взлом

Основные парадигмы решения социальных проблем в социальной работе

И.В. Астэр,
к.филос.н., доцент

По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе как философия, история, политология, правоведение, экономика, психология, социология, медицина. В частности, общетеоретические положения социальной философии играют роль методологического основания для решения более частных вопросов социальной работы на научном уровне. Действительно, основополагающей целью социальной работы является гармонизация всей системы социальных отношений от общества в целом до межличностных отношений в группе, семье.

В зависимости от ориентации в решении задач научные знания могут быть условно разделены на фундаментальные и прикладные. Если фундаментальные науки преимущественно ориентированы на решение фундаментальных проблем, то прикладные – на социальную действительность. С этих позиций социальная работа относится к группе прикладных наук, так как получаемые в ней результаты используются для решения практических задач, которые возникают в повседневной жизни людей.

Как известно, ценность любой теории определяются ее практичностью или возможностью использовать ее закономерности для получения прогнозируемых результатов.

Таким образом, по своей природе социальная работа представляет собой междисциплинарную и интегративную науку, что подразумевает сотрудничество между представителями различных дисциплин в решении комплексных проблем человека и общества и технологиях их разрешения.

К специфическим теоретическим задачам социальной работы можно отнести:

  • разработку эффективных методов диагностики социальных проблем;
  • обоснование и внедрение моделей гуманизированной социальной среды;
  • осуществление различных процедур экспертизы и социального контроля;
  • проектирование организационных структур социальной работы;
  • обобщение и анализ существующих форм и методов социальной работы и т. д.

В социальной работе как науке выделяют два основных раздела:

  • теоретико-методологический (методология, категориальный аппарат науки)
  • прикладной (научное обеспечение решения практических социальных задач в обществе, которые призваны решать социальные работники).

Методология социальной работы подразумевает изучение предмета, объекта, в котором помимо клиента присутствует и сам социальный работник, а также социального контекста, в рамках которого происходит взаимодействие социального работника и клиента, структуры социальной работы, а также принципов функционирования отрасли. Большое вни­мание в социальной работе уделяется изучению и разработке технологий, т. е. способов и методов конкретной практической социальной работы с различными группами и типами клиентов, нуждающихся в социальных услугах. Особое место занимает разработка превентивных и коррекционных технологий, направленных на предотвращение или исправление социальных болезней и девиаций. Для социальной работы как отрасль научного знания характерны две противоборствующие тенденции, связанные с ответом на вопрос, что первично для развития социальной работы: научные знания, теория, с одной стороны, или практика, социальное действие, с другой стороны. Еще одна спорная дилемма, что лежит в основе социальных проблем: общественные отношения, общество в целом, социальная среда или же человек, в котором заключены детерминированные природой основные причины всех его личных бед и несчастий. В социальной работе, по мнению многих зарубежных авторов научно-исследовательская и практическая деятельности развиваются в основном независимо друг от друга. Однако большинство исследователей считают, что на учреждение социальной работы как социального института первостепенное влияние оказали мировоззренческие факторы, попытки научного осмысления социальной действительности и coциальных противоречий. Основным генерирующим началом явилось теоретическое знание, которое и легло в основу социальной практики и социальной науки.

В социальной работе не существует единой теории, а наука представлена разнообразными общественными, социальными научными школами, в рамках которых и разворачиваются основные исследовательские традиции, предлагающие обществу и практической социальной работе различные научные и научно-практические парадигмы.

Несмотря на многообразие теоретических построений для практической социальной работы ее сущностно-функциональная характеристика может быть выражена в деятельности, направленной на изменение, которое конечном счете ориентировано на содействие в гармонизации отношений между отдельными индивидами, индивидом и группой, индивидом и социумом, общественных отношений в целом, обеспечение социального благосостояния граждан, формирование чувства личной ответственности за коллективное благосостояние, со стратегической перспективой на устойчивость развития конкретной социальной системы.

Исследователи социальной работы, которые анализируют ее состояние, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы.

В России практически создано уже несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др.

Можно заключить, что социальная работа довольно молодая отрасль знания. В качестве области научного знания социальная работа сложилась лишь в первой половине ХХ столетия. Ее отличительной чертой является то, что она получила собственное развитие после признания социальной работы как профессии.

Современная социальная работа представляет собой мультипарадигмальную науку. Существует множество парадигмальных классификаций, причем наиболее часто встречаются классификации по критериям дихотомизации представлений о природе социальных явлений как материальных/идеальных или по критерию номинализма/реализма, рациональности/понимания. Применительно к социальной работе с семьей дилемма «рациональность» или «понимание» - это непродуктивно сформулированная проблема. Более  плодотворен поиск диалектического ее разрешения, совмещения микро-макроподходов, анализа и понимания повседневности человеческих взаимодействий и социальных структур, в рамках которых они происходят. Автор считает возможным предложить свою классификацию парадигмальных подходов на современном этапе развития социального знания: 1) системный; 2) структурно-функциональный; 3) психодинамический; 4) когнитивно-бихевиористский; 5) интерпретативный; 6) личностно-гуманистический; 7) деятельностно-акционистский [Таблица 1].

Таблица 1.

Основные теоретико-методологические подходы к технологиям социальной работы

Фокус теоретизирования

Проблема

Парадигма

Порядок

Объективизм

Система

Системная

Объективизм

Поведение

Психодинамическая

Объективизм

Инструментальная рациональность

Когнитивно-бихевиористская

Объективизм

Структура

Структурно-функциональная

Действие

Субъективизм

Деятельность

Социо-интерпретативная

Субъективизм

Личность

Личностно-гуманистическая

Порядок/Действие

Объективизм/Субъективизм

Практика

Деятельностно-акционистская

Анализ вышеназванных парадигм позволяет нам указать на ряд методологических проблем при социальной работе с семьей.

Первая методологическая проблема – отношение «деятель – структура», «микро – макро», «методологический индивидуализм – холизм», все их можно свести к антиномии «субъективизм – объективизм». То есть в представленной таблице теоретико-методологические подходы подразделяются на те, в которых исходным является индивид с его субъективной интерпретацией окружающего мира, и те, которые исходят из объективных социальных фактов - надиндивидуальных социальных структур, общих закономерностей функционирования социальных институтов.

Еще одно важное разграничение – порядок-действие. Мы дифференцируем теоретико-методологические подходы на те, которые ориентированы на поддержание социального порядка, стабильности социальных институтов, и те, что утверждают онтологию социального мира как совокупность интенционально действующих социальных субъектов.

Привлечение деятельностно-акционистской парадигмы позволяет примирить альтернативные подходы к социальной работе с семьей. Суть ее заключается в отказе от утверждения принципа естественно-исторических закономерностей социального развития и принятии идеи ненаправленного социально-исторического процесса, поскольку ключевую роль в современном обществе играют деятельные субъекты. Они приспосабливают общественные структуры к интересам социальных групп. Деятельностно-акционистский подход, по существу, сформулированный молодым К. Марксом посредством утверждения о том, что люди, рождаясь при одних обстоятельствах, своей практической деятельностью создают новые обстоятельства общественной жизни, был развит французским социологом А. Туреном. Он направлен на решение вопросов социальной и культурной ориентации общества, природы социальных конфликтов и борьбы за власть, выявления социальных факторов, подавляющих или вызывающих социальные движения, то есть на «образование исторического действия — способа, которым люди делают свою историю» [Турен А. Способны ли мы жить вместе? Равные или различные // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева М., 1999. С. 473]. Именно в результате практического преобразования мира возникают социальные институты, которые затем структурируют человеческую деятельность, то есть действие как объект социального анализа – всегда есть и структурирующие и структурированное.

Вторая методологическая проблема вытекает из первой, ее можно обозначить как отношение «количественное – качественное» (к примеру, представители структурно-функциональной и когнитивно-бихевиористской парадигмы преимущественно используют количественную стратегию при постановке социального диагноза, сторонники социоинтерпретативной и гуманитарно-личностной –  качественную). Если «объективная» социальная наука стремится объяснить объект, то «субъективная» пытается понять и интерпретировать. Основное препятствие для комбинирования качественной/количественной стратегии в работе специалиста – убеждение о несовместимости эпистемологических позиций. Но представляется, что в настоящее время важно не спорить о преимуществах той или иной стратегии в рамках практической социальной работы, а рефлексивно синтезировать индуктивные и дедуктивные рассуждения и накапливать знания, способствующие пониманию и эффективному решению социальных проблем российской семьи.

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube