взлом

Социокультурные модели в практиках дополнительного образования1

Самойлова Е.В.

<…> Проблема доступности культурных ценностей для малообеспеченных слоев населения возникла уже в начале девяностых годов ХХ в., когда организации, работающие с населением, переходили на полную или частичную окупаемость при реализации предлагаемого продукта. За пределами досягаемости для многих семей оказалась возможность получения детьми дополнительного образования в городских клубах, кружках и секциях, что послужило стимулом для создания некоммерческих организаций,  оказывающих услуги в организации досуга. В числе которых и Санкт-Петербургская региональная благотворительная общественная организация «Общество русской традиционной культуры», основной целью которой является содействие возрождению, изучению и сохранению русской традиционной народной культуры. По её инициативе около шести лет назад, для организации досуга малообеспеченных семей, на территории Фрунзенского района был организован семейный этноклуб «Славянка». 

Идея создания подобного клуба связана с попыткой возрождения традиционных духовных ценностей, занимающих маргинальные позиции в современной социокультурной системе, ориентированной, прежде всего, на материальное благополучие и достаток. По замыслу организаторов этноклуб должен был стать и экспериментальной площадкой возрождения традиции праздников народного календаря в пространстве современного мегаполиса, каковым является Санкт-Петербург.

Одной из досуговых форм стало проведение уличных народных гуляний. Заимствованные из ритуальных практик русской деревни, они входили в городской быт, отчасти копируя крестьянскую традицию (время и формы их проведения). В советский период государственности была разрушена сложившаяся в дореволюционной России сложная система праздников, а утверждённая новая утратила свою актуальность уже в первые годы перестройки, т.к. базировалась на отвергнутой современностью идеологии, что привело к так называемому «праздничному голоду»2. Попытка возвращения забытых традиций и утраченных обрядовых практик была предпринята «Обществом русской традиционной культуры» совместно с клубом «Славянка» и представителями Муниципального образования № 76, оказывающими необходимую помощь и финансовую поддержку. На предоставленной городскими властями площадке начали праздновать «Масленицу», «Красную горку» (Пасху), «Троицу», «Дожинки», а в помещении детской библиотеки № 7 прижился теперь уже городской праздник детской сказки «Никола Зимний». На клубных занятиях происходило освоение музыкального и хореографического фольклора и его сценических форм («Вертеп», «Театр Петрушки», «Фома и Ерёма» и пр.), здесь же изготавливались необходимые атрибуты праздников («рождественская звезда», «масленичное чучело», «дожиночный сноп») и традиционные костюмы. Специфика проведения занятий в семейном клубе определяла требования к подбору репертуара в соответствии с учетом возраста его участников: младшая группа (дошкольная) - от 3-х до 6 лет, средняя группа (школьная) - от 7 до 14 лет, старшая группа (молодёжь и взрослые) - от 15 и старше. Освоение традиционных форм различными возрастными группами способствовало воссозданию трехуровневой структуры праздника характерной для народной традиции. <…>

Отметим, что если в первые годы существования клуба использовался «общерусский» материал, собранный в различных регионах России, Украины, Беларуси, то в настоящее время предпочтение отдаётся записям, которые были получены во время экспедиций в районы Русского Севера, т.е. произошло определение ориентационной зоны, что даёт возможность более глубокого освоения и изучения традиции. Этот выбор связан как с профессиональным ростом педагогов-организаторов, так и с участием клуба в фольклорно-этнографических экспедициях. В процессе создания клуба для проведения еженедельных занятий для детей и взрослых объединилась заинтересованная группа педагогов из городских общеобразовательных школ, которая параллельно с проведением установочных занятий работала над повышением собственного профессионального уровня. Начальной базой для многих стали курсы повышения квалификации по традиционной культуре, организуемые при Санкт-Петербургском Университете педагогического мастерства. Обмен опытом, сохранение контактов  и поддержка дружественных связей с Центрами традиционной народной культуры Вологодской области (Областной, Бабушкинский, Кадуйский, Череповецкий, Нюксенский), имеющими многолетнюю практику. Сотрудничество с центрами традиционной культуры северо-Западного региона позволило подобрать необходимых инструментарий (программы, методы), с учетом их опыта работы. С работой этих же центров связаны первые совместные экспедиции (в т.ч. детские), где происходило формирование навыков сбора материала в полевых условиях и его последующей обработки и хранения, что послужило начальной ступенью для создания собственного архива. В настоящее время в архивных фондах «Общества русской традиционной культуры» около 180 дисков с аудио, видео и фотоматериалами, которые используются при разработке сценарных планов праздников, учебных занятий по фольклору и декоративно-прикладному искусству. Основным источником пополнения архива служат материалы, собранные членами общественной организации в Вологодской области (Белозерский, Вытегорский, Бабушкинский, Сокольский, Нюкенский районы), Республике Карелия (Кемский, Беломорский районы), Лешуконский и Пинежский районы Архангельской области, Чухломской и Макарьевский район Костромской области, Бокситогорский район Ленинградской области и Пирятинский район Полтавской области.      

Особо следует выделить работу в Ленинградской области, куда отправляется смешанная группа (дети, взрослые) участников клуба «Славянка». Такие экспедиции проводятся  ежегодно в дни школьных каникул, они непродолжительны – обычно, 3-4 дня, что связано со спецификой организации работы детей в полевых условиях. Дети становятся участниками исследовательской группы, делятся полученными впечатлениями во время вечерних отчётов, делают зарисовки и снимки. Погружение современных школьников в этнокультурную среду северной деревни способствует глубокому освоению локальной  традиции, выявлению её специфических черт и что наиболее важно, сохранению интереса к традиционной культуре нашего народа. Сближению городских и деревенских школьников помогают игровые вечерки и мастер-классы, организуемые педагогами клуба, во время которых происходит не только передача опыта, но и приобретаются новые знания. Так, мастер-класс по традиционной кукле для детей Климовской средней школы Бокситогоского района Ленинградской области закончился полевым экспериментом, во время которого педагоги оказались в роли учеников, усваивающих новый материал, а в экспедиционной коллекции появилась новая тряпичная кукла «Маша», изготовленная по детским воспоминаниям жительницы деревни Климово. Коллекционные копии полевых записей, после соответствующей обработки передаются в фонд местного музея (школьного или клубного) и служат дополнительным информационным источником по народной культуре для специалистов широкого круга.

Доброй традицией стало живое общение участников клуба с воспитанниками детского дома № 11 (Фрунзенский район), позволяющее приоткрыть дверь в мир народной культуры. Опытом первого общения стало проведение детских праздников народного календаря в Рождество и Пасху, а спустя несколько лет такие встречи стали регулярными. В настоящее время в детском доме занимаются старшая и младшая группа фольклорного ансамбля «Истоки», созданного в 2007 году, проходят мастер-классы по декоративно-прикладному искусству. В феврале 2011 года фольклорный коллектив «Истоки» занял второе место в Международном фольклорном фестивале «Наследники традиций».

Укреплению творческих контактов с региональными культурными центрами, помимо пополнения их фондовых архивов и проведения мероприятий на областных базах, способствует организация в Санкт-Петербурге фольклорных фестивалей международного и республиканского уровня. В числе наиболее значимых, ставший уже ежегодным Международный фольклорный фестиваль «Наследники традиций» (2006-2011), Всероссийская творческая мастерская «Фольклор и молодёжь» (2008), Международный фестиваль славянских культур «Славянское древо» (2009). В числе их организаторов, наряду с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова, Дворцом творчества юных, выступает и «Общество русской традиционной культуры». Участники фестивалей знакомятся с традициями разных народов на дворцовых и концертных площадках города, получают возможность обмена опытом и диалогового общения на творческих мастерских, принимают участие в работе круглых столов и научных конференций. Школьники, воспитанники детских домов и социально-реабилитационных центров, пожилые люди открывают для себя новые грани национальной культуры славянских народов, позволяющие осознать народную культуру как единый корень, из которого произрастает всё многообразие этнокультурных текстов восточных, южных и западных славян. Освоение роли соорганизатора мероприятий подобного уровня членами этноклуба «Славянка» способствует не только росту их профессионального мастерства, но и формированию активной гражданской позиции, профилактике социальной инфантильности молодёжи.

Одной из находок, обретенной благодаря работе по организации фольклорных фестивалей, стал опыт непосредственной трансляции знаний от старшего поколения младшему. На творческую встречу приглашались этнографические коллективы, мастера традиционных ремесел (обычно, пенсионного возраста, владеющие знанием традиционного материала) и дети дошкольного и школьного возраста, проживающие в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Передача знаний происходила непосредственно – от исполнителя или мастера, без участия педагогов организаторов. Между детьми и взрослыми возникали особые доверительные отношения, усвоение нового материала вызывало эмоциональный отклик среди обеих сторон. Пожилые женщины, чувствуя неподдельный интерес детской аудитории к новым знаниями, с особым энтузиазмом делились репертуаром игровых практик своего детства. Надолго останется в памяти ребят игра «Медведь», которой поделилась участники фольклорного коллектива из Коношского района Архангельской области. Водящая – женщина семидесятилетнего возраста с особой отеческой нежностью усадила малышей в круг - «Бабушка научит, только ножки протяните сюда». «Я от, вас всех повалю, а потом мне одну надо будет поймать» - объяснила она правила игры и запела: «Кругом хожу,/ огород горожу./ Ой, ты змей-медвидь,/ Не бери больших,/ Бери маленьких, косолапеньких./ По мышке, по кошке,/ По ярушке./ Толоком залью,/ Помелом заткну! Кыш! Побежали!». В тот день дети готовы были играть не переставая, а домой унесли любовь и тепло подаренные им простыми деревенскими женщинами. Разница в передаче материала от «бабушки» и педагога-организатора, была достаточно очевидна и заставила задуматься о разработке новых методов в работе с детьми. В традиции народной педагогики накоплен большой опыт общения между поколением стариков и детей. Установление контактов между этими социальными группами способствовало ощущению собственной значимости для представителей старшего поколения, постепенно утрачивающих физические силы и исключенных из системы производства материальных благ, а также передаче знаний своим восприемникам.

Использование традиционного опыта в условиях современного города через системы включения пенсионеров в системы дополнительного образования в прихрамовой среде (при организации воскресных и приходских школ) отчасти могло бы разрешить одну из современных проблем «ненужности» и «одиночества», испытываемых многими представителями этой возрастной группы. Сколько талантливых народных умельцев, добрых отзывчивых стариков, живущих по соседству, готовы были бы поделиться накопленным жизненным опытом и испытывают необходимость этого! Неприметная бабушка в опрятном платочке из городского храма при близком знакомстве окажется непревзойденной мастерицей и затейницей, стоит только внимательно присмотреться.

Приведенные примеры свидетельствуют о необходимости разработки специальных комплексных программ, направленных на гармонизацию и взаимодействие социальных групп в условиях современного города.

Успешный опыт работы «Общества русской традиционной культуры» по программам народной культуры в системе дополнительного образования может быть использован в системе образования и культуры, социальными педагогами и организаторами воскресных и приходских школ, среда которых предоставляет возможность для гармонизации связей между поколениями детей и стариков и сохранения преемственности традиций.



1 Самойлова Е.В. Опыт организации этнокультурной среды в  пространстве современного мегаполиса (на примере деятельности Санкт-Петербургской общественной организации «Общества русской традиционной культуры») // Второй международный молодежный психолого-социальный Конгресс: Материалы. 14-15 мая 2009 г.  СПб.: СПбГИПСР, 2009. – С.147-150.

2              См. об этом Некрылова А. «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища» СПб., 2004 С. 3-7.

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube