взлом

Описание методов работы

Группы по развитию навыков общения:

Подход основан на создании навыков взаимодействий в различных игровых ситуациях. На его основе развиты пять методологических направлений:

 - Игротерапия. Используются командные соревновательные игры: эстафеты, спортивные игры, игры на местности и др. Группу разбивают на команды, из которых побеждает та, где лучше организованы взаимодействия.

 - Драмотерапия. Свободное разыгрывание драм – многоактных сценариев, где каждый следующий акт – одно занятие. Размер группы ограничивается жанром и сюжетом, группы небольшие (до 10 чел.). Обсуждают только распределение ролей, а развитие сюжета и тексты –импровизация коллектива по ситуации. Полезно менять сценарии и амплуа актёров, чтобы каждый испытал себя в разных социальных ролях и этим расширил свой ролевой потенциал.

 - Моделирование ситуаций. Разыгрывание коротких сцен по заданной ситуации с репетицией возможных вариантов поведения. Специалист может играть одну из ролей.

 - Совместная режиссура в группе. Осуществляется постановка какого-либо зрелища (концерта, спектакля) таким образом, что режиссёром будет сам коллектив. Главное – репетиции, где любой желающий вправе предложить свой вариант действия, либо внести иные исправления. Эти изменения сразу же проигрывают, и группа оценивает, вносить их или нет. Специалист просит каждого участника высказать своё мнение и стимулирует доброжелательное обсуждение каждого варианта. Чем больше репетиций, тем выше интерес участников и эффективность метода. Роль специалиста состоит также в организации репетиций и упорядочении их течения.

- Развитие социального поля. Метод используется для создания у участников группы чувства локтя, взаимной приязни и поддержки и  основан на установлении невербальных контактов, которые создают ощущение единства группы. Чем больше участников, тем более выражен эффект социального поля. Он позволяет большому количеству людей производить скоординированные действия единовременно, без каких-либо сигналов со стороны организаторов. Последовательность мероприятий программы рассчитана на постепенное формирование поля и проявление его эффектов. На начальных этапах используют игры, устанавливающие невербальные контакты, затем – игры, позволяющие тренировать с нарастающей интенсивностью скоординированные действия участников. На заключительном этапе демонстрируются такие эффекты поля как сообщение желаний, намерений, настроения.

Примерная программа развития социального поля:

«Живой огонь» в виде пламени свечи в центре круга, образуемого участниками, нужен в мероприятиях 1, 2, 10 для создания эмоционального фона. В мероприятиях, где группа выбирает ведущих, организаторов или жюри из числа участников, специалист выполняет роль помощника и инструктирует выбранных лиц.

Мероприятие 1. «Давайте познакомимся». Участники сидят друг рядом с другом, образуя круг или каре. Ведущий предлагает каждому по очереди рассказать о себе. После окончания рассказа каждый в знак знакомства дует на свечку так, чтобы пламя слегка отклонилось, и передаёт эстафету следующему рассказчику. Мероприятие заканчивают хоровыми песнями.

Мероприятие 2. Круговые игры. Участники сидят так же, как и на первом мероприятии. Выбирают двух ведущих. Игры тренируют быструю реакцию соседей на тайную передачу предмета какому-либо из участников. Рекомендуются игры, в которых ведущий делает вид, что вкладывает предмет в сложенные руки каждому, а на самом деле отдаёт его только одному из участников, или «гуляющий кошелёк» (несколько предметов передают по кругу за спинами участников, но только один из них – искомый).

Мероприятие 3. Голосовые игры. Проводят в форме переклички двух команд, на которые делятся участники. Запевала и распорядитель игр – специалист или подготовленный ведущий. Начало переклички – распев гласных. Каждая гласная распевается одной командой, а затем – другой. В такой же последовательности распевают согласные, сначала звонкие, затем глухие. По окончании алфавита проводят соревнование, какая команда знает больше песен. Команды перекликаются куплетами из песен, которые не должны повторяться. Проигрывает та команда, которая задерживается с очередным куплетом.

Мероприятие 4. Предварительная репетиция к концерту самодеятельности по методу совместной режиссуры. Приёмы организации и проведения репетиций и концерта изложены в описании метода «Совместная режиссура в группе» (Гл. 1, п. 1.7).

Мероприятие 5. Генеральная репетиция к концерту самодеятельности.

Мероприятие 6. Концерт самодеятельности.

Мероприятие 7. Конкурс «боевой раскраски» (можно заменить конкурсом масок). Выбирают жюри из 3-5 участников. Остальные участники наносят грим или изготовляют и надевают маски. Подготовленные участники берутся за руки, составляя цепочку, и под музыку «змейкой» несколько раз проходят перед жюри и зрителями. Эту демонстрационную часть разнообразят танцевальными движениями «змейки», шуточными транспарантами и приветствиями зрителям. Мероприятие заканчивают общим сбором, на котором жюри выдаёт призы всем участникам по принципу премирования за участие, а не за лучший образ. Выделяя особую роль каждого участника, жюри даёт шуточные наименования их образам.

Мероприятие 8. Карнавал. Участники выбирают оргкомитет из 3-5 человек, выполняющий функцию организатора и распорядителя. Участников делят на небольшие группы, которые готовят костюмы и сценарии для групповых тематических сценок, скетчей, хоровых действий. Используют элементы драмотерапии и моделирования ситуаций. Оргкомитет упорядочивает последовательность групповых выступлений, а затем вручает призы группам по методике, приведенной в описании предыдущего мероприятия.

Мероприятие 9. Праздник хороводов «Золотые ворота». Зрителей нет, все приглашаются для участия в хороводах. Участники выбирают одного или двух ведущих, показывающих основные движения и порядок каждого хоровода или игры. Все берутся за руки. Начальные игры – песенные хороводы с тематическими движениями («Во поле берёзка стояла», «Курочка-хохлатка», «Венки» и т.п.). Затем вводятся игры со сложными движениями цепочкой, «змейкой», «стенкой» и скандированием текстов («Золотые ворота», «Ниточка и иголочка», «А мы просо сеяли», «Плетень» и т.п.). Они сменяются хороводными играми с «водящими» или исполнителями в центре круга («Колпачок», «Комар», «Шёл козёл по лесу» и др.). В заключение переходят к подвижным играм-догонялкам с использованием внешней и внутренней окружности общего круга, («Кошки-мышки», «Коршун и лебедь», «Волк и заяц»). Круг играет активную роль, пропуская преследуемого и не пропуская преследователя.

Мероприятие 10. «Загадываем общее желание». В центре круга участников ставится зажжённая свечка. Специалист играет роль ведущего. Он объясняет участникам, как сплочённость группы влияет на свойства пламени: по их совместному мысленному приказу пламя может уменьшаться или увеличиваться. Этот эффект участники несколько раз проверяют с неизменным успехом. Затем выбирается водящий. Он удаляется, а остальная группа даёт ему мысленный приказ о каких-либо его действиях. Во время его возвращения все сосредоточены на этом приказе и проверяют его эффективность. При смене водящих выявляются участники, которые воспринимают групповые приказы и их выполняют. Мероприятие заканчивают общим пожеланием сохранить контакты и групповую сплочённость, как наиболее ценное достояние, полученное за время общения. Обыгрывается роль «живого огня» в память об этом пожелании1.



1 Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы : учебное пособие / Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр. – М.: Академия, 2011. – 208 с.

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube