Душепопечение в женской тюрьме1
Лариса Василенко,
руководитель Межрегионального
благотворительного фонда «Возвращение».
31 января 2003 года
Дорогие священнослужители, братья и сестры. Мое христианское служение началось с шести лет. Когда меня привели в храм покреститься, принять Таинство Крещения, я подняла голову и увидела у священника на груди крест. На кресте распятого Человека, о Котором я еще ничего не знала. И у него из ран текла кровь. И вот здесь определилось мое служение, в шесть лет. Я решила быть медицинским работником, чтобы вылечить ему ранки, вот так, по-детски. И с большим нетерпением я закончила 10 классов и поступила в медицинское училище, и уже здесь, в Петербурге, я закончила 5-е медицинское училище. Я до самого позднего вечера работала в обычных больницах Василеостровского района, помогала людям, как могла, потому что я так долго ждала этого момента, чтобы помогать людям. И, наконец-то, дождалась. Я очень много своего свободного времени потратила, чтобы быть с людьми. Я не была тогда еще воцерковлена. А потом, когда Господь коснулся моего сердца, я очень большими шагами стала воцерковляться. Вы знаете, самое главное чувство — благодарности. Я была благодарна Богу, что Он так привел меня, потому что я воспитывалась без родителей, и чувство сострадания присутствовало, потому что, когда на себе почувствуешь, что такое голод, нужда, легче сострадать другим. Оно как-то очень близко тебе становится.
И вот так я работала на «скорой помощи», в госпиталях, в реанимации, в операционной. И даже сподобилась работать медицинской сестрой в тюрьме. И вот уже семь лет я работаю как руководитель общественной организации в местах лишения свободы. Я посетила все эти места, и у меня сложилось особое мнение обо всем. Я много говорила с людьми, подследственными или осужденными, много анализировала. У меня сложился свой опыт работы с этими людьми.
Вы знаете, этот опыт нельзя передать. Я вижу лица, вижу мимику. Когда я захожу в камеру, сразу срабатывает реакция: как посмотрели, какие жесты, движения, как прореагировали на тебя. Если даже кто-то отвернулся спиной, это не значит, что он не слышит тебя. Если кто-то ведет себя агрессивно, значит, он выражает себя. Это тоже хорошо, это тоже контакт с ним. Есть люди, которые слушают, а те, кто вместе с ними в камере, их очень осуждают и мстят за это. По-разному. Но есть люди, которые приходят к Богу. Вот я появляюсь: «Кто хочет исповедоваться?» Одна говорит: «Я хочу исповедоваться». Все начинают ее осуждать, оскорблять. Она игнорирует всех: «Я хочу, и все!». Чтобы твердость проявить в таких местах, это надо большое мужество иметь. К ним я отношусь по-разному. Нет единого рецепта, как к ним относиться. Потому что посмотришь на лицо человека, и уже какое-то предчувствие возникает, как и что сказать. Важно здесь свою волю не проявить, важно промолчать, когда получишь ответ. Промолчать, чтобы Господь сказал Свой ответ через тебя ему, а не ты свою волю какую-то творил. И вот тогда получаются просто чудеса.
Вот, пример у меня на памяти. У нас в изоляторе есть часовня святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Она основана с 1998-го года. Я там часто просто нахожусь. Приходит девушка в часовню и говорит: «Лариса Петровна, дайте мне хоть какую-то иконку». А я ведь не знаю, какую иконку ей нужно-то. И вот минут 15 она ждет, а я с другими общаюсь, и мне нет ответа, я не знаю, что ей дать. И вот Господь открывает, что дать. Происходит такое чудо! Оказывается, у нее с этой иконой было что-то связано в жизни. И оказывается, что Господь ее знает, понимает. И вот здесь происходит ее взаимодействие с Богом, а не со мной, на самом деле. Потому что она начинает быть благодарна Богу. И все это не просто происходит, для каждого человека по-своему. А когда они просят у меня крестики (они их как-то легко теряют, в душевой забывают), я их испытываю. Не всем, но чаще всего говорю: «Зачем тебе крестик?» Их это шокирует. Как это? Она пришла в часовню, а ее спрашивают: «Зачем тебе крестик?» А оказывается надо, чтобы это дошло в душу. Не просто так: дали тебе, ты и пошел. Надо, чтобы она поняла, зачем ей дают, для чего вообще нужно носить крест. И тогда уже порой доходит до слез. Тогда уже она выходит из часовни с горячим сердцем.
Такой опыт складывается годами. И я этих людей очень люблю. Я их очень понимаю, чувствую эту ситуацию. Я инфекционной сестрой работала в 5-м изоляторе. Там котлы носят с едой, и вот они постоянно ругаются нецензурной бранью. Я говорю им: «Сестры-матерщинницы, здравствуйте!» А они говорят: «Мы в тюрьме, а не в монастыре». А на следующий раз я им то же: «Сестры-матерщинницы, здравствуйте!», а они отвечают: «Лариса Петровна, мы уже не ругаемся». Я говорю: «Конечно же, вы такие красивые, такие хорошие, ну как же вам до такой жизни доходить. Не всю же жизнь вы будете здесь находиться!» Одна девушка просила меня перед тем, как ей ехать на суд, чтобы я обязательно открыла часовню, потому что она хотела помолиться перед судом. Это было как раз на Крестопоклонной неделе (27 сентября). Вы знаете, когда я открыла часовню, она на коленях зашла. И она к каждой иконе подходила на коленях. Она просила: «Господи! Я больше никогда не буду, прости меня!» Через неделю я узнала, что ее выпустили из зала суда, хотя этой девушке грозило 5 лет. Она понимала, что 5 лет — это она заслужила, что она виновата. Но вот как-то собрались все свидетели, и она вышла. Вообще, когда люди приходят в церковь, с ними меняется что-то. Некоторые приходят в часовню и молятся, и благодарят Бога, что они здесь отсиживаются, иначе их бы уже не было в живых.
Чаще всего благодарят, что попали в тюрьму. Потому что они покрестились, Бога узнали, поменяли свой образ жизни. Я не могу сказать, что все сразу приходят к Богу. Такого быть-то не могло за советский период, который мы прожили. Но все-таки люди приходят, и все-таки женщина — она православная. Что бы ни случалось в тюрьме, кто бы их ни посещал (например, различные сектантские группы), женщины наши православные. Все-таки, они придерживаются Русской Православной Церкви.
Я подумала, что сестры, которые здесь, на семинаре, могли бы посетить наш следственный изолятор. Рассказать о своем опыте жизни, о том, что они не просто живут для себя и зарабатывают средства. Рассказать им, что есть другой образ общения. Можно жить, и семью воспитывать, и помогать ближнему. Я думаю, что если бы отец Владимир Сорокин разрешил нам организоваться списком, пройти туда и поговорить, встретиться с заключенными, с осужденными, это был бы хороший опыт и для вас. И нам было бы тоже неплохо, чтобы они узнали о вас, о вашей общине, о том, с каким смирением вы делаете свою работу.
1 Василенко Л. Душепопечение в женской тюрьме // Милосердие и профессионализм. Сборник стенограмм, докладов и бесед семинара по христианской диаконии. - СПб: Издание Санкт-Петербургской благотворительной организации «Покровская община», 2003. С.166-169