взлом

Духовно-нравственная и психолого-педагогическая поддержка современной семьи — новый вид социального и миссионерского служения Церкви1

Мошкова И. Н.

Статья посвящена раскрытию основных положений инновационной программы «Духовное здоровье семьи и личности», разработанной на основе многолетнего опыта практической работы семейного психолога-консультанта с различными категориями населения на территории района «Царицыно» г. Москвы.

Суть авторского подхода заключена в утверждении о том, что для преодоления демографического кризиса требуется умение устанавливать «церковно-государственно-общественное» партнерство в социальной сфере и создавать систему психолого-педагогической поддержки современной семьи, ориентированной на приобщение людей к христианским семейным ценностям. Опираясь на накопленный опыт работы Автономной некоммерческой организации (АНО) «Психологическая служба “Семейное благо”, автор статьи предлагает уровневую структуру организации помощи людям, попавшим в сложные жизненные и семейные обстоятельства, которая может быть усвоена и успешно реализована в других территориях г. Москвы и иных епархиях. Деятельность АНО «Семейное благо» рассматривается как новый вид миссионерского и социального служения Русской Православной Церкви на современном этапе жизни.

Kак известно, демографическая проблема несколько лет назад была названа самой острой проблемой современной России, а демографическая ситуация — критической. Еще совсем недавно в официальных документах приводились статистические данные, говорящие о том, что ежегодные потери численности населения достигают 700 тыс. человек в год.

Острота демографической ситуации стала столь чувствительной, что поиск путей преодоления демографического кризиса стал рассмат риваться в нашей стране как общегосударственная, общецерковная и общенациональная задача. В течение двух последних лет Правительство России приняло целый ряд конкретных решений, содействующих росту рождаемости детей и значительному сокращению детской смерт ности. Несмотря на предпринятые усилия со стороны государственных структур: выплату «материнского капитала», установление разнообразных льгот, выплат и пособий, — убыль населения, хотя и значительно сократилась, но все же продолжает оставаться на весьма высоком уровне. Что способствовало формированию некоторых позитивных тенденций в области демографии? Назовем только главные моменты. Заметим, что в настоящее время разработана и реализуется долгосрочная Государственная демографическая программа, рассчитанная на период вплоть до 2015 года.

Сегодня по всей стране и особенно в Центральном федеральном округе РФ созданы и активно работают Общественные Советы и комиссии по вопросам демографии. Эти общественные объединения проявляют деятельную заботу о различных категориях семей и особенно о благополучии семей многодетных, которые помогают обществу восполнить дефицит человеческих ресурсов. Кроме того, как известно, Общественный Совет ЦФО осуществляет поддержку негосударственных некоммерческих организаций (НКО), осуществляющих разработку инновационных  социальных проектов, внедрение которых оказывает положительное влияние на работу государственных ведомств. Значительные усилия, направленные на преодоление демографического кризиса, предприняты и Русской Православной Церковью. Руководствуясь стремлением помочь людям, найти верный путь преодоления личностных и семейных кризисов, Архиерейский Собор РПЦ в 2000 году утвердил Социальную концепцию РПЦ, определяющую стратегический подход к рассмотрению непростых явлений современной жизни, включающих, в том числе, и круг семейных проблем. Вскоре после этого, в 2004 году был проведен Архиерейский Собор и Церковно-общественный форум по проблемам демографии, где был дан глубокий духовно-нрав ст венный анализ современной семьи. Недавно состоявшийся Архиерейский Собор 2008 года вновь вернулся к вопросам демографии и призвал священнослужителей искать активные формы социального и миссионерского служения, позволяющие приобщать современных людей к христианским семейным ценностям, а так же формировать в сознании молодежи идеал православной многодетной семьи. «Вопросы семьи и брака тесно переплетены с демографической проблемой. Государственные власти предприняли серьезные усилия для ее разрешения. Однако становится все более очевидным, что попытки преодолеть демографический кризис только экономическими средствами, без учета духовной составляющей, обречены на провал. Ведь причины кризиса — не в кошельках, а в душах людей, и не случайно верующие люди имеют больше де тей при одинаковых с неверующими экономических условиях», — говорил в своем Докладе на Архиерейском Соборе 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Заметим, что предпринятые меры, безусловно, способствуют снижению остроты демографического кризиса в России, однако не решают всей совокупности проблем, связанных с восполнением численности народонаселения. Огромные потери несет наша страна вследствие того, многие молодые люди вообще не желают вступать в законный брак, предпочитая заботам, связанным с рождением и воспитанием детей, так называемую жизнь для себя. Высокие показатели численности абортов и «детей-отказников», которых отвергли родители, являются неоспоримым свидетельством утраты воспитательных функций семьи. Очень часто родившиеся дети не получают со стороны родителей должного внимания, попечения и заботы. В результате своего духовно-нравственного и психолого-педагогического невежества родители не могут, а подчас и не хотят устанавливать со своими детьми доброжелательные и дружеские взаимоотношения, а применяют по отношению к ним жестокие наказания, насилие и агрессию. Все это калечит детские души, нарушает нормальный процесс их нравственного и психического развития, приводит к психическим заболеваниям и суицидам, подталкивает к правонарушениям и социальным порокам, превращает детей в сирот «при живых родителях». В связи с этим значительная часть подростков и молодежи выпадают из активной общественной жизни, вовлекаются в криминальную среду или преждевременно умирают, употребляя алкоголь и наркотики. Необходимо отметить также и то, что в настоящее время крайне нестабильными стали супружеские взаимоотношения людей. Численность разводов в нашей стране достигает 75% от заключенных браков, причем важно учесть, что период благополучной семейной жизни от момента заключения брака до развода исчисляется порой всего несколькими месяцами. Молодые супруги часто разводятся в тот период, когда они фактически являются еще молодоженами. Очень часто можно видеть, что муж и жена живут под крышей одного дома, едят за одним столом и спят на одной постели, оставаясь чужими и равнодушными друг к другу. Характерно, что наличие детей не останавливает современных людей перед принятием решения о разводе. Многие мужчины и женщины склонны нарушать супружескую верность и имеют связи на стороне. В конфликтных ситуациях примирение супругов достигается с большим трудом, вследствие того что каждая сторона считает себя «жертвой» обстоятельств и перекладывает ответственность за свои поступки на супруга или супругу. Приветствуя разработку государственной демографической программы в целом, архипастыри и священнослужители РПЦ все же обращают внимание общественности на то, что сокращение численности населения обусловлено не столько экономическими, сколько духовно-нравственными причинами. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II не раз подчеркивал, что преодоление демографического кризиса предполагает переход к новому качеству жизни людей, основанному на усвоении человеком осмысленной и ответственной, «личностной формы бытия в мире». Вместе с этим, как утверждалось, должно быть усвоено христианское отношение к вопросам семьи, брака, рождения и воспитания детей, а также сформирована готовность ежедневно совершать подвиг несения «жизненного креста» и самоотверженного служения ближним. По учению святых отцов, семья есть «малая, домашняя Церковь», а это значит, что создать ее может только духовно развитый человек, стремящийся к достижению состояния полноценной личности, готовый к подвигу терпения, прощения и добровольного жертвенного служения ближним. Действительно, если глубоко вглядеться в состояние современного общества, семьи и отдельной человеческой личности, можно увидеть, насколько повреждены они процессом духовно-нравственной деградации, насколько далеки они от христианских идеалов, норм и ценностей. Такие явления, как демографический кризис, коррупция власти, высокая преступность, дефицит рабочих кадров и т. п. процессы, взрывают благополучие общества. В свою очередь, разводы, предпочтение «гражданских браков», отказ от рождения и воспитания детей, утрата ощущения «живой сопричастности» с близкими людьми — несомненно, нарушают нормальный ход семейной жизни. А к показателям кризиса личности можно отнести следующие признаки: смешение вопросов добра и зла, предпочтение материальных ценностей ценностям духовным, стремление к поиску удовольствий, нарастание безответственности, «эгоизма» и «эгоцентризма», склонность к нервно-психическим срывам и душевным заболеваниям, утрата трудоспособности и социальной активности.

Что важно подчеркнуть? Отметим, что, с одной стороны, кризис личности порождает кризис семьи, а тот, в свою очередь, обуславливает и кризис всего российского общества. С другой стороны, справедливо и обратное: кризисные явления общества подрывают устои семьи, а семья вследствие этого не может взрастить полноценную личность. Таким образом, оказывается, что кризисные явления в общественной, семейной и личной жизни людей связываются в тугой «узел» трудноразрешимых проблем, обусловленных утратой верной духовно-нравственной ориентации. Что же можно и нужно делать в данной ситуации? Что может исправить сложившую кризисную ситуацию? С нашей точки зрения, во-первых, надо правильно определить главную точку приложения имеющихся сил и средств. Мы полагаем, что главное звено, через которое устанавливаются взаимоотношения личности и общества, — это семья. Поэтому надо заниматься, в первую очередь, духовно-нравственным укреплением современной семьи и созданием условий для оказания профессиональной психолого-педагогической помощи людям, испытывающим трудности в установлении супружеских и детско-родительских взаимоотношений. Ведь только в условиях «духовно здоровой семьи» (И. А. Ильин) люди могут усвоить христианское отношение к брачной жизни, рождению и воспитанию детей. Только в «духовно здоровой семье» может формироваться и по-настоящему раскрыться личность детей, подростков и молодежи, входящих в самостоятельную жизнь в современном российском обществе. Во-вторых, мы полагаем, что ключ к решению демографических проблем связан с созданием эффективной системы психолого-педагогической и социальной поддержки современной семьи, направленной на формирование христианских семейных ценностей с использованием принципов «церковногосударственно-общественного» партнерства. Со здание такой системы позволит людям приобрести верную духовную ориентацию при разрешении сложных семейных и жизненных ситуаций, возникающих у людей на современном этапе. С нашей точки зрения, только наличие такого духовного стержня сохраняет целостность семьи и психическое здоровье личности во всех ситуациях, какие бы ни встретились людям на их жизненном пути. Итак, создание системы поддержки современной семьи предполагает установление партнерских взаимоотношений государственных институтов, общественных организаций и церковных приходов. По оценкам Общественного Совета ЦФО РФ, важная роль в реализации принципов «церковного-сударственно-общественного» партнерства сегодня принадлежит профильным негосударственным некоммерческим организациям (НКО), позволяющим осуществить в социальной сфере партнерский диалог различных структур. Митрополит Калужский и Боровский Климент в своем докладе на Церковно-общественном форуме по вопросам демографии (2004) отмечал: «Укрепление духовно-нравственного здоровья личности и общества, воспитание детей и юношества является сферой соработничества Церкви и государства. Церковь имеет духовные средства укрепления и возрождения семьи, надо, чтобы не только духовенство, но и общественное мнение, и усилия педагогов, и система образования, и законодательство страны содействовали усвоению этих средств подрастающим поколением и всеми людьми. Сегодня в школе, в СМИ, через государственные и общественные мероприятия необходимо поднять высокий идеал семьи, основанной на евангельских ценностях. Необходимо донести, что жизнь — это подвиг любви к Богу и Отечеству, что жизнь в семье — это подвиг, связанный с ответственностью за жизнь близких, за воспитание детей». Обобщая все сказанное выше о предлагаемом нами подходе к решению демографических проблем, построим следующую схему: Описание применяемого подхода к решению демографических проблем Духовно-нравственное укрепление современной семьи

Установление «церковно-государственного-общественного партнерства»: создание НКО

1. Разработка инновационных социальных проектов;

2. Создание механизмов и условий реализации данных социальных проектов в структуре госучреждений;

3. Поддержка инновационных социальных проектов Патриархией РПЦ и Общественным Советом ЦФО

Духовное оздоровление общества, семьи и личности

Схема 1 Данная схема показывает, что поставленная цель: «духовно-нравственное укрепление семьи» достигается с помощью установления «церковно-государственно-общественного» партнер ства и создания НКО, ориентированных на комплексное решение проблем семьи. Организационными средствами достижения поставленной цели выступают в этом случае «инновационные социальные проекты, ориентированные на приобщение людей к христианским семейным ценностям». Поддержка этих начинаний местной администрацией, Общественным Советом ЦФО РФ, Патриархией РПЦ, а также способность некоммерческих организаций к интеграции с государственными учреждениями, создает возможность успешной реализации инновационных проектов на конкретной территории РФ и в системе определенного государственного ведомства. Практическим результатом осуществляемой работы должно стать «духовное оздоровление семьи и личности» у той части населения, которую охватывает разработанная инновационная программа. Из чего может складываться желаемая система поддержки современной семьи? Мы полагаем, что в основе ее создания лежат несколько уровней организации работы:

◆ пастырско-богословский;

◆ социально-культурный и антрополого-психологический;

◆ социальный и медико-психолого-педагогический;

◆ уровень практической жизнедеятельности. Четыре уровня организации поддержки современной семьи так же могут быть представлены схематически следующим образом: Система организации работы по поддержке современной семьи Пастырско-богословский уровень _ Ради чего? __ __ Социально-культурный и антропологопсихологический уровень _ Что именно необходимо создать? __ __ Социальный и медико-психологопедагогический уровень _ Как нужно действовать? __ __ Уровень практической жизнедеятельности _ Каков результат?

Схема 2

«Пастырско-богословский» уровень определяет цели, смыслы и ценности семейной жизни, он помогает человеку определить, «ради чего? следует вступать в законный брак, обзаводиться семьей, рождать и воспитывать детей»? Здесь возникает немало задач для священнослужителей. Необходимо стремиться к формированию идеала «духовно здоровой семьи». Современному человеку необходима такая духовная литература, проповедь и пастырские наставления, которые помогут осознать полноту, красоту и радость христианской жизни в семье. Духовно-нравственное просвещение людей, основанное на изучении Священного Писания и Священного Предания, Законов и Заповедей Божиих, касающихся чистоты и целомудрия супружеских отношений, духовного равенства мужчины и женщины перед Богом, специфики их предназначения как мужа и жены, отца и матери и т. п., — должны быть связаны с современной жизнью. Чрезвычайно важно донести до людей более конкретные представления о семье как о «малой, домашней Церкви», о супружестве как Таинстве жертвенной христианской любви, о рождении ребенка как «Даре Божьем», открывающем для родителей дополнительный шанс на Спасение через его воспитание. Мы полагаем, что вдохновенное пастырское слово, сказанное за богослужением или во время публичного выступления на тему о семье, браке, рождении и воспитании детей, даст современному человеку, к великому сожалению, мало знакомому с духовной литературой, издаваемой Православной Церковью, мощный заряд переосмысления повседневной жизни. Толкование Священного Писания, разъяснение богословских творений святых отцов в сочетании с примерами из житийной литературы и показательными случаями из современной пастырской практики, несомненно, будут содействовать восприятию семейной жизни как «пути ко спасению» и мированию ответственного отношения к несению «семейного креста». «Социально-культурный и антрополого-психо логи ческий» уровень позволяет людям усвоить христианскую культуру семейных взаимоотношений, формирующуюся через установление и добровольное соблюдение иерархии ролей: «муж» — «жена» — «дети». Данный уровень организации работы по поддержке современной семьи отвечает на вопрос: «в чем состоит содержание жизни “духовно-здоровой семьи”, что именно придает ей целостность и стабильность существования?». В его разработке могут принять деятельное участие не только священнослужители, но и ученые гуманитарных областей знания (философы, историки, психологи, социологи, методологи науки), способные провести глубокий анализ кризисных явлений в семейной жизни, выявить аномалии родительской любви, искажения мужского и женского предназначения, духовные и психологические предпосылки нарушения психического здоровья людей и т. п. проблемы современной действительности. Сопоставляя эти факты с замыслом Божиим о человеке, являющимся Его высшим творением, и о семье, как добровольном союзе мужчины и женщины, основанном на самоотверженной любви, ученые гуманитарных областей знания, занимающиеся разработкой методологических вопросов, должны выработать базовые принципы преобразования современной семьи в семью «духовно здоровую», отвечающую признакам «малой Церкви». В связи с этим нам представляются сегодня особенно важными богословские труды в области христианской антропологии, содействующие усвоению православных представлений об «образе и подобии Божием», об «индивидуальности» и «личности» человека, о строении человека и силах человеческой души, и других вопросах. Огромное значение имеет также более пристальное, антрополого-психологическое, рассмотрение понятий о «самоотверженной христианской любви», о «подвиге несения семейного жизненного креста», о «послушании» и других, без усвоения которых семья как целостность не может существовать. 3) «Социальный и медико-психолого-педагогический» уровень определяет конкретные способы профессиональной поддержки семьи, необходимые для сохранения ее целостности и стабильности существования, для установления дружественных и доверительных взаимоотношений между супругами, родителями и детьми в зависимости от той жизненной ситуации, в которой находится семья. Данный уровень работы помогает ответить на вопрос: «как надо строить взаимоотношения в семье с учетом состава ее членов и решаемых жизненных задач?» Этот уровень организации работы по поддержке современной семьи предполагает оказание консультативной духовнонрав ственной, медико-психологической, психотерапевтической, коррекционной и социальной помощи, содействующей преодолению конфликтов в супружеских взаимоотношениях, решению проблем возрастного психического развития ребенка, преодолению школьной дезадаптации детей, восстановлению отношений взаимопонимания и доверия в семье.

С нашей точки зрения, особо важными вопросами в нынешней ситуации российской жизни являются:

◆ духовная и психологическая подготовка подростков и молодежи к созданию семьи, вступлению в брак, рождению и воспитанию ребенка в христианской традиции;

◆ духовно-нравственная, социальная и психологическая поддержка молодых супругов в период беременности, в первые месяцы после родов и в течение всего периода дошкольного детства;

◆ психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Специалистам необходимо понять, что единицей образовательного процесса является не отдельный ученик, а целостная семья, имеющая своеобразный духовно-культурный и нравственнопсихологический уклад;

◆ создание «комплексных развивающих программ» для взрослых, детей, подростков и молодежи, реализуемых в системе социальной защиты населения и предназначенных для психолого-педагогической поддержки социально-незащищен ных слоев населения: пенсионеров, многодетных, неполных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами и т. п., — испытывающих большие трудности в решении проблем адаптации к условиям современной жизни.

◆ медико-психолого-педагогическая поддержка воспитанников детских домов и интернатов, решение проблем их социальной адаптации к условиям современной жизни.

уровень «практической жизнедеятельности», позволяет накапливать, обобщать и передавать положительный опыт жизни людей, связанный с обустройством своей семьи, по-настоящему крепкой и здоровой в духовно-нравственном отношении. Данный уровень отвечает на вопрос: «каким может быть положительный результат приложенных усилий по поддержке современной семьи?» Разнообразные родительские встречи, семинары, семейные клубы, вовлекающие в свою работу отцов и матерей в обсуждение непростых вопросов повседневной жизни, решения бытовых вопросов и вопросов воспитания детей, позволяют значительно повысить общую активность людей, их духовную и психологическую ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Совместные мероприятия: чаепития, детские и семейные праздники, кружки и творческие студии, походы, экскурсии и паломнические поездки, спортивные соревнования, в которых участвуют целые семьи, — дают не только интересный совместный досуг, но новый опыт общения, сотрудничества и взаимной помощи. Выдвижение и реализация разнообразных родительских инициатив может осуществляться на территориальном, региональном и общероссийском уровне. Обозначенные выше уровни организации работы, направленные на поддержку семьи, материнства и детства, показывают, что в данной работе могут эффективно сотрудничать священнослужители, верующие ученые, представляющие академическую науку, специалисты-практики, а также простые люди, неравнодушные к проблемам своей семьи и будущему своих детей. Через указанный нами системный подход возрождение христианских семейных ценностей может совершаться и на церковном приходе, и в научных учреждениях, и в государственных структурах, предназначенных для оказания практической медико-психолого-педагогической и социальной помощи людям, а также в общественных организациях, созданных по инициативе населения по месту жительства. Кроме того, построенная схема показывает, насколько важной становится профессиональная работа специалистов-психологов, ориентированных на приобщение людей к духовной традиции Русской Православной Церкви. Следует обратить внимание, что и второй, и третий уровни в обозначенной выше схеме неразрывно связаны с профессиональной деятельностью православных специалистов-психологов. От их четкой работы во многом зависит, в какой степени помощь людям, попавшим в трудные жизненные и семейные обстоятельства, будет согласована с учением Православной Церкви о семье, браке, рождении и воспитании детей. В трудную минуту человеку, обратившему за помощью к православным специалистам, нужно, чтобы его не только терпеливо выслушали, посочувствовали, но и дали такой совет, который поможет ему увидеть свои ошибки, свою ответственность за сложившуюся ситуацию, а также в будущем прийти в храм и приступить к воцерковлению (или продолжить духовное возрастание личности, если воцерковление уже состоялось). В связи с необходимостью комплексного решения профессиональных и духовно-просветительских задач очевидно, что специалисты-психологи должны быть соответствующим образом подготовлены к выполняемой работе. Мы полагаем, что построенная схема уровней организации работы по поддержке современной семьи требует подготовки специалистов, опирающихся в своей профессиональной деятельности на христианское мировоззрение и представление о человеке как о высшем творении Божием, созданном «по образу и подобию» Самого Творца. Различение духовного, душевного и телесного начала жизнедеятельности человека существенным образом меняет парадигму мышления специалистов-психологов и их подход к организации практической помощи людям. Отчетливо понимая, насколько важным для человека является факт осознания своей принадлежности к Православной Церкви, православный психолог должен помочь посетителю по-христиански осмыслить свою жизнь в семье и дать оценку сложившихся отношений с близкими людьми. Понимание своего духовного предназначения и специфики своего бытия в кругу семьи как христианина (или как христианки) может существенно повлиять на формирование той жизненной позиции, относительно которой человек будет в последующем воспринимать сложившуюся семейную ситуацию. Вполне очевидно в связи с этим, что достижение этого положительного результата требует, как минимум, того, чтобы сам специалист-психолог был воцерковлен, имел личный опыт духовной жизни, был знаком с трудами святых отцов, официальными документами РПЦ и духовной литературой, изданной по вопросам семьи. В связи с этим отметим профессионально-важные качества православного специалиста. С нашей точки зрения, для эффективной работы психолога требуются: во-первых, убежденность в существовании в душе человека «образа Божьего», определяющего нравственный контекст его жизнедеятельности, а также способность к духовному обновлению личности (при условии сознательного воцерковления человека и его участия в церковных Таинствах); во-вторых, усвоение особой методологической позиции, при которой он перестает констатировать допущенные посетителем жизненные ошибки, а становится сочувствующим и сострадающим Собеседником, в присутствии и при содействии которого люди, обратившиеся за помощью, смогут преодолеть свой кризис и выработать новую, позитивную, подлинно христианскую программу своей жизни; в-третьих, овладение методом «духовно-ориентированного диалога» (Т. А. Флоренской), при помощи которого происходит пробуждение духовного потенциала человеческой личности, формируется позитивный жизненный настрой, а также складывается нравственная позиция созидателя собственной судьбы, ответственного за себя и свою семью; в-четвертых, умение конструировать духовно-нравственную развивающую среду, способствующую усвоению христианских семейных ценностей и доброжелательных межличностных отношений (супружеских и детско-родительских). Размышляя в свое время о задачах православной психологии и о подготовке специалистов к работе, протоиерей Борис Ничипоров писал: «Психолог-практик, психолог-теоретик и психолог-экспериментатор — все они, приступая к человеку, должны культивировать в себе чувство, которое пока совершенно чуждо большей части нашей ученейшей публики. Это чувство благоговения. Благоговению перед человеком чужда сентиментальность. Каждый, любой человек (даже человек «последний») является обладателем великого сокровища — образа Божия, который принципиально неуничтожим. У психолога такое знание о человеке может появиться только тогда, когда он отыщет и в своей душевной тьме свет, образ и подобие Божие.

Путь возрождения души для каждого триедин:

◆ обогащение сознания духовными смыслами в процессе самопознания;

◆ покаянное чувство в Боге (не путать с обычным раскаяньем, сожалением о содеянном);

◆ восстановление личного благочестия, направление своей жизни в добрую сторону»2.

Таким образом, православный психолог-консультант пробуждает духовное «Я» человека, содействует усвоению им христианских семейных ценностей и целей жизни. Благодаря этому человек может переосмыслить свое бытие, а также приступить к целенаправленному, духовно-нравственному созиданию своей личности и обустройству своей семьи как «малой, домашней Церкви». «Духовное пробуждение личности, — писала в одной из своих работ доктор психологических наук Т. А. Флоренская, — является сверхзадачей психологического консультирования. Но оно возможно лишь в диалоге, при доверительных, глубоких взаимоотношениях. Человек не объект исследования, а субъект живого общения, в котором он свободно раскрывается собеседнику — будь то психолог, учитель или воспитатель. Признание в человеке духовной жизни — явной или скрытой, “вытесненной” в область неосознаваемого — принципиально меняет десятилетиями укоренившиеся представления психологии и обыденной жизни. Однако словесное, теоретическое признание духовного мира недостаточно: необходим опыт духовной жизни. Не имея личного опыта, психолог пройдет в лучшем случае мимо существа проблемы, тревожащей собеседника»3 Существуют ли аналоги подобной системы поддержки современной семьи, организованной сразу на нескольких уровнях? Хочу заметить, что в основу разработки данной системы положен практический опыт работы и многолетнего сотрудничества нескольких организаций: Региональной общественной организации (РОО) «Православный центр “Живоносный Источник” в Царицыне» (при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне), Государственного учреждения (ГУ) Царицынский комплексный центр социального обслуживания (КЦСО) и Автономной некоммерческой организации (АНО) «Психологическая служба “Семейное благо”». Инициатива установления данных контактов первоначально принадлежала православным специалистам-психологам из РОО «Православный центр “Живоносный Источник” в Царицыне», которые начали вести свой прием посетителей сразу после открытия данной организации. Затем были установлены взаимоотношения с ГУ Царицынский КЦСО, которые под держали Управа и муниципалитет района «Царицыно» ЮАО г. Москвы. В последующий период с помощью Префектуры ЮАО г. Москвы и Управления социальной защиты населения ЮАО г. Москвы, эти отношения переросли в подлинное деловое «церковно-государственно-общественное  партнерство, направленное на разработку и внедрение в жизнь инновационной программы «Духовное здоровье семьи и личности». Непосредственным разработчиком данной программы выступила группа православных психологов, которые образовали творческий коллектив «АНО Психологическая служба “Семейное благо”, зарегистрированной как самостоятельное юридическое лицо в июне 2006 года. В декабре 2007 года Служба «Семейное благо» получила на свою деятельность благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II “как благое и полезное людям начинание”». В состав коллектива АНО «Семейное благо» входят сотрудники Православного центра «Живоносный Источник» в Царицыне, Царицынского КЦСО и ряд специалистов из других государственных учреждений. Все они воцерковлены, имеют базовое университетское психологическое образование и большой опыт практической работы. Работая на базе Царицынского КЦСО, данный коллектив ведет ежедневную практическую работу с социально-незащищенными категориями людей: пенсионерами, многодетными, малоимущими и неполными семьями, одинокими матерями и семьями, имеющими детей-инвалидов. Важно подчеркнуть, что все применяемые формы работы: индивидуальные и семейные консультации, родительские семинары, тренинги для подростков, групповые коррекционно-терапевтические занятия, «комплексные развивающие программы», детские и семейные праздники, — направлены на формирование духовно-нравственной зрелости личности, созидание семьи и усвоение ответственного, подлинно христианского подхода к построению супружеских взаимоотношений, рождению и воспитанию детей. За три года работы на консультациях Психологической службы «Семейное благо» побывало около 1500 человек. Причем многие люди обращаются в Службу «Семейное благо» повторно, нуждаясь в длительной психотерапевтической и консультационной помощи и поддержке. В большинстве случаев индивидуальный прием перерастает в семейные консультации, в которых участвуют дети, подростки, родители, бабушки и дедушки. Общение с каждым посетителем длится, как правило, полтора-два часа. За это время психолог-консультант успевает не только обстоятельно вникнуть в сложившуюся ситуацию, но и помочь человеку увидеть свои ошибки, допущенные в межличностных отношениях, а также принять во внимание христианский подход к созданию семьи и построению межличностных взаимоотношений. Кроме индивидуальных и семейных консультаций специалисты АНО «Семейное благо» проводят тематические семинары для родителей, посвященные рассмотрению следующих тем: «Проблемы супружеских отношений и пути их решения»; «Подростковый возраст: период кризиса или важный этап развития личности»; «Родительское призвание»; «Воспитание детей: тяжелый крест или почетная миссия родителей». По результатам проведенных семинаров осуществляется выпуск CD-дисков в формате mp3, позволяющих супругам и родителям усвоить христианский подход к созданию семьи, рождению и воспитанию детей. В течение каждого календарного года на базе Царицынского КЦСО проводятся детские и семейные праздники, организуется работа кружков и творческих студий для детей и взрослых. Священнослужители храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне на базе Царицынского КЦСО проводят еженедельные духовно-нравственные беседы с населением района «Царицыно». В Православном центре «Живоносный Источник» в течение всего календарного года работает церковная библиотека, в которой имеется большой фонд духовной литературы, отражающей подход Православной Церкви к созданию семьи и воспитанию детей. В начале 2008 года программа «Духовное здоровье семьи и личности» поддержана Управлением социальной защиты населения ЮАО г. Москвы и признана инновационным социальным проектом, имеющим практическое значение. В июне 2008 года программа «Духовное здоровье семьи и личности» одобрена Комиссией по вопросам регионального развития, местного самоуправления и предпринимательства Общественно го Совета ЦФО РФ и была включена в число перспективных программ общественного развития ЦФО в 2008–2012 годах. Интерес к программе «Духовное здоровье семьи и личности» был проявлен и со стороны других епархий: Рязанской, Калужской, Белгородской, Екатеринбургской и др. В чем заключается новизна Программы «Духовное здоровье семьи и личности», разработанной АНО «Семейное благо»? Если рассмотреть данную Программу с точки зрения Церкви, можно сказать, что психологическая помощь семье, организованная православными специалистами, представляет собой новый вид социального и миссионерского служения людям. До сих пор социальное служение в области психологии, осуществляемое Русской Православной Церковью, касалось тех людей, которые по тем или иным причинам выпали из активного участия в жизни общества: алкоголиков, наркоманов, психически больных людей, детей-сирот, инвалидов, людей без определенного места жительства. Психологическая помощь современной семье позволяет оказывать помощь людям в тот благоприятный момент, когда люди еще не потеряли себя, свою семью, человеческое достоинство и активный характер своей общественной жизни. Поддержать их на данном этапе, когда можно еще помочь, — значит избавить общество от развития опасных социальных тенденций и пороков. Если посмотреть на деятельность православных специалистов с точки зрения государственной системы защиты населения, становится понятным, что Программа «Духовное здоровье семьи и личности» утверждает новый, более гуманный взгляд на человека. При новом подходе человек воспринимается как духовно развивающаяся личность, способная к организации «духовно-осмысленного семейного очага» (И. А. Ильин), а не просто как «усредненная единица статистической отчетности», как это было раньше в этом ведомстве. Разрабатываемая комплексная система поддержки современной семьи открывает возможность совмещения задач профилактики неблагоприятных, кризисных явлений в жизни семьи и личности с решением проблем реабилитации людей, оказавшихся в зоне социального риска. Вместе с этим формируется представление о том, что понятие «социальная защита населения» означает не только раздачу вещевой, продуктовой или материальной помощи людям, но и оказание духовно-нравственной и психолого-педагогической поддержки тем, кто попал в беду. Ведь в Священном Писании говорится: Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф 4, 4). С точки зрения общественного значения, реализация Программы АНО «Семейное благо» создает возможность пробуждения в душах людей творческой энергии «созидания», помогающей им самостоятельно обустраивать свою семью как единое целое, рождать и воспитывать детей, заботясь о духовно-нравственном возрастании их личности и восприятии ими христианских семейных ценностей. Целенаправленное созидание развивающей духовно-нравственной, психолого-педагогической и психотерапевтической среды открывает путь формирования здоровых межличностных отношений, позволяющих людям оказывать друг другу взаимопомощь и товарищескую поддержку. Информационно-методические материалы и CD-диски, разработанные АНО «Семейное благо», могут быть успешно распространены в различных регионах ЦФО и других епархиях, что может благотворно сказаться на состоянии российского общества. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не однократно в своих выступлениях отмечал, что укрепление института семьи является задачей государственного масштаба. Церковь может быть активной соработницей государства в решении данной задачи, но не может взять на себя всю полноту ответственности за ее решение. «Церковь сегодня нуждается в том, чтобы и гражданское общество, и власть ради заботы о людях ставили перед собой задачу укрепить институт семьи, осознать важность добрых семейных от ношений»4. Всецело поддерживая эту позицию Святейшего Патриарха Кирилла, мы хотим подчеркнуть, что духовно-нравственная и психолого-педагогическая поддержка современной семьи, осуществляемая православными специалистами, может рассматриваться как новый вид социальной активности мирян, который содействует решению миссионерских задач Русской Православной Церкви. Приобщаясь к христианским семейным ценностям в ходе разрешения сложных внутрисемейных конфликтов и разногласий, наши соотечественники получают дополнительные возможности сознательного воцерковления и освоения подлинно христианского образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА 1. Ильин И. А. Путь духовного обновления / Собрание сочинений в 10 тт. Т. 1. — М.: Русская книга, 1993. 2. Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Вызовы современной цивилизации. Как на них отвечает Православная Церковь? — М.: Даниловский благовестник, 2002. 3. Материалы Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» // Журнал Московской Патриархии. — 2004, — № 11. 4. Материалы Архиерейского Собора РПЦ // Журнал Московской Патриархии. — 2008, — № 8. 5. Ничипоров Б. В., прот. Введение в христианскую психологию. Размышления священника-психолога. — М.: Школа-пресс, 1994. 6. Основы социальной концепции РПЦ. — М.: Даниловский благовестник. 2001. 7. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. — М.: Русскiй Хронографъ, 2004. 8. Иларион (Алфеев), Архиепископ Волоколамский. Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание. — М.: ЭКСМО, 2009.



1 Сокращенный вариант данной статьи был опубликован в издании: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. Информационный бюллетень, сентябрь 2009 г.  

2 Ничипоров Б. В., прот. Введение в христианскую психологию. Размышления священника-психолога. — М.: Школа-пресс, 1994. — С. 32.

3 Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. — М.: Русскiй Хронографъ, 2004. — С. 19.

4 Приводится из книги: Архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев). Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание. — М.: ЭКСМО, 2009. — С. 362.

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube