Протоиерей Дмитрий Смирнов и его приход. Православная ортопраксия1
Вера Филатова
Вне всякого сомнения, любой человек, интересующийся жизнью РПЦ, читающий православные СМИ или просто периодически включающий православные радио и телеканалы, слышал о протоиерее Дмитрии Смирнове. Он - глава Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и один из наиболее влиятельных и активных церковнослужителей РПЦ. Кроме того, отец Дмитрий возглавляет один из самых крупных приходов Москвы.
Надо сказать, что в церковной среде и среди мирян отношение к его личности и влиянию довольно противоречиво. Его комментарии событий светской и церковной жизни и проповеди часто вызывают негативную реакцию, особенно в либеральных СМИ, ввиду резкости его замечаний и порой прямолинейных высказываний. Кроме того, отцу Дмитрию не свойственно терпимое отношение к различным религиозным движениям: по его мнению, главенствующей религией в России должно быть Православие. Для него характерна убежденность в том, что «многоконфессиональность России – это миф». При этом западную культуру отец Дмитрий называет нехристианской. В целом мнение отца Дмитрия созвучно многим другим традиционалистским движениям в РПЦ, поддерживающим такие реформы как введение ОПК, ратующим за расширение влияния Православной Церкви в различных сферах культуры и государственном управлении, резко высказывающимся по поводу критики РПЦ или осмысления христианства в массовой культуре (например, по поводу выставки «Осторожно, религия!») Однако прежде чем выносить оценку позиции отца Дмитрия в РПЦ стоит обратить внимание на характер его тесного взаимодействия с обществом в социальной и приходской деятельности.
Обширный приход отца Дмитрия начал образовываться еще с того времени как он служил в храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево. Позднее его назначили настоятелем храма Митрофана Воронежского - небольшого храма, построенного в конце XIX века при детском приюте великой княгини Елизаветы Федоровны. Через некоторое время храм уже не мог вместить большого количества народу, приходящего на службу, и тогда постепенно был открыт храм Благовещения Пресвятой Богородицы, который в советское время служил складом Военной академии Жуковского. Усилиями прихожан и о.Дмитрия со временем была возведена крестильная церковь во имя преподобномученицы Елизаветы, а библиотека областной психиатрической больницы переделана под храм мученика Вонифатия. В настоящее время о.Дмитрий является настоятелем 8 храмов: Митрофано-Воронежского, храма Благовещения Пресвятой Богородицы, Николо-Заяицкого храма, Вониватия на ул. 8 Марта, крестильного храма Елизаветы Федоровны, церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Мышкино, храма Живоначальной Троицы в Гаретово, строящегося храма в честь Владимира Амбарцумяна.
Приход отца Дмитрия известен своей активной социальной и просветительской деятельностью. Он представляет собой хорошо организованную, разветвленную структуру, направленную на помощь окружающим: это и помощь детям-сиротам (детские дома при храме Митрофана Воронежского – «Павлин», «Мышкино» в Можайском районе, и приют при синодальном отделе), и сестричество, и образовательная деятельность (православная школа «Свет» при храме Митрофана Воронежского), и собственные издания и радиопередачи.
Отец Дмитрий, безусловно, является главным организатором и лидером своего прихода, тем не менее, формирование приходских структур происходило скорее «снизу» чем по указанию настоятеля. История каждой из созданных приходом организаций уникальна. По словам отца Дмитрия, часто новый человек, появляющийся в храме, привносил что-то свое, реализовывал свой талант. Так при храме Митрофана Воронежского был разбит красивый, ухоженный садик, в 1991 году образовалась школа «Свет»; при том же храме был восстановлен существовавший до революции детский дом (Павлин), который в настоящее время развивается за счет благотворительности. Прихожанками Крестовоздвиженского храма была организована патронажная служба, которая переросла в службу сестер милосердия при 50 городской больнице, а в 1992 году приобрела официальный статус как сестричество во имя преподобномученицы Елизаветы Федоровны. В честь нее была построена и домовая церковь. Таким образом, большинство из существующих ныне учреждений восстанавливались или строились по инициативе прихожан, их совместными усилиями. Отец Дмитрий же чаще всего выступал в качестве организатора процесса. По его словам социальное служение является потребностью, ощущаемой каждым человеком, поэтому задача настоятеля заключается в поддержке инициативы прихожан, помощи им в организации и финансировании их проектов, реализации их идей. Таким образом, система прихода, организованная отцом Дмитрием, имеет, очевидно, демократическую структуру, способствующую применению талантов прихожан в церковно-приходской жизни.
Поддержка инициативы в приходе и способствовала постепенному развитию различных приходских организаций, большая часть которых направлена на просвещение. Кроме проповедей самого отца Дмитрия, записываемых и ранее прихожанами и теперь изданных в едином сборнике и отчасти представленных на сайте храма, прихожанами были созданы радиостанции - «Благовещение» и «Преображение». Последняя выполняет проповедническую роль, на ней идет чтение Св. Писания и наследия Св. Отцов. «Благовещение» же создано для несения в массы православной культуры, бесед с известными деятелями искусства, освещения некоторых культурных событий. Кроме того, при храме Благовещения Пресвятой Богородицы открыто издательство «Библиотека православного христианина» и Магазин православной книги. При храмах существуют и собственные издания: при мышкинском храме выпускается ежемесячная газета «Подворье», а при московских храмах – «Календарь», в которой отражена приходская жизнь и расписание богослужений.
Сам отец Дмитрий периодически выступает на различных православных каналах и радиостанциях. По его словам необходимо, чтобы миссионерская деятельность Церкви осуществлялась всеми возможными современными средствами, чтобы каждый имел возможность услышать о вере и Церкви не только на проповеди в храме, но по радио и телевидению, чтобы слово Божие стало доступным каждому человеку. Поэтому в своих проповедях и выступлениях на радио- и теле- передачах отец Дмитрий старается обращаться к слушателям на доступном им языке, проводя простые аналогии, объясняя сложные моменты приближенными к жизни ситуациями, знакомыми многим из них. Активная проповедническая и просветительская деятельность отца Дмитрия и его прихода прежде всего направлена на просвещение православного населения страны, именно православного, поскольку главной задачей очевидно становится укрепление и возрождение русской православной культуры.
Центром просветительской деятельности отца Дмитрия является стремление возродить некоторые традиции и устои дореволюционного общества, что выражается, например, в активной пропаганде многодетных семей, как основы здоровой нации. По словам отца Дмитрия, в отличие от семей, где детей один или два, в многодетных семьях мать больше уделяет внимания детям, старшие ухаживают за младшими, мужья реже бросают жен, дети не подвержены отрицательному влиянию сверстников и в целом многодетные семьи получаются более благополучными. Большое количество детей в семьях, по мнению отца Дмитрия, является основной причиной величия русского народа, а в настоящее время – единственным способом выживания вымирающей нации.
Стремление к организованности и упорядоченности жизни, благодаря которому о.Дмитрий сумел создать такую разветвленную приходскую структуру, отразилось и в его взглядах на семью как образец ролей мужчины и женщины в обществе. В своем понимании распределения «гендерных» ролей отец Дмитрий довольно строг и придерживается патриархальных взглядов. Мужчина, по его мнению, в идеале всегда представляет собой силу, является кормильцем, защитником семьи и Родины в целом, и, естественно, «горит желанием» послужить в армии, а женщина призвана быть матерью и воспитывать если не своих детей, то чужих - работать воспитателем или учителем в школе. Потому и многодетная семья, по мнению отца Дмитрия, является наиболее благоприятной атмосферой для воспитания детей, в которой они учатся общаться не в хаотичном, чужом кругу, без присмотра родителей, а в своей семье, где стройная иерархичная структура: муж – глава, мать – помощник, старшие помогают младшим. Такая иерархичность, по мнению отца Дмитрия не навязывается определенным строем, но является естественной, однако, судя по всему, неоправданно отвергнутой современным обществом.
Делу спасения вымирающего русского народа и утверждению семейных ценностей и служило создание в 1993 году медико-просветительского центра «Жизнь», который, как вспоминает отец Дмитрий, начался с двух человек и компьютеров, а позже перерос в целое движение. Изначальной задачей центра была борьба с абортами, которая осуществлялась с помощью публикации научных и фактических материалов по теме абортов, мнения русских и зарубежных церковных деятелей различных эпох, направленных против абортов и системы планирования семьи, а также различных материалов, посвященных вопросам семьи и брака. Постепенно у центра появились филиалы и в других городах. В настоящее время им руководит священник Максим Обухов, который стал настоятелем храма св. Вонифатия и заменил отца Дмитрия в качестве духовника сестричества.
Призыв сохранять семью и «рожать детей» сочетается с активной практической помощью многодетным семьям, осуществляемой всем приходом. Центр «Жизнь» сотрудничает с «Благотворительным фондом защиты семьи, материнства и детей», который направлен на осуществление моральной и материальной помощи беременным женщинам в трудных ситуациях. Помощь многодетным семьям организована и при храме Митрофана Воронежского, где существует общий фонд сбора материальной помощи для многодетных семьей, одиноких стариков и детей, оставшихся без родителей. Семья является центром приходской жизни, образом самого прихода и, в идеале, по мнению отца Дмитрия, образом устройства государства, как большой семьи.
Несмотря на то, что о.Дмитрий поддерживает скорее консервативное чем либеральное направление в православии, очевидно, что он не является ярым сторонником авторитаризма. Вне зависимости от своих взглядов, отец Дмитрий уделяет больше времени работе с людьми, и в связи с этим Россия для него - это прежде всего русский народ, а не Русская империя. В многочисленных интервью отец Дмитрий часто высказывает мнение о том, что государство и церковь должны действовать сообща, как это было в дореволюционные времена. Однако «сообща» в понимании отца Дмитрия это не благословление Церковью политики государства, поскольку государственная машина, по его словам, бесчеловечна, а возможность сотрудничества государства и Церкви в социальном служении. По его мнению, основная задача государства по отношению к Церкви, «поддерживать религиозный энтузиазм», быть «костылями народной жизни», то есть обеспечивать условия для социального служения и духовного роста народа, воспитывать который призвана Церковь.
Надо сказать, что при создании многочисленных организаций прихода отец Дмитрий и его прихожане часто сталкивались с препятствиями, во многом связанными с несовершенством бюрократической системы. Здание школы несколько раз переносилось с места на место, как и воскресная школа, занятия которой изначально проводились в здании одной из средних школ Москвы. По словам отца Дмитрия, многие трудности возникают из-за отсутствия поддержки государства и необходимости соблюдать формальности, требующие лишнего внимания и материальных средств, которых и так не всегда хватает. Именно для уменьшения такого рода затрат и расширения влияния Церкви в деле духовного воспитания народа (что по словам отца Дмитрия выгодно и государству, поскольку увеличится количество внутренне сильных и «здоровых» людей, любящих свою Родину и работающих на благо страны) и необходима, по мнению отца Дмитрия, поддержка государства.
Приход отца Дмитрия способствует расширению влияния Церкви в различных сферах, связанных с образованием. При храмах организуются православные школы, детские дома, православные летние лагеря. Основной целью является воспитание способности стоять за интересы своего народа, обучение дисциплине, привитие детям традиционных православных ценностей. Семьям помогают воспитывать детей в детских лагерях, находящихся в Подмосковье: «Мышкино», в районе Можайска и «Богослово» в Ярославской области. При храме Митрофана Воронежского в 1991 была создана православная школа «Свет». Для помощи детям, оставшимся без родителей, по инициативе отца Дмитрия был восстановлен детский дом при храме Митрофана Воронежского, а также созданы детские дома при синодальном отделе и в с.Мышкино. При храме Благовещения Пресвятой Богородицы в 2005 году была создана Военно-приходская школа «Скимен», которая является дополнительным образованием, как для мальчиков, так и для девочек.
Школой воспитания, по мнению отца Дмитрия, является и армия. По своему статусу отец Дмитрий имеет непосредственное отношение к взаимодействию с вооруженными силами и, возможно поэтому, он известен довольно резкими высказываниями в пользу применения силовых методов для «перевоспитания» общества и в отношениях с другими странами (например, в одном из интервью он говорит о том, что сам разгромил бы выставку «Осторожно религия!» если бы этого никто другой не сделал). Война, по его словам, один из видов дипломатических переговоров.
Представления отца Дмитрия об армии как «школе воспитания и защиты Родины» сочетаются с идей необходимости возрождения военной мощи России как основы здорового государства. Необходимость постоянной готовности к борьбе с враждебными державами для отца Дмитрия кажется очевидной. В то же время в одном из интервью отец Дмитрий называет Россию «европейским страной» и не считает «вражескими» европейские организации. В целом ясно, что для отца Дмитрия не является первостепенным политический или культурный диалог с западными странами, в то же время ксенофобия ему свойственна в гораздо меньшей степени, чем многим другим представителям РПЦ.
В практической деятельности, связанной с вооруженными силами, отец Дмитрий уделяет больше внимания преобразованиям в русской армии, попытке создать из армии семью. По его словам «армия должна быть семьей, а не волчьей стаей: командир – отец, а солдат – сын, которого любят, защищают, в обиду не дают.» Именно в построении таких отношений в армии, по его мнению, может помочь «военный» священник. Благодаря деятельности Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями в настоящее время существует штат военного духовенства, в военных городках строятся храмы, совершаются церковные таинства, издаются православные газеты. По словам отца Дмитрия, работа Отдела является одним из направлений миссионерской деятельности Церкви, поскольку ее результатом становится обращение к Богу военачальников и солдат. Остается надеяться, что в военных воспитывается не только патриотическое чувство к своей православной Родине, но так же человек получает возможность в условиях порой суровой армейской дисциплины узнать и о милосердии и любви к ближнему. Важно также, что Синодальный отдел занимается и организацией служения и просвещения в тюрьмах и исправительных колониях, сотрудничая с многими храмами, предоставляя помощь и поддержку заключенным.
Можно сказать, что во взглядах отца Дмитрия проявляется типичное для русской Церкви, стремление к единству, неделимости, приверженности традиции (поэтому и многоконефессиональность, как считает отец Дмитрий, невозможна в России, поскольку народ – это одна семья, а Православие – его историческая религия). Объединяющим началом становится и традиция, которая связывает не только народ как единое целое, но и историю этого народа. Поэтому основные ценности русскому человеку следует черпать не только в Евангелии, но и в традициях дореволюционной жизни русского народа, которые Церковь призвана восстанавливать, как и разрушенные храмы. Таким образом, деятельность отца Дмитрия направлена на освящение Православием исторических нравственных ценностей русского общества.
В связи с такой позицией и военное дело, которое как считает отец Дмитрий, «лежит в генах» русского народа также становится православным. Патриархальные устои в семье, православные школы, многодетность являются, с точки зрения отца Дмитрия, отражением православного духа русского народа, они необходимы для современного общества. Отсутствие же этих ценностей отец Дмитрий считает болезнью общества, которую нужно излечить с помощью просвещения и воспитания.
Подробный анализ деятельности и взглядов отца Дмитрия позволяет сделать несколько неожиданных, на первый взгляд, выводов. Приход отца Дмитрия и его позиция вряд ли укладываются в рамки какого-либо направления в РПЦ. Его нельзя назвать строго консервативным, поскольку он открыто реагирует на современные тенденции в православии и некоторые нововведения современной культуры.Он творчески развивает приходскую жизнь практически на демократических началах. В то же время в своей деятельности он придерживается традиции и именно традиционные взгляды (на семью или на государство) формируют его понимание здорового общества.
В одном из интервью отец Дмитрий говорит об «имперском сознании» присущем русскому народа, однако ему самому такое сознание не присуще. Судя по всему, он считает, что государство должно стимулировать развитие народной жизни, а не препятствовать ему. Понятие народа, и, прежде всего, «русского народа» является определяющим в деятельности отца Дмитрия. Он не стремится сделать Православие государственной религией, а, скорее, считает его религией естественной для русского народа и представляет необходимой не борьбу против других конфессий, несмотря на его резкие высказывания, а распространение православного влияния в различных сферах, связанных прежде всего с воспитанием.
Во взглядах и деятельности отца Дмитрия очень много искреннего желания помочь страждущим, рожденного большой реальной и успешной пасторской деятельностью. В его многочисленных выступлениях и интервью слышится гораздо больше, чем у других церковных функционеров, понимания реальных проблем общества, гораздо критичнее оценивается современное российское государство. Недаром, он – один из немногих представителей высшей церковной номенклатуры, употребляющих понятие «демократия» в положительном смысле. Его, без сомнения, консервативное мировоззрение подвергается очевидной трансформации, порожденной опытом пасторской деятельности.
1 Филатова В. Протоиерей Дмитрий Смирнов и его приход. Православная ортопраксия // Русское Ревью Кестонского института. Ноябрь 2008. № 32. - [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.keston.org.uk/russia/articles/rr32/03father-dmsmirnov-vfilatoval.html Дата обращения: 28.09.2013