взлом

Православная педагогика1

Отечественные философы и педагоги требовали для нравственного воспитания крепкого духовного основания, заключающегося в православной вере. Эта мысль характерна для педагогических взглядов К.П. Победоносцева, настаивавшего на том, что воспитание, базирующееся на религиозных ценностях, помогает сделать правильный нравственный выбор, С.П. Шевырёва, подразумевавшего под воспитанием «развитие и усовершенствование телесных, душевных и духовных способностей человека, от Бога ему данных» [Источниковедение в школе, 2009], М.И. Демкова, С.Н. Дурылина, В.В. Зеньковского и других.

Подобные высказывания философов и педагогов опирались на убеждение в том, что только вера позволяет интериоризировать знание во внутренний мир человека и обеспечивает формирование целостного мировоззрения. При этом отечественные философы и педагоги утверждали, что соединение в сознании человека усвоенных им ценностей в целостную мировоззренческую систему происходит благодаря причастности этих ценностей совершенному Богу, по образу Которого создан человек.

Так, основоположник российской педагогики как науки. К.Д. Ушинский был убеждён, что в соотношении двух сторон образования – обучения и воспитания – первое место по важности занимает воспитание. На вершине системы ценностей, которыми должны овладеть воспитанники, он помещает высший идеал для человека – Бога, далее следуют ценности земные (из них особенно актуальны ценности Отечества). Не случайно высшая ценность в концепции К.Д. Ушинского связывается с религиозной областью: выделяя в человеке четыре составляющих целостную систему сферы – природную, социальную, культурную, духовную, он считал, что специфика человека как вида заключается в его духовной сфере – в стремлении постичь мир божественный и жить в гармонии с ним. Цель духовно-нравственного воспитания, по К.Д. Ушинскому, согласно с христианским мировоззрением, состоит в том, чтобы научить растущего человека различать добро и зло и преодолевать зло деятельным добром.

Во второй половине XIX-начала XX вв. идеи, высказанные К.Д. Ушинским, подтверждались и развивались в отечественной философско-педагогической мысли как наиболее значимые.

Главенство воспитания над обучением подчёркивалось в работах К.П. Победоносцева, В.В. Розанова, Н.И. Пирогова, В.Я. Стоюнина, М.А. Демкова, С.А. Рачинского, Н.Х. Весселя, П.Ф. Каптерева и других. Философы и педагоги указывали на укоренённость идеи приоритетности воспитания над обучением в истории отечественной педагогики. Так, П.Ф. Каптерев писал: «Учились для спасения души, чтобы уразуметь слово Божие и через это сделаться чище, совершеннее и тем приблизиться к Богу» [Каптерев П.Ф., 2004].



1 Дмитриева В.Н. Моделирование социально-педагогического взаимодействия государственного вуза и церкви на основе идей отечественных философов и педагогов// Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции, 7– 8 июня 2013 г. — СПб.: СПбГИПСР, 2013.  - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://spbda.ru/news/a-3103.html Дата обращения: 26.07.2013.

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube