, происходящих в нашем обществе и в мире, поиск эффективных путей решения проблем российской экономики с опорой на базовые духовные ценности нашего Отечества.

Первым российским опытом стало открытие Российским государственным социальным университетом на Крутицком Подворье Института социального служения, в котором осуществляется подготовка специалистов для РПЦ по специальности «Социальная работа», «Организация работы с молодежью» для работы в молодежных православных организациях. Институт социального служения РГСУ был открыт по инициативе и по благословению Архиепископа Костромского и Галичского Владыки Александра, который в настоящее время возглавляет  этот институт. В прошлом учебном году состоялся первый выпуск: выпускники Института социального служения РГСУ подготовлены становиться церковно- и священнослужителями, а также для работы волонтерами, скаутами.

РГСУ является постоянным организатором проведения Федоровского Городка: до 30-ти епархий приезжает на конкурсный отбор молодежных организаций России.

Частыми гостями и участниками различных воспитательных, учебных и научных мероприятий в университете являются такие авторитетные представители Церкви: митрополит Воронежский и Борисоглебский Владыка Сергий; архиепископ Костромской и Галичский Владыка Александр; архиепископ Курский и Рыльский Владыка Герман; архиепископ Белгородский и Старооскольский Владыка Иоанн; архиепископ Ставропольский и Владикавказский Владыка Феофан; епископ Боровский Владыка Амвросий.

Университет совместно с координационным Советом по содействию создания региональных советов и единого общероссийского объединения муниципальных образований проводит в г. Угличе Димитриевские чтения, посвященные проблемам организации гражданского социального служения.

Традицией становится проведение в РГСУ ежегодного Православного студенческого Форума «Вера и Дело», который является важным воспитательным мероприятием, направленным на объединение молодежи и формирование у студенчества высоко нравственных жизненных принципов

Сообщество студентов, аспирантов и преподавателей Российского государственного социального университета видит в возвращении народу утраченной веры, знаний основ православной культуры одну из основ построения гражданского общества, его нравственный фундамент. Избрав Церковь своим союзником в выстраивании педагогической парадигмы социального образования, университет тем самым имеет миссионерскую направленность своего социального служения.

Одновременно с этим одной из задач своего социального служения РГСУ видит решительное продвижение по пути современных преобразований и модернизаций, которые затронули не только российскую систему образования, но и всю Европу. РГСУ в числе 40 ВУЗов России является участником экспериментальной работы в рамках Болонского процесса с целью создания единого европейского образовательного пространства. Мы считаем не только возможным, но единственно верным - идти в ногу со временем, сохраняя при этом лучшие традиции мировой и отечественной педагогики.

Российский государственный социальный университет на сегодняшний день является флагманом социального образования в России и в полной мере осознает ответственность за будущее страны, за подготовку компетентных и квалифицированных кадров, готовых посвятить свою жизнь общественному (социальному) служению – вот главная цель работника социальной сферы и без веры, любви и надежды – эта цель недостижима. Без образования сердца, только одни знания не могут сделать человека счастливым – именно об этом писал великий русский философ Иван Ильин: «На свете нет счастья вне служения и нет покоя в одиночестве».

Наша молодежь имеет право выбирать жизненный путь, выбирать путь национального развития и ценности, которые ей по совести и по сердцу, но ответственность за этот выбор всегда несет взрослое поколение. В словах университетского Гимна отражены те принципы, которыми руководствуется каждый, кто связал свою профессиональную деятельность, свою жизнь с РГСУ:

И покуда у сердца есть силы,

Людям делать добро поспеши.

Я люблю тебя, слышишь, Россия?

Эта песня идет от души.

Ничего не жалей, ничего не жалей,

Ничего не жалей для людей.

Для друзей - огонька, сердце для старика,

Для России - и жизни своей, жизни своей.

И хотя в сегодняшних условиях нелегко провозглашать в молодежной аудитории идеи высокого социального служения, а еще труднее – реализовывать в каждодневной педагогической практике, - опыт РГСУ подтверждает то, что система образования и воспитания в нашем университете глубоко социальна по своей сути, а для педагогического сообщества работа в таком университете поистине является социальным служением.


1 Зубанова С.Г. Теологическое образование в России: опыт и перспектива /С.Г.Зубанова. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – С.90-98

2 Матф. 6:19

3 Послание коринфянам

4 Ушинский К. Соч. в 10 т. – Т.2. – с. 452

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube