взлом

Представляем православного философа Татьяну Горичеву

Татьяна Горичева

http://spb-dvorniajka.ru/userfiles/image/goricheva_tatiana-10.jpg

Горичева Татьяна Михайлова  - современный православный философ, Родилась, в 1947 г. в Ленинграде. Окончила философский факультет; Ленинградского университета. Была видным деятелем неофициальной культуры. В возрасте 26 лет пришла к Церкви. В 1980 г. выслана из страны вместе с другими участницами женского христианского движения.

Училась в католическом университете, Св. Георгия (Франкфурт-на-Майне), в Православном богословском институте (Сергиевское Подворье, Париж). Известна во всем мире благодаря многочисленным выступлениям и публикациям, посвященным духовной ситуации в России и на Западе, воспринимаемой глазами православного философа.

За рубежом изданы многочисленные ее книги "Взыскание погибших" (1982), "Опасно говорить о Боге" (1983), "Сила христианского безумия" (1984), "Дочери Иова" (1986), "Сила в бессилии" (1987), "Дневник путешествий"(1989), "Нечаянная радость"(1990), "Человек непрестанно ищет счастья" (1990), "Только в России есть весна" (2006).

С 1993 года ее книги стали издаваться в России. Они изданы массовыми, тиражами и переведены на десятки языков мира. В 1993 году в Санкт-Петербурге вышла в свет ее книга "Святые животные", в которой автор рассматривает экологические проблемы с точки зрения православного учения о человеке и Природе - Земля - наш Дом и дом всех живых существ. Сама Земля является живым организмом. Книга оказалась особенно актуальной, переиздавалась по просьбам многочисленных читателей.

Мы предлагаем Вам познакомиться с фрагментами из интервью (файл интервью Горичевой) и книг Татьяны Горичевой.

СВЯТЫЕ ЖИВОТНЫЕ

В «Бытие» (1:29 - 30) рассказывается о пище, которую Бог изначально завещал людям и животным. Можно заметить, что как человеку не завещается вкушать мясо, так и среди животных нет еще разделения на хищных и нехищных. И лишь с грехопадением человека появляется, вероятно, это разделение.

В пророчестве Исайи, где говорится о грядущем Царстве, это разделение снова снимается: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». В том же пророчестве говорится об исчезновении недоверия человека к живому и живого к человеку; «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой. горе Моей...» (Ис. 11).

Жизнь святых

Известно, что животные приходили к святым, ибо, по словам Исаака Сирина, «обоняли запах рая».

Медведи посещали преподобного Серафима Саровского. Да и не его одного. Вот рассказ о преподобном Сергии Радонежском: «Посещали его и медведи. Один медведь целый год приходил к нему, и пустынник делился с ним последним куском хлеба, когда же у него бывал лишь один кусок, он его отдавал медведю, а сам оставался голодным, потому что зверь неразумен и не понимает необходимости терпения и воздержания».

А вот о преподобном Германе Аляскинском: «Около его келии жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя».

В житиях святых можно найти бесчисленное множество рассказов о том, как святым помогали и служили львы, как их спасали своим молоком оленихи, как вороны приносили им хлеб. Возвращались райские взаимозависимости, когда царственное положение человека соделывало его священником для всей твари.

Животные не только «стенают и мучатся» вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления (Рим. 8, 20 - 23), они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый зон, войти в церковь, дерзнем сказать - обожиться.

В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных.

Говорящие «да»

То, что животные освятились вместе с человеком, говорит не только о наличии у них души (о чем пишут святые Отцы), но и о начатках личностного, персонального. Адам дает животным имена. Но что есть имя, как не «икона» твари? Наименовать, назвать значит преобразовать, поднять до высшего, личностного бытия. Адам - первый епископ. Сам Господь называет себя пастырем овец своих, и звери в раю также знали голос Адама, также спешили к нему.

Важно отметить, что в большинстве дохристианских религий в качестве жертвы Богу приносились животные. В христианстве же Сам Бог жертвует Собой. Таким образом, Бог в лице Сына Своего отменяет ветхий закон и отказывается от принятия в жертву животных.

В своей «Небесной литургии» («Liturgie celeste», Friant, 1982) Жан Ковалевский высказывает и второй аргумент в пользу «личного» начала у животных: Бог заключил завет с Ноем. Но, оказывается, не только с ним. «И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставлю завет мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми, вышедшими из ковчега, со всеми животными земными» (Быт. 9, 8 - 10).

«Заключить завет? Что это значит, - спрашивает Жан Ковалевский, - это значит, что у животных тоже была возможность свободного выбора. Завет не заключают с теми, кто не может сказать «да».

И не только животные говорят «да». Есть в православной традиции тексты, повествующие о «свободном выборе» стихий. В пещи Вавилонской «огонь устыдился лика Троичного». Посох Аарона расцвел, и «солнце познах запад свой». «Всякое дыхание да славит Господа». К концу мира, как пророчествовал Нил Мироточивый, стихии (из-за человеческого лукавства) станут напряженными, начнут спешить. День будет вращаться, как час.

Своими космическими откровениями православие может по праву гордиться. Но тем страннее кажется нам, что «гуманное» отношение к животным установилось ныне прежде всего в северных, протестантских странах. А в Греции, Сербии и России только святые и юродивые помнят еще о том, как было в раю. Часто религиозность наша вырождается в магический страх. Сколько нелепых и позорных мифов существует по поводу тех или иных животных - «козлов отпущения». В Греции, например, я увидела, как одна из монахинь регулярно убивает ящериц. На мой вопрос она ответила, что ящерица - почти что «дьявол», ибо она когда-то залезла в чашу с причастием.

Странно, но факт - облагораживание нравов связано с растущим безразличием и профанизацией, когда реальность, боль, сопротивление исчезают, когда Другое больше не угрожает, не влечет, не воспринимается всерьез. А хотелось бы, чтобы было наоборот, чтобы не человеческий нарциссизм был причиной «хорошего отношения» к твари, а «сердце милующее», сострадающее всякому страданию, плачущему о стенаниях всего космоса.

(Из книги Татьяны Горичевой «Святые животные»)

("Жалейка", №1, 2004)

ХРИСТИАНСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА 

Участники общественного движения «МИЛОСТЬ МИРА» (Христианская экологическая инициатива) обращаются к общественности и властям России и Санкт-Петербурга, к православным людям и христианам других конфессий, ко всем людям доброй воли с призывом реально понять бедственное положение природы как трагедию для современной цивилизации и каждого из нас лично. Неприметно за суетой повседневности происходит умирание биосферы - живой оболочки Земли и общего тела всех существ на ней. Последствия этой гибельной ситуации нависли непосредственной угрозой как для нравственного, так и для физического бытия человечества. Необходимо вовремя осознать причины разворачивающейся катастрофы 14 искать из нее выход, сделав на пороге нового тысячелетия решающие выводы.

Мы настоятельно обращаем внимание на то, что истоки тотального кризиса - в ошибочных целеположениях нынешней цивилизации, выдвигающей на первый план права человеческого индивидуума и отвергающего право на самостоятельное, неутесненное бытие других живых существ. Надо откровенно признать, что потребительское отношение к жизни и природе, плоский материализм и неистовый меркантилизм все более овладевают плотью, кровью и обезбоженной душою современных и «постсовременных» людей. В соотнесенности подобной практике сказывается ошибочность установок многих мыслителей нового и новейшего времени, навеивавших отгороженность от мира зеркалами Я. Становится ясна порочность и утилитарно-рационалистического подхода к миру, и ратующего против него «иррационального» человекоцентризма, равно отчужденных от тайны природы и жизни, равно несущих радиацию оскудения в любви. За этот лишь прикрытый эго-нигилизм, одержимость себялюбием, - расплачиваемся уже мы сами, отлучившие себя от природного мира, все быстрее исчерпывающие его ресурсы, замкнувшиеся в колесе собственной титанической активности и с трудом избегающие отравления ее отходами. Надо сделать все возможное, чтобы нашим детям и внукам не пришлось пожинать окончательные горькие плоды подобного возделывания Земли.

Пути оздоровления человечества проходят не через возвращение к бессознательному языческому космизму, а через развитие жизнедеятельности, отвечающей настоящей чуткости восприятия и мысли. Вопреки расхожим мнениям, основой для достойного ответа на экологический кризис может стать восстановление подлиного христианского мировоззрения. Для нас сегодня это не система догматов, а просвещенное Откровением, живое и открытое для всестороннего опыта понимание.

Здесь органически сочетаются личностный и общественный, богочеловеческий и космический планы бытия, сонм природных существ включается в полноту соборности мира. Оправданность апокалиптических провидений означает для нас не ожидание конца, а прежде всего ориентацию на решительную альтернативу «тьме века сего» в нашем собственном действии. Это выдвигает на передний край вопрос о целесообразных сообщных путях такого действия, на которых участники Христианской экологической инициативы могут плодотворно сотрудничать с другими социальными направлениями защиты и возрождения природной среды. Необходимо понять, что, чем бы ни отличались наши взгляды и системы ценностей, решающим является наше намерение реально сохранять Землю общим родительским домом и планетарным ковчегом спасения всего живого на ней, вопреки преходящим тенденциям цивилизации и туманным надеждам на эмиграцию в космическое пространство.

Мы настаиваем, что уже при жизни нашего поколения необходимо сделать восстановление природных основ существования человека и общества главным ориентиром всей жизненной практики, включая не только гуманитарно-культурную, но и экономическую сферу. Мы обращаемся ко всем, солидарным с нами в этом, занимающим подобную позицию исходно или откликающимся сейчас на наш призыв обрести новый импульс своим усилиям по коренному обновлению ориентиров земной цивилизации в целом. В общественном масштабе основные силы должны направляться на служение единственной достойной человека ценности - одухотворенной жизни.

Несмотря на то что идея духовного служения, направленного на спасение мира, так или иначе присутствует во всех религиозно-культурных традициях, она совершенно недостаточно воплощается в конфессиональных формах, Это связано как с кризисом религиозной традиции в условиях современности, так и с невозможностью решать наличные проблемы в рамках замкнутых по вероисповедному признаку сообществ, Поэтому мы призываем верующих и духовенство различных христианских конфессий, а также представителей других религий, искренне убежденных в необходимости действительно эффективного для возрождения рода человеческого и земной природы служения, найти пути дружеского взаимодействия между собой, с различными светскими сообществами и институциями в различных формах этого служения. Люди совести, независимо от вероисповедания или разницы убеждений, должны суметь настоять на кардинальном пересмотре современных систем хозяйствования, научно-практического, правового и финансового регулирования, сохранения и возрождения природы и культуры, градостроительства и землеустройства и обеспечения безопасности, В особенности решительные и скорые изменения должны быть предприняты в области воспитания и образования, трудовой занятости и досуга молодежи.

Речь может идти не только о провидениях отдельных гениев в этом направлении, но и о постепенном созревании предпосылок для пересмотра общественной практики на исходе второго тысячелетия христианской эры. Духовный планетарный процесс, определяемый как становление ноосферы, есть не объективная данность, но тем не менее реальная необходимость и даже императив выживания человечества. Даже печально завершившийся сюжет коммунистического строительства в России следует, с нашей точки зрения, считать необходимым экспериментом, являющим не только негатив сбывшейся тоталитарной утопии, но и богатый социальный опыт, который может быть направлен к позитивным свершениям.

Новая форма цивилизации человечества, преобразованная экологически и духовно, может осуществиться только благодаря усилиям, исходящим из духовно чистых побуждений. Ревизия сложившейся практики будет происходить постепенно, в своем темпе и со своими особенностями в каждой стране и сфере деятельности. Мы далеки от нигилистических или утопических настроений и считаем, что человечеством накоплен огромный опыт и гигантский потенциал, все положительное в которых должно быть сохранено в трансформированной цивилизации. Несмотря на то что духовные, религиозные если не по форме, то по существу мотивы и методы действия должны быть не менее значимы, чем научные и прагматические, и даже доминировать над ними, мы не можем позволить себе отрешенную заботу о личном спасении, так как должны считаться с остротой сложившейся экологической и социальной ситуации. Сегодня на наших глазах уничтожаются леса - легкие планеты, и целые сообщества живых существ обречены остаться разве что диковинками заповедников и резерваций. Огромные территории России подвергаются опустошающему вычерпыванию природных ресурсов, полной разбалансировке и фактическому уничтожению естественных систем, превращаются в свалки мусора. В городских условиях на экономические трудности наслаивается наплевательски-небрежное или попросту преступное отношение к среде обитания, не только наносящее непоправимый вред здоровью людей, но и деморализующее новые поколения.

Для решения самых неотложных проблем этого рода необходима целая система мер общественного, государственного и международного уровня. Кажущаяся недостижимость этого в ближайшем будущем России перед лицом пассивности граждан в защите даже самых насущных своих прав и самодостаточного функционирования бюрократии не должна останавливать наших усилий. В качестве первых шагов мы настаиваем на необходимости обеспечить выполнение юридически гарантированных прав общественных организаций и граждан на получение достоверной информации, контроль и обжалование в суде любых действий, наносящих вред окружающей среде. Мы считаем, что российская общественность должна решительнее бороться за регулярное участие в решении проблем строительства новых объектов, потенциально наносящих вред окружающей среде. В особенности в городских условиях необходимо не допускать строительства новых и расширения старых мусороперерабатывающих заводов цехами, работающими по устаревшей технологии переработки.

Мы выступаем за категорический запрет отстрела безнадзорных животных и запрет использования для их «усыпления» кураресодержащих препаратов. Властям следует уделить внимание обеспечению эффективной поддержки приютам для бродячих животных. Интересы здоровья и безопасности общества требуют обеспечения бесплатного проведения животным прививок местными вакцинами, в особенности от лептоспироза и бешенства

Мы обращаемся к властям Санкт-Петербурга с настоянием не допустить гибели зеленых насаждении города, в особенности Летнего и Таврического садов. Мы протестуем против проекта расширения мусороперерабатывающего завода №1 Красносельского района цехами, работающими по устаревшей технологии переработки. Мы обращаемся к властям Ленинградской области с настоянием не допустить строительства ферроэромного завода в г. Тихвине без проведения тщательной и независимой экологической экспертизы, поскольку предварительный анализ показывает возможность нанесения со стороны этого объекта значительного ущерба состоянию окружающей среды всего региона.

Т.М.Горичева,

Председатель оргкомитета общественного движения «МИЛОСТЬ МИРА - Христианская экологическая инициатива»

("Петербургская дворняжка", №2, 2007)

СВЯТЫЕ И ЖИВОТНЫЕ

На основе «житий Святых», составленных Юстином Поповичем (Архимандрит Юстин Попович: Жития святых (12 томов). Белград, 1973 г. Издательство монастыря Келие)

Георгий Хозевит (8 января): «Один раз он увидел перед дверьми своей кельи лежащего льва. Он не испугался и толкнул льва ногой, говоря, чтобы тот отошел в сторону. Лев не хотел, а только по-дружески зарычал. Святой сказал: «Хорошо. Поскольку ты не слушаешься, то сейчас проверим то, что сказано: «Зубы львиные сокрушил Господь». - Открывай рот и увидим». Лев раскрыл рот, и святой своей рукой пощупал зубы. На что лев встал и удалился».

Феодосий Великий (11 января): «Он был скорым помощником не только людям, но и бессловесному скоту. Однажды путешественник вел с собою осла. Навстречу им вышел лев. Лев набросился на осла, даже не обращая внимания на присутствие хозяина. Путешественник в ужасе громко крикнул: «Помоги, человек Божий, Феодосий!» Когда лев услышал имя святого, он остановился и ушел в пустыню».

Мученица Татьяна (12 января): «На следующий день мучители в театре напустили на Татьяну ужасного льва. Но лев, вместо того, чтобы растерзать ее, ласкался около Татьяны, облизывая ей ноги. Когда льва повели назад в клетку, он неожиданно бросился на знатного сановника Евмания и растерзал его».

Лука Элладский (7 февраля): «По дороге на него напал змей и укусил его. Но святой сказал змею, что все мы - твари Божьи и должны делать доброе, а не злое. Потом отпустил змея, и оба они разошлись невредимыми».

Павел Фивейский: «Его хотел навестить святой Антоний. Он не знал пути и пошел наугад. Его встретила волчица и на вопрос «где живет Павел Фивейский», указав направление, поклонилась и ушла». Когда Антоний был у Павла, ворон, который каждодневно приносил святому половину хлеба, в этот день принес целый хлеб.

Когда Антоний второй раз захотел посетить Павла, то застал его уже мертвым. Он не знал, как его похоронить, не имея лопаты, чтобы вырыть могилу. В это время из пустыни показались два льва, которые безутешно рыдали над телом мертвого Павла. Когда святой был похоронен, они лизали руки святого Антония, прося благословения. Святой их благословил, и они удалились».

Антоний Новый (17 февраля): «Его мощи, не зная, где их положить, водрузили на телегу, впрягли двух волов. Они пошли далеко-далеко в город Вирию, в родной дом святого».

Макарий Александрийский (19 февраля): «У святого появилась гиена, принесла с собой слепого младенца. Дотронувшись до него, преподобный открыл ему глаза. На другой день гиена из благодарности принесла святому шкуру овцы. Святой не хотел принимать подарка, пока гиена не обещала, что никогда не будет убивать и грабить скот. Гиена смиренно и покаянно легла, показав этим, что принимает упрек святого».

Неофит Мученик (21 февраля): «Младенец Неофит хотел удалиться от мира на Олимпийскую гору. Он вошел в пещеру, где жил лев. И попросил льва уступить ему место. Лев облизал ноги святого и ушел. Некоторое время спустя, когда святого мучили, на него напустили страшного льва, который был пойман на Олимпийской горе и две недели оставался без пищи. Лев побежал, чтобы растерзать Неофита, но вдруг остановился, начал лить слезы и лизать ноги и руки мученика. Оказалось, это был тот самый лев, который уступил святому пещеру. Святой приказал ему возвратиться в свою пещеру и больше не нападать на людей. Лев поклонился и ушел». Затем на святого напустили медведя и медведицу, которые тоже поклонились святому и ушли».

Герасим Иорданский (4 марта): Однажды к святому Герасиму пришел хромающий лев и показал лапу с занозой. Святой вынул занозу, и лев остался жить у него. Его послушанием было охранять ослика, который приносил воду. Однажды лев заснул, и ослика украли. Святой Герасим думал, что ослика съел сам лев. Он наказал льва тем, то приказал ему носить воду вместо ослика. Лев долго исполнял приказанное, но однажды шел мимо караван, и лев узнал своего ослика. Обрадовавшись, он привел его к святому Герасиму. Когда святой умер, то печальный лев не хотел удаляться от его могилы и сам скончался на этой могиле».

Павел и Юлиана (4 марта): «Мучители натравляли на них змей, но те не хотели кусать святых».

Священномученики Херсонские, Василий и еже с ним (7 марта): «Много дней тела мученика Василия и его друзей лежали непохороненными, но невредимыми: волк их охранял от собак, а орел от небесных птиц».

Симеон Новый Богослов (12 марта): «В монастыре, где святой Симеон был настоятелем, монах Арсений убил двух ворон, которые ели пшеницы. Святой приказал повесить убитых ворон убийце на шею».

Венедикт (14 марта): «Старец Венедикт ежедневно кормил ворона. Однажды от ненавистника он получил отравленный хлеб. Он приказал ворону отнести этот хлеб подальше, так чтобы никто его не нашел. Но ворон боялся, потому что отрава была очень сильна. Святой сказал ему, чтобы не боялся. И ворон послушался, но все еще боялся. Часа через три он вернулся покушать».

Мученица Дарья (19 марта): «Дарью царь Нумериан заключил в блудилище. Но там появился лев, который принялся охранять ее. Одного блудника он поверг на землю и, топтал ногами, все смотрел на Дарью, ожидая ее повеления. Она повелела оставить его в живых. То же случилось и с некоторыми гладиаторами. И все они обратились в веру. Разгневанный мучитель решил поджечь блудилище, чтобы и лев, и Дарья сгорели. Лев испугался, но Дарья его отпустила, и он вышел невредимым, а ее замучили».

Мученик Никон (23 марта): «Привязали Никона к хвостам разъяренных лошадей, чтобы те разорвали его. Но он перекрестил лошадей, и их гнев сменился на кротость. Мучитель в гневе приказал перерезать лошадям жилы на ногах. Лошади заговорили и сказали, что их убивают Никона ради и во славу Божью. Когда же мучитель поехал в город Панторму, в пути его растерзали собственные лошади».

Василий Новый (26 марта): «Мучители хотели его утопить в море. Но появились два дельфина и вынесли его невредимым на берег».

Мария Египетская: «Когда преподобный Зосима нашел Марию Египетскую в пустыне, и разговаривал с ней, вдруг появился лев, стал умиляться и лизать святой ноги».

Артемон Лаодикийский (13 апреля): «Когда святого Артемона повели в тюрьму, по дороге он дал указание одному оленю известить епископа о его заключении. Олень исполнил повеление и, придя к епископу, заговорил человеческим голосом. Потом, когда святого мучили, появился тот же олень и изобличил мучителей перед всем народом».

Великомученица Ирина (5 мая): «Святая Ирина сидела в своих покоях. Вдруг сквозь окно влетел голубь и бросил на стол оливковую ветвь. Немного спустя появился орел с венком из разных цветов. И наконец ворон с маленькой змеей, которую он тоже опустил на стол. Домашний учитель Ирины, тайный христианин, так растолковал знамения: голубь означает кротость твою и доброту, масличная ветвь Божью благодать, которую ты получишь в святом крещении, орел означает царя ты будешь царствовать над страстями своими. А венец - это венец вечной славы, который получишь от Христа-Царя. Ворон означает дьявола и предвещает тебе лютое, как змий, гонение.

Когда Ирину отдали на пытки, ее отец, император, приказал бросить святую под ноги разъяренным лошадям. Но одна из лошадей набросилась на императора, оторвав зубами его правую руку и затоптав его копытами.

Потом тихо вернулась на свое место, и лошади стали кроткими, как ягнята. Лошадь еще сказала человеческим голосом: «Блаженна ты, Ирина, голубка Христова, поправшая змея»».

Симеон Столпник (24 мая): «Святой жил в диком лесу, скрываясь в горе. Звери служили ему. Однажды недалеко от жилища святого лев напал на путешественников. Но, услышав из их уст одно имя «Симеон», он их оставил в покое. Потом святой попросил льва удалиться, чтобы не пугать посетителей. И тот послушался».

Зосим Финикийский (8 июня): «Зосим пошел однажды в Кесарию, нагрузив ослика товарами. По дороге на них напал лев и утащил ослика. Когда святой нашел льва, ослик был уже съеден. Святой сказал льву: знаешь, друг, я стар и носить поклажу не могу. Ты должен мне помочь, поскольку погубил моего ослика, и принести вещи в город. А потом отпущу тебя назад, в пустыню. Так оно и было».

Мученица Голиндуха, персиянка (12 июля): «Голиндуха была брошена на съедение страшной, громадной змее. Но та стала кроткой и лежала у ног мученицы 4 месяца, никого не подпуская к ней».

Элие (14 июля): «У всей братии на глазах его два раза перевозил через быструю реку на своей спине крокодил».

Мученица Кристина (24 июля): «Волхв собрал скорпионов, чтобы они напали на мученицу. Но скорпионы Кристину не тронули, послушно расползаясь во все стороны».

Евтихий и Флорентий (23 августа): «Евтихий и Флорентий жили вдвоем в пустыне. Евтихий был духовником, а Флорентий очень простым и послушным. Потом Евтихия избрали настоятелем ближнего монастыря, но он оставил Флорентия в пустыне охранять их церковь. Флорентию было трудно одному, и он молился Богу, чтобы ему друга послал. Однажды, выходя из церкви, у дверей он встретил медведя, стоявшего кротко с опущенной вниз головой, показывая, что пришел : послужить ему. Флорентий дал ему послушание пасти пять овец. Кушание медведь получал, когда с овцами возвращался с пастбища. В постные дни Флорентий хотел, чтобы и медведь постился до трех часов дня. Поэтому ему было приказано возвращаться с овцами в три. А в другие дни было велено пасти овец до двенадцати. Медведь хоть с трудом, но выдерживал голод. И ни разу не возвращался раньше времени. Про Флорентия и медведя стало известно по всей окрестности. Многие стали ценить Флорентия как человека Божьего. Лютая зависть против Флорентия появилась у некоторых монахов Евтихиева монастыря. Четверо из них сговорились и убили медведя. Но они были наказаны так, что умерли, пораженные страшной проказой».

Симеон Столпник (1 сентября): «В горе, где подвизался святой Симеон, устроила себе жилище большая змея, из-за которой на том месте даже и трава не росла. Однажды в правый глаз змеи попала заноза. Мучимая болью, змея доползла до столба преподобного, легла у ограды и все кивала головой, смиряясь и прося о милости. Было достаточно одного взгляда святого, чтобы заноза выпала из глаза змеи. Змея еще три дня лежала под столпом, как овца. И мимо идущие без страха удивлялись чуду. После трех дней исцелившаяся змея возвратилась в свою нору и людям больше не вредила.

Однажды охотники на горе святого Симеона увидели серну и закричали ей: именем святого Симеона, остановись и подожди нас! Поскольку и животные чтили святого, серна так и сделала, и охотники убили ее. За это они были наказаны потерей голоса. Избавились от наказания только после двухлетнего покаяния у ограды святого Симеона».

Иоанн Кукузель (1 октября): «Иоанн владел прекраснейшим голосом и был поставлен начальником певцов в императорском дворце. Но он покинул дворец и тайно ушел на Афон, в лавру святого Афанасия, где никому не объявлял о себе. Ему поручили пасти коз. Годами он прожил пастухом в пустыне афонской, погруженным в молитву и счастье. Однажды он не мог удержаться от радости, думая, что никто его не слышит, и стал петь. Козы обступили его и долго стояли без дыхания, околдованные красотой пения своего пастуха. Бывший невдалеке пустынник увидел стоящих в таком странном положении коз. Так был открыт талант Иоанна Кукузеля».

Мученики Тарах, Пров и Андронник (12 октября): «В театре на мучеников напустили зверей. Но они к мученикам не прикоснулись. Проконсул приказал бить слуг и привести самых жестоких зверей. Один медведь подошел к мученикам и лизал их раны. Он не разъярился, даже когда сами мученики старались его раздражить. Также сделала и нарочно привезенная из Антиохии славившаяся своей злобой львица. Когда слуги пытались ее раздразнить, она бросилась на двери и сгрызла их. Вся присутствующая в театре публика заступилась за нее и за мучеников»,

Ианикий Великий (4 ноября): «Преподобный Ианикий был с монахами в пустыне. Вдруг там появился необыкновенный по размерам козел. Монахи подумали, что из такого козла можно было бы сделать мехи для вина, и стали думать, как схватить козла. Преподобный, видя в духе помышления их, приказал одному монаху привести козла, Тот спросил, что мне делать, если козел попытается убежать? - Ты не беспокойся, ответил святой, - предстань только перед ним, и козел сам подойдет. Потом он обратился к монахам: Удобна ли козлиная шкура для изготовления мехов? Те ответили: да, очень. И мы об этом думали прежде, чем ты, отче, сказал. Когда монах привел козла, то Ианикий стал гладить животное, которое ласкалось к нему. А монахов поучать, чтобы были милостивы к Божьей твари и чтобы следили за своими желаниями и помышлениями. Потом с миром отпустили козла в пустыню».

Иоанн Молчаливый (3 декабря): «Иоанн жил в пустыне Палестинской, в V веке. Во время вторжения в Палестину разбойников-сарацинов, из-за которых из пустыни убежали все монахи. Но Иоанн, примирившись с судьбой, не хотел удаляться из своей пещеры. В эти дни у Иоанна появился очень сильный лев, который охранял его день и ночь. Сколько бы раз варвары ни нападали на святого, лев всегда обращал их в бегство. Так лев и сохранил Иоанна во все время бедствий».

Спиридон Тримифундский (12 декабря): «Когда святитель ехал на Первый Вселенский Собор, он ночевал в одной гостинице. Ариане тайно убили двух его лошадей, намереваясь помешать ему приехать на Собор. В злости они даже отрезали лошадям головы. Но Спиридон приказал слуге приставить отрезанные головы к трупам лошадей, а сам стал молиться. Слуга поторопился и присоединил голову белой лошади к крупу черной, а черную голову к белому коню. Лошади выздоровели, святой продолжил путь, а все, видевшие несоответствие голов и туловища, дивились чуду».

В качестве примера была рассмотрена лишь малая часть из «Житий святых». Несомненно, что чудесных случаев, связанных с животными, гораздо больше. В заключение хотелось бы рассказать о святом Феофиле, жившем в Киеве в XIX веке. Рассказ записан со слов очевидцев. Он еще не подвергся никакой стилизации, и покоряет своей достоверностью.

«Когда Феофила приехал навестить Иван Катков, то, поисповедовавшись и рассказывая старцу о своих делах, упомянул и о приобретенном им молодом бычке, весьма строптивого нрава.

- Купил я, батюшка, бычка. Думал для себя оставить, да не знаю, что с ним и делать: одурел, скотина, совсем, на всех с рогами лезет. Хочу зарезать, да жалко. - А ты мне его подари.

- Вам?. Помилуй Бог, да к нему и приступить нельзя! Сколько людей уже искалечил...

- Очень просто. Подойди к нему и скажи: «Эй, бычок! Отныне ты не мой, а отца Феофила. Собирайся в гости к нему...».

Мясник так и сделал. Подошел, по возвращении домой, к бычку, повторил сказанные старцем слова, и доселе фыркающий и озверевший бычок сделался кроток, как ягненок: смиренно стал ласкаться и лизать хозяину руки.

Получив бычка, блаженный смастерил себе небольшую удобную телегу, сзади которой устроил на обручах крытую парусиной будочку, и стал путешествовать на «бойкуне» по городу. При этом старец никогда не садился впереди, а всегда сзади, спиной к быку и, укрепив на возу маленький аналойчик, опускался на колени и читал дорогой Псалтырь. Но вот что удивительно. Бычок не имел никакой упряжи, ни вожжей, одно только ярмо, и точно мысленно предугадывал намерения своего хозяина, без всяких с его стороны) возгласов и понуканий доставлял старца именно туда, куда ему была надобность: либо на Подол, в Братский монастырь, либо в святую Лавру. И такой, говорят, умница был - ни за что на камень не наедет, а увидит бугорок, рытвину или канаву, непременно стороной обминет, чтобы угодника не потрясти.

Когда Феофил впал в немилость, у него отобрали бычка и препроводили в экономию, присовокупив к Лаврскому стаду, а самому блаженному запретили появляться в Голосеевской пустыне, а вместе с тем и бродяжничать. Но с того дня, как бычок был помещен в монастырское стадо, появился такой необычный падеж скота, что лаврский эконом потерял всякое самообладание и положительно не знал, что ему делать. Стали приглашать ветеринарных врачей, предполагая, что в стаде появилась эпидемическая болезнь, но врачи, осмотрев животных, нашли их без всяких существенных повреждений. Между тем скот продолжал падать. Тогда более глубокомысленные решили доложить об этом митрополиту Филарету. Владыка позвал эконома и поинтересовался, с которого дня начался падеж скота. Эконом ответил, что с того самого дня, как отобрали быка у Феофила и присоединили к общему стаду. «Вот как!» - воскликнул Владыка и приказал немедленно удалить из стойла быка. Когда это было сделано, то, к общему удивлению, падеж скота тотчас же прекратился. Бычок же был отведен в Китаев и возвращен своему обладателю. Получив обратно своего «бойкуна», блаженный в тот же день позолотил ему рога и преспокойно стал продолжать свои ежедневные путешествия ... «.

Да, поистине: «Позна вол владельца своего (Ис 1.3)».

Т.Горичева (Из сборника «Христианство и экология»)

("Петербургская дворняжка", №1, 2007)

ДУША ЖИВАЯ ТВАРИ БЕССЛОВЕСНОЙ

Святитель Василий Великий посвятил животным целую главу в «Беседах на Шестоднев». Рассматривая и сравнивая их свойства, действия, образ жизни, Святитель приходит к выводу, что ни одно существо (от слона до муравья) не оставлено Создателем без Промысла, и ни одно не лишено попечения.

Бессловесным Господь дал «некоторое чувство будущего - взаимную любовь детей и родителей», «памятование милости», «познание полезного и спасительного», «мудрую заботливость», они «не проводят время в праздности, а с неумолимым тщанием напрягают себя в работе», запасая пищу на зиму. «Не в одних только великих животных можно усматривать неисследимую премудрость; напротив того, и в самых малых легко соберешь немалое число чудес».

Мысль святого Василия о бессловесных, наделенных «каким-то чувством, которое гораздо острее нашего представления и почти равносильно разуму», совпадает с убеждением иеромонаха Серафима (Роуза) в том, что у жи

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube