взлом

Решетников О. В. Концепция социального служения в современном обществе1

Введение. Социальное служение как форма бескорыстной благотворительной помощи нуждающимся, добровольного вклада в развитие общественного блага, всегда отражало самый высокий уровень социальной ответственности членов общества. Осознание своей социальной ответственности, своего общественного долга в разные времена человеческой истории обуславливалось религи­озным сознанием, нравственной силой личности и обязывающим положением в социуме.

Новое значение социальное служение приобретает по мере развития гражданского общества. В силу роста самостоятельного значения гражданского общества, осуществления им все большего количества ключевых социальных функций социальное служение становится востребованным не только как сфера личностной ответ­ственности, но и как важнейший способ удовлетворения потребно­стей и осуществления функций гражданского общества.                                                                                                        

В тоже время происходит встречный процесс — дальней­шая социализация государства2. Развитые государства все больше внимания уделяют развитию социальной сферы, реализации от­ветственности в области социального обеспечения граждан. Эта ответственность требует значительных бюджетных расходов. Без поддержки социального служения, без участия в реализации соци­альных государственных проектов благотворителей и доброволь­цев многие проекты оказываются неосуществимы. Именно поэтому 2000 год Организацией Объединенных Наций был объявлен Годом Добровольцев. Поставленные перед ООН на Саммите тысячелетия «Глобальные цели тысячелетия» оказались бы неосуществимы без поддержки благотворителей и добровольцев во всем мире3. Вели­ка роль социального служения в реализации приоритетных На­циональных проектов и демографической политики в Российской Федерации4. В некоторых развитых странах вклад благотворителей и добровольцев оценивается в четверть ВВП страны.

Социальное служение становится фактором не только лич­ностного роста и осуществления функций зрелого гражданского общества, но и значимым фактором социально-экономического развития государства. Эта новая для социального служения роль способствует его оформлению в новый мощный социальный ин­ститут со всеми присущими ему атрибутами — институт социаль­ного служения.

Возрастающая роль социального служения в обществе и го­сударстве требует создания адекватных современных правовых, организационных и научно-образовательных механизмов раскры­вающих его колоссальный созидательный потенциал.

Понятие «социальное служение»

Происхождение понятия.

Четкое определение понятия «социальное служение» от­сутствует практически во всех современных российских словарях по проблемам социальной сферы. Указания на социальное служение приводятся только в контексте истории социальной работы и бла­готворительности как особый вид деятельности Церкви. В настоя­щее время в Российской Федерации в социальном служении, как в специфической деятельности, определяются все традиционные религиозные конфессии. Так, например, существует Синодальный Отдел Русской Православной Церкви по церковной благотвори­тельности и социальному служению, созданный в 1991 году. Дей­ствительно практика социального служения утверждена в христи­анской церкви, как особый вид деятельности, еще в Деянии Святых Апостолов.

Христианская диакония5 началась одновременно с пропо­ведью апостолов о Христе и сошествием Св. Духа на первую хри­стианскую иерусалимскую общину в День св. Пятидесятницы, ког­да “все верующие были вместе и имели все общее … и разделяли всем, смотря по нужде каждого” … так что “у множества уверовав­ших было одно общее сердце и одна душа, и никто ничего из име­ния своего не называл своим, но все у них было общее… и не было между ними никого нуждающегося… и каждому давалось, в чем кто имел нужду…” (Деян.2,44–45; 4,32, 34–35)»6.

Церковь и церковное учение на протяжении почти тысяче­летней истории в России определяла принципы и формы взаимо­помощи, милосердия, благотворительности и других форм служе­ния ближнему, что и составило сущность социального служения. Социальное служение присутствует во всех основных религиях мира и имеет много схожих характеристик. Выдающийся философ и иудейский религиозный мыслитель Мартин Бубер так определя­ет цель человеческого предназначения: «Только соучастие в бытии других живых существ обнаруживает смысл и основание собственного бытия»7.

Особую роль приобрела практика социального служения в католических орденах, в частности в ордене Св. Франциска Ас­сизского. Помощь бедным, приюты, церковные школы, попечение о незащищенных слоях общества — составили суть социального служения общества. В начале 19 века возникла проблема подмены религиозного служения исключительно общественным. По этому поводу известный писатель выразил собственные опасения: «За­бавно все-таки: религия почти мертва, потому что практически больше никто не верит в загробную жизнь, но для нее уже нашелся заменитель — идеал служения, социального служения, символ веры муравьев и пчел! До сих пор социальное служение было уделом старинных семей, которые каким-то образом ухитрились понять, что они должны приносить какую-то пользу и тем самым оправ­дывать свое привилегированное положение. Выживет ли идеал со­циального служения теперь, когда они вымирают? Сумеет ли народ подхватить его?» — задает вопрос герой романа Джона Голсуорси8.  В действительности это высказывание отражает суть происходив­ших в обществе перемен.

Если в период аристократический9 французские дворяне лю­били говорить о том, что «происхождение обязывает» заниматься социальным служением, то в период развития капиталистического общества эта ответственность была передана богатым семьям. Рус­ский промышленник П. П. Рябушинский переделал французскую поговорку, «происхождение обязывает» на «богатство обязывает». Со второй половины 19 века широко развивается социальное слу­жение общественности, которое включает в себя не только благо­творительные пожертвования, но и активное добровольческое слу­жение в интересах нуждающихся. Во второй половине 19 века был создан Всемирный комитет Красного Креста10, который для всего человечества стал примером мужественного социального служения гражданского населения, не наделенного ни властью, ни особым положением в обществе. В России к 1902 году функционировало 11 040 благотворительных учреждений. На 100 тысяч человек — 10,3 учреждения. В Санкт-Петербурге на 100 тыс. человек было до 18 благотворительных учреждений. Население широко включа­лось в добровольческое оказание социальных услуг.

Социальное служение, пройдя первые два этапа развития — религиозный и аристократический, стало значимой самостоятель­ной сферой жизни гражданского общества. Развитие гражданских институтов общества позволило расширить ответственность за со­циальное служение, распределив ее между государством, церковью и общественностью.

Таким образом, социальное служение к началу 20 века ста­новится феноменом развития гражданского общества. Особая роль в социальном служении гражданского общества отводится практи­ке добровольного бескорыстного выполнения социальных услуг.

Энциклопедия «Британника» связывает социальное служе­ние11 с социальной работой и социальным обеспечением. Вместе с тем, социальное служение является специфической сферой про­фессиональной деятельности. В отличие от социальной работы, развивающейся с 19 века и являющейся сферой ответственности государства, социальное служение развивается в современном виде с 20 века и является сферой ответственности общества.

В английском языке понятие «service» означает службу, об­служивание и не вполне тождественно понятию «служение». В русском языке понятие «служение» включает в себя оттенок добровольности, жертвенности, нравственного долга и в боль­шей степени отражает смысл «социального служения»12.

В современном английском языке терминами, близкими к понятию «социальное служение», обозначаются различные виды общественного служения:

  • National service — национальное служение, участие в соци­альном служении в национальных интересах или на обще­национальном уровне;
  • Community service — участие в социальном служении  на уровне местных сообществ, общин;
  • Youth service — социальное служение молодых людей в воз­расте 14–24 лет, в основном на уровне местных сообществ;
  • Civil service — гражданское служение, в том числе направлен­ное на решение проблем в случае чрезвычайных ситуаций;
  • Public service — общественное служение, предполагает вы­полнение услуг предусмотренных государством для граждан.

В русском языке понятие «социальное служение» отражает, прежде всего, деятельность, основанную на нравственном чувстве долга.

Современное понятие социального служения включило в себя различные основания побуждающие человека к деятельно­сти на благо общества:

  • Религиозные или общие нравственные основания, побужда­ющие человека к добровольному, жертвенному служению;
  • Социальная ответственность, обусловленная общественным  положением, определенным наличием власти и денег;
  • Гражданские обязанности, вытекающие из гражданских прав и свобод, являющиеся одной из основ осуществления жизни гражданского общества.

При этом неизменными чертами социального служения остаются следующие:

  • Добровольность
  • Бескорыстие  
  • Социальная значимость оказываемых услуг.

Таким образом, понятие «социальное служение» в совре­менном обществе означает добровольное, бескорыстное оказа­ние социально значимых услуг.

Наиболее распространенными формами оказания таких услуг являются: благотворительность, добровольческая деятель­ность, а также миротворческая и правозащитная деятельность.

Современное значение понятия «социальное служение» в общественных науках.

Социальное служение — это сложный многогранный фено­мен, требующий широкого научного анализа. Более того, указывая на разные основания, побуждающие членов общества к участию в социальном служении мы тем самым расширяем необходимость научного анализа в границах практически всех социальных наук — философии, психологии, социологии, социобиологии, педагогики и многих других частных научных направлений. Для научного ана­лиза целесообразно выделить ряд наиболее актуальных аспектов.

Направления и формы социального служения в совре­менном обществе. Характеристики социального служения в со­временном обществе.

Характеризуя социальное служение как добровольную бескорыстную деятельность, направленную на оказание помо­щи и поддержки нуждающимся, на решение острых социальных проблем, мы можем выделить четыре основных направления деятельности:

  • Благотворительность — материальные пожертвования;
  • Добровольчество — добровольное оказание услуг;
  • Миротворчество — общественная деятельность, направлен­ная на предотвращение и урегулирование конфликтов, воз­никших на почве национальной, религиозной, культурной или социальной розни, а также конфликтов, возникающих в межличностном взаимодействии;
  • Правозащитная деятельность — общественная дея­тельность, направленная на защиту прав и интересов социально-незащищенных групп населения.

Первые два направления социального служения являются наиболее значимыми и традиционными для понимания со­циального служения.

Социальное служение, как деятельность, обладает рядом существенных характеристик:

Социальное служение по своему характеру является обще­ственной деятельностью, включая религиозный аспект, и не пре­следует политических целей.

Социальное служение является формой общественной дея­тельности направленной на решение острых социальных проблем. При этом социальное служение не может обслуживать политиче­ские цели или преследовать коммерческую выгоду.

Важной характеристикой социального служения является его повышенная социальная ответственность и этическая требо­вательность к целям деятельности.

Социальное служение не должно усиливать существующее социальное неравенство, способствовать распространению религи­озной или национальной неприязни, преследовать цели и задачи, унижающие или оскорбляющие человеческое достоинство тех или иных членов общества. Социальное служение должно всемерно стремиться к преодолению в обществе конфронтации, воспитанию ответственности и милосердия, деятельной заботе о тех, кто нуж­дается в помощи и поддержке.

Социальное служение в основе своей строится на личной жертве и не может быть осуществлено как профессиональная деятельность или возмездная форма оказания услуг.

Социальное служение в своей основе, важной как для лич­ностного развития, так и для общественного прогресса, обнаружи­вает личный жертвенный вклад отдельной личности. Даже если речь идет о групповых, корпоративных формах служения, они все равно не подменяют и не затмевают ценность вклада каждого от­дельного человека. Каждый вклад должен быть осуществлен на до­бровольной и бескорыстной основе.

Организация социального служения является профессио­нальной сферой деятельности и обладает всеми присущими тако­вой деятельности характеристиками.

Организация социального служения не является собствен­но социальным служением, как организация выставки художников не является художественным творчеством. Поэтому вопросы орга­низации различных направлений деятельности социального служе­ния в современном обществе требуют высококвалифицированного, профессионального подхода.

Специалисты, занимающиеся реализацией благотворитель­ных программ, добровольческой деятельности, социальных про­ектов, осуществляют свою деятельность на профессиональной основе и зачастую в форме оплаты получают определенную часть благотворительного взноса.

Более того, по мере развития и усложнения социального служения, как специфической общественной деятельности, повы­шаются требования к научному, образовательному и управленческому обслуживанию его потребностей.

Социальное служение, как общественная деятельность, основанная на личной жертве, не различает мотивы, по которым эта жертва приносится.

Социальное служение, как сфера личной нравственной от­ветственности, проявления деятельной любви к ближнему, строит­ся на милосердии, сострадании и любви. Вместе с тем, когда мы говорим о социальном служении, как о специфической форме обще­ственной деятельности, мы не подвергаем сомнению и специально­му анализу те человеческие мотивы, по которым эта деятельность осуществляется, кроме тех случаев, когда такие мотивы являются явно или скрыто преступными или наносящими вред обществу.

Социальное служение помимо организационно-деятельностного аспекта также имеет этический аспект, который является существенным для развития личности человека, осущест­вляющей социальное служение.

Нравственный аспект социального служения является, пре­жде всего, важным для развития личности самого жертвователя. Кроме того, нравственные основания социального служения могут оказать решающее воздействие на формирование социального ка­питала, развития в обществе социального доверия.

Эффективность социального служения повышается при его оптимальной интеграции в существующую социальную политику.

Социальное служение достигает наибольшего эффекта при координации и взаимодействии со всеми институтами, государ­ственными, общественными религиозными, направляющими свои усилия на решение общих социальных проблем.

Благотворительность

Определение понятия «благотворительность»

Понятие «благотворительность» происходит от латинского слова “caritas”, что означает любовь, как проявление милосердия. Например, в этом контексте слово “caritas” употребляется в Посла­нии апостола Павла13.

Таким образом, благотворительность описывается как дела любви, проявленные по отношению к ближнему. Аналогичный кон­текст благотворительности существует в исламе (традиция «зака­та»), в иудаизме, буддизме и в других религиозных направлениях.

В современном смысле благотворительность отражает ма­териальный вклад, осуществляемый частными лицами или органи­зациями в интересах социально-незащищенных групп населения, с целью решения острых социальных проблем, поддержки развития социально значимых общественных явлений и, в целом, на нужды, преследующие общественное благо.

Так, например, в «Социальной энциклопедии» дается сле­дующее определение понятия «благотворительность»: «Общече­ловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организации, обществ и т. д. В их основе — стремление проявить любовь не только к ближнему, но и к незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально-незащищенным гражданам. В современном понимании благотворительность озна­чает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью»14.

Координация благотворительной деятельности

В большинстве стран благотворительность, как особый вид деятельности регулируется законодательством15. В некоторых стра­нах существуют специальные государственные или общественно-государственные учреждения, координирующие и контролирующие благотворительную деятельность. В США учреждено Федеральное Агентство, регулирующее и координирующее благотворительную деятельность — Internal Revenue Service (IRS)16. В Великобритании и ряде других европейских стран существуют Комиссии по благотворительности или Комиссии по организациям общественного блага. Данные комиссии присваивают статус благотворительной организации различным фондам и организациям и осуществляют за ними контроль и наблюдение.

В других странах, в том числе и в России, нет специально­го правительственного органа, занимающегося проблемами благо­творительности, и эти вопросы распределены между различными государственными учреждениями.

Объем благотворительности и основные направления благотворительной помощи

В современной России наблюдаются процессы, типичные для становления благотворительности. Наибольший вклад в бла­готворительность вносят крупные корпорации. Характерным для развития гражданского общества России стало развитие «фондов местных сообществ», то есть благотворительных фондов, деятель­ность которых направлена, прежде всего, на решение социальных проблем в местных сообществах.

В странах, где традиции благотворительности не прерыва­лись, как в России, основной благотворительный взнос осуществля­ют частные лица.

Так, по данным Internal Revenue Service, в США в 2003 году субъекты благотворительности внесли в течение года взносы, оце­ниваемые общей суммой в 240,92 млрд. дол.

Табл. Структура взносов по субъектам благотворительно­сти в США (2003)

Субъект благотворительности

Сумма взносов

млрд. дол.

Процент от общей суммы взносов

Индивидуальные благотворители

183.73

76,3

Корпорации

12,9

5,1

Фонды

26,9

11,2

Посмертные дары

18,1

7,5

Табл. Направления благотворительных взносов субъектов благотворительности в США в 2003 году

Направление благотворительной поддержки

Процент от общего объема благотворительных взносов

Религия

35,0

Образование

13,1

Фонды

9,1

Здоровье

7,8

Социальные услуги, гуманитарные службы

7,7

Искусство, культура и гуманитарная сфера

5,1

Общественная деятельность

4,8

Окружающая среда, помощь живот­ным

2,7

Международные дела

1,9

Свободные взносы

12,6

Данные направления оказания благотворительной помощи имеют схожие тенденции и в других странах мира, в том числе и в Российской Федерации. Но объем взносов разнится в зависимо­сти от актуальных проблем социального развития стран.

Добровольчество

Современное понимание добровольческой деятельности в международной социальной политике

Международная социальная политика не имеет однознач­ных определений, но традиционно соотносится с деятельностью Организации Объединенных Наций и международных институтов, непосредственно участвующих в реализации уставных целей ООН или согласующих свою деятельность с целями и задачами ООН.

В традиционной международной социальной политике по­нятие волонтерской, добровольческой деятельности, как формы жертвенного служения во имя высоких гуманистических идеалов, связывают, прежде всего, с созданием международной организа­ции Красного Креста. Именно этой организации удалось утвердить во всем мире ценность волонтерства во имя гуманизма и милосер­дия, ценность не военного, а мирного добровольчества.

Трудно переоценить деятельность этой организации в годы тяжелейших военных конфликтов на протяжении всего 20 века. В 1970 году создается движение Волонтеров Организации Объе­диненных Наций (VUN). «Они работают в технической, эконо­мической и социальной сферах по трем основным направлениям: техническое сотрудничество с правительствами, испытывающими недостаток квалифицированных кадров, общественные инициати­вы для самовыражения, гуманитарная помощь и реабилитация»17. Развитие этих движений и многих подобных им инициатив на на­циональном и международном уровнях привели мировое сообще­ство к пониманию все возрастающей роли добровольчества в со­циальном совершенствовании современного мира.

Рост во всем мире интереса к добровольчеству является по­казателем зрелости гражданского общества. Согласно данным кан­целярии премьер-министра Японии на 1993 г. чуть более 30% на­селения страны занималось волонтерской деятельностью, а около 60% хотели бы ею заняться, если бы им представилась возможность. В том же году отдел молодежной политики Агентства управления и координации США приводил следующие данные: 30% молодых людей в возрасте от 13 до 25 лет имели опыт волонтерской деятель­ности, а подавляющее большинство (более 70%) считали, что такая деятельность обретет более весомое значение в будущем.

Администрация президента США после событий 11 сентя­бря 2001 г. предложила проект законодательства, предусматриваю­щего расширение общенациональных добровольческих программ в целях повышения действенности общественно-полезной работы, которую сегодня выполняют учителя, медики, пожарные, сотрудни­ки полиции и служб чрезвычайного реагирования. Представитель Администрации заявил по этому поводу: «Мы хотим вернуться к традициям (добровольческого движения) времен Рузвельта, когда Вторая мировая война стала для Америки проверкой на прочность. Франклин Делано Рузвельт понимал, что ценнейшим активом де­мократии, особенно в военное время, является активность граждан, и он предпринимал необходимые шаги в этом направлении».

2001 год, открывший новое тысячелетие, по инициативе Kofi Annan, генерального секретаря ООН, был объявлен Всемир­ным годом добровольцев.

Во «Всеобщей декларации волонтеров» определяется, что «в соответствии с Всеобщей Декларацией прав человека 1948 г. и Международной Конвенцией о правах ребенка 1989 г., исходя из принципа, что «любое лицо имеет право свободного объедине­ния в мирные ассоциации», волонтеры рассматривают свою дея­тельность как инструмент социального, культурного, экономиче­ского и экологического развития.

Волонтерство:

  • это добровольный выбор, отражающий личные взгляды  и позиции;
  • это активное участие гражданина в жизни человеческих со­обществ;
  • способствует улучшению качества жизни, личному процве­танию и углублению солидарности;
  • выражается, как правило, в совместной деятельности в рам­ках разного рода ассоциаций;
  • способствует реализации основных человеческих потребно­стей на пути строительства более справедливого и мирного общества;
  • способствует более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий»18.

Ответственный секретарь организации «Добровольцы Объ­единенных Наций» (VUN) Sharon Capeling-Alakija определяет во­лонтерскую деятельность по трем основным признакам:

(a) делается свободно и без принуждения;

(b) делается не по мотивам материального обогащения;

(c) приносит пользу обществу и самому добровольцу»19.

Американский фонд «Точки света»20, являющийся основ­ным центром развития и поддержки добровольческого движения в США, следующим образом описывает добровольческие услу­ги, исходя из собственной Миссии: «Мы верим, что волонтерство не просто хорошее дело, но и то, что должно стать необходимой ча­стью нашей жизни. Добровольцы являются людьми, которые при­нимают на себя обязательства ответственности и служения другим без вознаграждения. Люди являются ключом к успеху в такой дея­тельности. Когда люди перестают служить друг другу, общество становится разделенным и испытывает серьезные социальные про­блемы. Если общество станет чрезмерно разделенным, то нормаль­ная социальная жизнь будет просто разрушена… Стоимость ре­шения серьезных общественных проблем без добровольцев будет астрономической. Фактически, сегодняшняя рабочая сила волонте­ров представляет эквивалент свыше девяти миллион постоянно за­нятых служащих, чьи совместные усилия оцениваются в $225 мил­лиардов (из расчета $14.30 час в 1998 г.)».

В документе Организации Объединенных Наций «Набор средств для оценки национальной политики, касающейся моло­дежи» (2004) один из существенных критериев оценки эффектив­ности национальной молодежной политики звучит следующим образом:

«Действие 3: Правительства согласились обеспечить «До­бровольные общественные службы для молодежи».

Поощрять добровольное обслуживание:

  • Какие типы добровольных программ обслуживания для молодежи существуют?
  • Они осуществляются правительством или неправитель­ственными организациями?
  • Эти программы являются альтернативами воинской служ­бы и/или части национального образования?
  • Каковы масштабы доступных добровольных программ об­служивания?
  • Включают ли они в себя лагеря молодежи, проекты по об­щинной службе, защиту окружающей среды и/или програм­мы сотрудничества между людьми разных поколений?
  • Как молодежь и/или молодежные организации вовлече­ны в планирование, выполнение или оценку таких про­грамм?
  • Есть ли связь между программами в развивающихся и раз­витых странах? Кто осуществляет эти программы прави­тельство или неправительственные организации?
  • Доступны ли правительственные меры поддержки инициа­тив, проявленных молодежными организациями по добро­вольной работе?»

Добровольческую деятельность, в соответствии с существу­ющими в международной практике подходами, можно определить следующим образом:

добровольческая деятельность — это форма социально­го служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международ­ном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан — добровольцев.



1 Решетников О.В. Концепция социального служения в современном обществе. Издательство Союз РГСУ. -М. 2008.

2 См. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. В 3 . Т.1. Россия на рубеже тысячелетий: социология экономики и политики (1985-2005). – М.: Издательство РГСУ, 2007. – 556 с. – с. 296

3 См. Доклад Генерального секретаря ООН от 22 сентября 2002 года «Международный год добровольцев: итоги и будущие перспективы»: «Проведение Года показало большое значение добровольчества для достижения целей, сформулированных на Саммите тысячелетия и на других крупных конференциях и встречах на высшем уровне».

4 См. Путин В.В. Стенограмма выступления В.В. Путина на первом пленарном заседании Общественной палаты РФ от 22 января 2006 г.: «Благотворительность -это реальная социальная программа и она обладает огромным и пока недооцененным потенциалом позитивных общественных изменений» Д.А. Медведев Стенограмма выступле­ния на Всероссийском форуме «Общество, благотворительность и национальные проекты» от 12 апреля 2006 г.: «В целом благотвори­тельные организации способны сыграть значимую роль в содействии национальным проектам»

5 Дьякон – (греч. διάκονος, служитель) -священнослужитель, отно­сящийся к первой, низшей степени духовенства. Дьякон помогает священнику в осуществлении церковного служения и является по­средником между священником и приходской общины. Традиционно именно на диакона возлагались функции организации социального служения

6 Протопресвитер Виталий Боровой «Христианская диакония как про­явление христианского свидетельства в жизни христиан и в благове­ствовании Церкви»

7 Бубер Мартин Два образа веры. – М.: Республика, 1995. – 464 с.

8 Джон Голсуорси (Galsworthy) Через реку: конец главы. – «Знаменитая книга».– Тверь.: 1992 г.

9 Noblesse oblige –французский фразеологизм, буквально переводимый как «происхождение обязывает»

10International Committee of the Red Cross (ICRC) — организация осно­вана в 1863 году швейцарцем Жан Анри Дюнаном

11 «Encyclopædia Britannica» http://www.britannica.com/eb/: Social Service also called welfare service, or social work, any of numerous publicly or privately provided services intended to aid disadvantaged, distressed, or vulnerable persons or groups. The term social service also denotes the profession engaged in rendering such services. The social services have flourished in the 20th century as ideas of social responsibility have developed and spread. material aid) to disadvantaged, distressed, or vulnerable persons or groups. The field originated in the charity organizations in Europe and the U.S. in the late 19th century. The training of volunteer workers by these organizations led directly to the founding of the first schools of social work and indirectly to increased government responsibility for the welfare of the disadvantaged. Social workers may serve the needs of children and families, the poor or homeless, immigrants, veterans, the mentally ill, the handicapped, victims of rape or domestic violence, and persons dependent on alcohol or drugs.

12 Например «Кто служит делу, а не лицам» (А. Грибоедов Горе от ума 2, 27)

13 И если я раздам все имение и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. П. Кор.1. 13:3231

14 «Социальная энциклопедия». – М: БРЭ, 2000. – с. 45

15 Федеральный Закон Российской Федерации N 135-Фз От 11 Августа 1995 Года О благотворительной деятельности и благотворительных организациях, с последующими изменениями и дополнениями

16 www.irs.gov

17 «Волонтеры ООН» – программа ООН, координирующая деятель­ность добровольцев участвующих в благотворительной деятельности ООН (http://www.unvolunteers.org/)

18 Провозглашено на XVI Всемирной Конференции Добровольцев Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE), Ам­стердам, январь, 2001 г., Международный Год Добровольцев

19 Volunteering and the United Nations System, Working for a Better World, 2001UN Volunteers

20 Фонд поддержки добровольческого движения: www.pointsoflight.org

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube