взлом

Женское духовное образование (XVIII – начало XX в.)

Лебедева Светлана Соломоновна, д.пед.н., профессор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы

Развитие духовного женского образования невозможно рассматривать вне создания и совершенствования духовных школ в России.

Как известно, Пётр I, придававший большое внимание различным видам образования, ценил деятельность духовных школ, в которых были введены светские предметы: физика, математика геодезия и др. Однако после смерти Петра I духовные школы пришли в упадок, и их судьба в основном завесила от личности стоящих во главе епархии.

В период правления Анны Иоанновны, несмотря на наличие иноземного элемента, имевшего на неё и государственную политику большое влияние, был принят указ об учреждении духовных школ во всех епархиях. Необходимо было расширить учительских курсы, «доселе вращающиеся только около предметов элементарного обучения, введением предметов среднего образования и преобразовать их на юго-западный манер»1. Всё это подтверждало расширяющееся влияние Киевской духовной Академии на развитие образования в великорусских епархиях. Н.Знаменский указывает, что с начала царствования Анны Иоанновны начинается история наших духовных семинарий. При этом семинарии дают достаточно высокий уровень образования и начинают приобретать общесословный характер, который «доселе твёрдо держался лишь в Малороссии»2.

В 1737 году вышел именной указ о создании духовных школ в объёме семинарий. В соответствии с ним необходимо было обучать духовных детей на российском языке грамоте, а потом грамматике и риторике и другим высшим наукам. Требовалось «во всех епархиях и других пристойных городах школы учреждать и искусных учителей подготовить». При этом «на пропитание школьников из архиерейских, монастырских и церковных доходов суммы определить, чтобы от сего времени неучёные люди в церковные чины определены не были»3.

Для обучающихся были разработаны служебные права и обязанности, соответствующие определённой будущей духовной или гражданской службе. Специальным положением было вменено в обязанность «собирать ведомости», начиная с 1730 года, с указанием, сколько учеников и куда определены после завершения обучения. Епархиям вменялась в обязанность распространять образование на «неверных инородцев», которых легко может «привести учение святых в веру Христову»4. Учитывалось, что при недостатке подготовленных священнослужителей сельские жители могут выбирать священника из хорошо обученных местных людей. Как известно, такие примеры существовали в Малороссии и приносили неплохие результаты. В этот период получила расцвет Харьковская духовная семинария, которой покровительствовал М.М.Голицын на протяжении многих лет и которая выпустила значительное количество иерархов и преподавателей духовных школ.

За системой образования в духовных учреждениях начинал учреждаться государственный контроль, который укреплял образовательную систему и связывал её с духовным и социальным служением.

Решение проблем развития женского образования с середины XVIII века осуществлялось в контексте общей концепции развития государства. Женское образование находилось в центре внимания и Елизаветы и особенно Екатерины II. Идеи императрицы поддерживались частными инициативами на местах в российских губерниях.

Отдельные семьи богатых помещиков создавали условия для обучения девиц, в основном оставшихся без попечения родителей. Уделяли внимание обучению девочек и женские монастыри, но в основном это обучение носило прикладной характер: занятия по бисероплетению, созданию кружевных узоров, шитью, уходу за больными и немощными  и т.д.

Создание специальных училищ для девиц духовного звания началось в сороковых годах XIX века. Первое из них было открыто в 1843 г. в Царском селе. Покровительство духовным училищам оказывала великая княжна Ольга Николаевна. Затем управлением этих училищ занималась  императрица Мария Александровна. Задача духовных училищ готовить достойных супруг служителям церкви и быть достойными матерями, воспитывая своих детей в правилах благочестия и добронравия. Училища содержались на средства духовного ведомства – Духовного учебного комитета Св. Синода. Весь состав кадров этих училищ находился на государственной службе. Некоторые школы существовали как приюты для девочек-сирот священнослужителей.

После отмены крепостного права внимание к проблеме женского образования активно растёт и в периодической печати, отмеченной в то время новыми журналами и периодическими изданиями, появляются материалы, призывающие к расширению сферы женского епархиального образования. Безусловно, этому способствовало не только требование времени, но и сам характер жизни и особенности духовного сословия, которое по уровню образования превосходило дворянство. В середине XIX века среди высшей бюрократии России насчитывался 61% людей с высшим и средним образованием, а среди духовенства – 83%5.

В 1848 году после свирепствующей холеры, унёсшей более 150 представителей духовенства в Рязанской губернии, архиепископ Гавриил решил открыть училище для осиротевших дочерей священников. Духовенство и светские благотворители откликнулись на призыв архиепископа. Училище было открыто в 1853 году, однако помещение не было завершено окончательно, поэтому оно скорее воспринималось как приют. Сначала в него было принято 20 сирот и 8 пансионерок, через два года количество это увеличилось вдвое, в 1870 году обучающихся на училищные средства было 89 из 99.

Архиепископы Гавриил, Смарагд, Иринарх изыскивали деньги на содержание училища, в чём им помогали пожертвования монастырей, белого духовенства, небольшие суммы от редакции «Рязанские Епархиальные ведомости», пансионерские взносы и личные пожертвования самих архиепископов.

На свои средства осуществляет благотворительную деятельность княгиня Мария Фёдоровна Борятинская. В 1843 году ею устроено заведение для воспитания бедных детей под названием Мариинского приюта по Шлиссенбургской дороге. Она основала приют для дневного пребывания, приют для вдов, вдовий дом, богадельню, женскую общину сестёр милосердия6. Мария Павловна Леонтьева (урождённая Шипова) выступает с благотворительными инициативами и в дальнейшем назначается начальницей Императорского воспитательного общества благородных девиц.

В конце XVIII – начале XIX века благотворительная деятельность выступает составной частью административной деятельности. Так, например, Д.Н.Бантыш-Каменецкий, назначенный губернатором в Виленскую губернию, выделяя собственные средства, особое внимание уделял богоугодным заведениям, воспитательному дому, понизил смерть питомцев, улучшил содержание госпиталя для неизлечимо больных7.

По примеру жён первых лиц государства, благотворительная деятельность становится весьма значимым направлением деятельности крупных чиновников, руководителей больших территорий, далёких от центра.

Объединяющим звеном в организации благотворительности в середине XIX века служили женщины – как правило, жёны руководителей определённых территорий. Особенно ярко это проявлялось на примере губерний, отдалённых от центра России, например, - Оренбурге – Варвара Ивановна Катенина успешно занималась благотворительной деятельностью, Людмила Ивановна Безак основала «Общество вспомоществования бедным», которое ежегодно, собирая до 1200 рублей серебром, выделяло деньги на обучение девочкам-сиротам, выдавало пособия, ссуды для лечения, оплачивало врача больницы и необходимые для больных лекарства, получаемые из аптеки.

Олимпиада Кирилловна Крыжановская в феврале 1869 года выделила довольно большую площадь для детского приюта, который благодаря пожертвования местных золотопромышленников и купцов, а также служащих всех ведомств был торжественно освящён и открыт в июне 1873 года.

К 1860 году существовали только четыре училища: Царскосельское, Ярославское, Казанское и Иркутское. Эпоха общественного подъёма затронула образование девиц духовного звания. Уже в 1866 году стало 11 училищ, а к 1879 году число воспитанниц духовных училищ было свыше 1000 человек, в 1914 году – 2177 воспитанниц.

Епархиальные училища, находясь в введении Св. Синода, Управлялись епархиальными архиереями и содержались за счёт епархиальных сумм, а также за счёт жертвователей и благотворителей. В целом задачи конкретных училищ были воспитательные, образовательные и социальные. Одни училища делали упор на том, чтобы дать приют, пропитание и элементарное обучение сиротам местного духовенства, и подготовить их к семейной жизни и помощи будущему супругу – священнику, другие – уделяли большое внимание образованию с опорой на практические навыки, которые можно было бы передать пастве, развивая религиозно-нравственную сторону народной жизни. Во всех случаях, независимо от того, жили ли выпускницы духовного училища в семье или не имели собственной семьи, полученное ими образование было направлено на развитие православно-духовных начал среди населения. Многие выпускницы преподавали в приходских школах, некоторые продолжали получать образование профессиональной направленности: педагогическое, медицинское, сельскохозяйственное.

Актуальным вопросом оставался вопрос о богословском образовании женщин. Богословские курсы начали создаваться уже в восьмидесятые годы XIX века. Уже в начале XX века начали работать богословские курсы в Москве и Казани. В 1910 году под предводительством графини З.В. Коновницыной и княгини С.А.Голицыной были созданы женские богословские курсы, ставящие своей задачей вооружение знаниями христианской педагогики применительно к обучению детей дошкольного и школьного возраста и преподаванию в народных и иных школах посредством чтения. Расширялась сфера приложения сил женщин в нравственно-религиозном и образовательном плане, и востребованность в таких знаниях в народе постоянно росла.

В 1913 году был разработан проект женского Богословско-педагогического института, и до его утверждения открыты курсы, включающие в себя следующие предметы: Св.Писание Ветхого и Нового Завета, православно-христианское богословие, общая церковная история, русская церковная история, история христианского искусства, психология, философия, педагогика, основы естествоведения, гигиена, один из новых языков и др.

Единственный выпуск Петроградского богословского института из 26 человек представил 9 женщин, некоторые из них работали на ниве просвещения в советский период.

Большое внимание придавалось духовному образованию среди нерусского населения в Казанской, Нижегородской, Оренбургской губерниях и др. Некоторые иногородцы, став православными, учились в семинариях. Среди инородческих священников в Казанской губернии было много энтузиастов, который своими трудами возрождали свои приходы.  Во главе движения за развитие образования стоял директор Казанской семинарии Бобриков. «Его бывшие ученики – учителя стекались к нему за советом и нравственным руководством. Причём один приехал от киргиз, другой от черемис, третий – от чувашей»8. Особенно много активных поборников православия было среди православных женщин, которые ездили в дальние уголки губернии с изучением жизни и быта инородцев, принявших православие, распространяли книги, педагогические пособия, выступали с лекциями среди населения.

Когда в начале шестидесятых годов XIX века обострились социально-религиозные отношения на юго-западе Украины, была создана правительственная комиссия внутренних и духовных дел. В состав руководства комиссии входил попечитель Киевского учебного округа Ф.Ф.Витте, товарищ министра внутренних дел Н.Н. Милютин и князь В.Л.Черкасский в качестве главного директора этой комиссии.  Членами этой комиссии являлись О.Г.Михневич, профессор Киевской духовной Академии, а также бакалавры Ф.Г.Лебединцев и Е.И. Крыжановский. В комиссию старались привлечь специалистов, хорошо знавших юго-западный край. С 1864 года Ф.Ф.Витте продолжает свою деятельность в качестве главного директора нравственной комиссии народного просвещения в Царстве Польском. В дальнейшем, руководствуясь требованиями этой комиссии, удалось отстоять православные учебные заведения, занятые униатами и католиками, организовать обучение и повышение квалификации для преподавателей православных школ, открыть в 1866 году главные педагогические курсы, лекции на которых читали выпускники Киевской Академии. Министр просвещения того периода дал высокую оценку деятельности этих курсов и организации всего педагогического дела.

В дальнейшем опыт деятельности по укреплению православных школ на юго-западе нашёл отражение в журнале «Церковь и приходская школа», Киев, 1887 г., под ред. П.А. Игнатовича.

В журнале «Руководство для сельских пастырей», издаваемом при Киевской духовной семинарии, с 1860 года в Киевской университетской типографии был опубликован ряд статей редакторами журнала Ф.Г. Лебедицевым и Е.М. Крыжаноским по проблемам духовного образования. Среди публикаций были: «Училища для девиц духовного звания при Лебединском женском монастыре» и ряд статей по организации православных образовательных учреждений.

Проблемы женского социального служения на ниве образования находились в центре внимания всех социальных слоёв. Многие представителей известных дворянских родов на собственные средства создавали приюты, вдовьи дома, патронировали отдельных девиц, оплачивая их образование в учебных заведениях. К середине XIX века к этой деятельности приобщаются женщины из состоятельных купеческих и мещанских семей.

Со стороны Императорской семьи и власти эта деятельность всячески поощрялась. Женщины, занимавшиеся благотворительностью, награждались орденами и знаками отличия.

Члены царской семьи, хорошо знакомые с зарубежным опытом, выступают с инициативой создания более крупных социальных структур, направленных на оказание помощи «недостаточным» слоям населения. В связи с этим в 1844 году создаётся первая русская община сестёр милосердия в Санкт-Петербурге. Она была основана великой княгиней Александрой Николаевной и принцессой Терезой Ольденбургской. Отличительной чертой этих общин выступало вооружение сестёр милосердия знаниями, особенно медицинского характера.

Во время холеры сороковых годов XIX века Никольская община сестёр милосердия создаётся и в Москве по инициативе знаменитого врача Ф.П. Гааза, важное место уделяется медицинскому образованию сестёр.

В дальнейшем организация деятельности этой общины послужила прообразом Общества Красного Креста в России.

Интересы государства, общества и благотворителей нашли общий отклик при организации женского образования лиц духовного сословия во II половине XIX века.

К сожалению, в настоящее время не изучен богатый опыт педагогической работы, которую вело Министерство просвещения вместе с Духовным ведомством по просвещению населения в конце XIX – начале XX веков.

Серьёзной образовательной деятельностью занимались женские монастыри. Некоторые имели в своём составе церковно-приходские школы, как правило двухгодичные. Однако некоторые монастыри имели программы, выходящие за грани начального обучения. Так, например, при Деевской пустани в монастыре обучалось 27 девочек, из них – 12 инородок. В Иллуктском женском монастыре находилось 19 воспитанниц, осуществлялось преподавание на латышском и эстонском языках.  В 1908 году в двухклассной церковно-приходской школе обучалось уже 29 девочек. Рижская Свято-Троицкая община, преобразованная в монастырь, содержала двухклассную церковно-приходскую школу на 40 девочек, где они получали бесплатное питание.

Развивая основные виды образования, монастыри уделяли внимание начальному профессиональному образованию, создавая курсы для подготовки сиделок из числа послушниц.  В Гродненской епархии Красностокский Рождество-Богородичный женский монастырь имел в своём составе второклассную церковно-приходскую школу, а затем в 1909 году – сельскохозяйственную школу, где воспитанницы продолжали своё обучение.

С 1876 года императрица Мария Фёдоровна ориентировала женские монастыри на подготовку воспитанниц к профессиональному уходу за больными, подготовке отрядов сердобольных сестёр для работы в случае необходимости в военных лазаретах9.

В 70-80-ых годах XIX века появились церковно-учительские школы, готовящие учителей для церковно-приходских школ, а также фельдшерские курсы. Некоторые монастырские школы работали по программе шестилетних епархиальных училищ. Получили развитие сельскохозяйственные школы.

Образовательная деятельность монастырей была тесно связана с просветительской и благотворительной, распространялась на разные слои населения, а не только на духовенство.  Необходимо подчеркнуть миссионерскую деятельность образовательного характера. Создание многопрофильных учебных заведений: церковно-учительские училища, фельдшерские курсы, сельскохозяйственные школы - всё это способствовало повышению образовательного уровня населения, развитию теории и практики педагогической науки, преодолевало сословную направленность православного образования и способствовало участию в самых различных социальных проектах государства (работа в земских и тюремных больницах, госпиталях, участие в ликвидации эпидемий, оказание медицинской помощи в период войн).

Значительный вклад в дело образования внесли женские общины. Одна из таких Леснинская была создана в Седлецкой губернии Западной России игуменьей Екатериной. Настоятельница Екатерина, энергичная и одарённая женщина, имела медицинское образование и как специалист помогала населению.  Ею была организована школа на 80 детей всех вероисповеданий.  В дальнейшем монастырь организовал несколько школ с медицинскими пунктами и аптеками. К 1914 году монастырь, кроме вышесказанного, содержал два народных училища, две учительские семинарии, среднюю школу, сельскохозяйственное училище и приют для сирот.

Благотворительные инициативы

Существенный вклад в развитие духовной культуры внесла в начале XX века Великая княгиня Елизавета Федоровна. Приехав из Санкт-Петербурга в Москву в связи с новым назначением ее мужа, великого князя Сергея Александровича, Елизавета Федоровна приступила к реализации уникальной программы общеобразовательного и музыкального обучения детей с 7-8 лет. В церковно-приходской школе на базе Синодального училища осуществлялось поэтапное приобщение детей к музыкальной эстетике, так как основной целью этого учебного заведения выступало воспитание просвещенных церковно-музыкальных деятелей, опытных регентов церковных хоров.

Елизавета Федоровна разделяла взгляды профессора Санкт-Петербургской духовной академии А.А. Дмитриевского и была солидарна с ним в реализации идеи восстановления института диаконис, во взглядах на православное воспитание сестер милосердия. Великой княгине была близка по духу проповедническо-миссионерская деятельность Феофана Затворника, вместе со своим супругом она совершила паломничество в Вышу. Многие идеи Феофана Затворника, связанные с миссионерским служением, княгиня пыталась претворить в программе духовного просвещения в Марфо-Мариинской обители.

Идеи духовного просвещения Елизавета Федоровна распространяла на всю организацию дела воспитания и образования юношества. При ее непосредственной поддержке был создан пансион – приют, в котором воспитывались дети не только дворян, но и других сословий. В дальнейшем многие его выпускники учились в Московском университете и Александровском военном училище. Елизавету Федоровну привлекала не только содержательная сторона обучения, но и вопросы дидактики, особенно принцип наглядности и способы обогащения среды бучения. Так, например, ее супруг подарил приюту этнографическую и зоологическую коллекции в целях развития естественно - исторического знания воспитанников. Елизавета Федоровна инициировала развитие кабинетный системы – оборудование классов ручного труда, музыки и рисования.

Как и другие члены императорской семьи, и особенно Александр II, Елизавета Федоровна уделяла большое внимание влиянию семьи, сохранению и развитию семейных традиций в условиях учебного заведения. Она видела необходимость в одухотворенности учебного процесса, опиралась на философию воспитания, где доминировали идеи природно–культурного единства, основой которого, по ее мнению, служило милосердие.

Развитию православного сознания молодежи способствовали совместные богослужения преподавателей и обучающихся. Часто в богослужениях принимали участие родители и наставники воспитанников.

Под патронажем императорской семьи находились учебные заведения разного профиля. Благодаря покровительству членов этой семьи многие учащиеся освобождались от оплаты за обучение. Интересуясь делом преподавания и обучения, Елизавета Федоровна была знакома со многими преподавателями и поддерживала студентов, среди которых было и много девушек. В этот период остро ставился вопрос не только о получении образования, но и о дальнейшем устройстве на службу. В пользу деятельности «Бюро для приискания занятий» часто проходили благотворительные мероприятия.

Великая княгиня придавала большое значение созданию условий для образования молодого поколения в военное время, оказывала в данном направлении помощь семьям, члены которых участвовали в военных действиях. Она ходатайствовала о назначении пособий учащимся от частных лиц и учебных заведений. Ратуя за распространение духовного образования, Елизавета Федоровна поддерживала ученические дружины и сестринские общины. Для детей участников войны было открыто Сергиево–Елизаветинское начальное училище с ремесленным отделением для солдатских детей.

По инициативе Елизаветы Федоровны многие учебные и художественные центры стали очагами благотворительности, например, Румянцевский Музей. Великая княгиня приложила немало сил для становления молодежных организаций в России.

Заботясь о создании системы непрерывного образования, она в 1914 году утвердила пакт программ и инструкций для учительских семинарий, предвидела необходимость педагогических реформ. Укрепление идей православия великая княгиня связывала с развитием образования в провинции, повышением культурно – бытового положения молодежи, учитывая при этом специфику молодежной культурной среды и способы наследования культурных образцов.

В фондах Центрального государственного исторического архива находится множество дел, отражающих активную деятельность в области благотворительности разных слоев населения.

Подводя итоги анализу деятельности в области духовного образования женщин в дореволюционный период можно сделать следующие выводы:

  • развитие женского духовного образования отражало основные особенности социально-политической и духовно-нравственной жизни Российского государства;
  • система женского образования по целям и содержанию соответствовала основным духовно-нравственным приоритетам русской православной церкви и способствовала утверждению православных основ;
  • учитывая высокий уровень образования служителей русской православной церкви и духовного сословия в целом, можно говорить о его влиянии на развитие духовно-нравственных, образовательных и социальных ориентиров российского общества, на укрепление семейных ценностей, которые во многом определялись женским влиянием;
  • создание практического опыта духовного образования женского населения и его развитие существенно влияло на духовно-нравственный климат в дореволюционной России, способствовало развитию культуры междисциплинарных отношений, особенно в среде инородцев, росту социальных инициатив по отношению к незащищённым слоям населения, особенно в наиболее острые исторические периоды.

Содержание системы духовного образования, включающего в себя мощный духовно-нравственный потенциал, содействовало развитию образования в таких системах как профессиональное, а именно педагогическое, сельскохозяйственное, медицинское, техническое и др.

Разработка правовых основ образования создавала образцы документов, имеющих юридическую силу для других систем образования, что укрепляло управленческие основы на всех основных уровнях, начиная от епархиального и кончая школами начальной ступени.

Литература

  • Белякова Е.В., Н.А.Белякова, Е.Б.Емченко Женщина в православии: церковное право и российская практика. – М.: Кучково поле, 2011, с. 704.
  • Греч А.Н. Весь Петербург в кармане. Изд. 2-е, Исп. и доп. СПб Тип. Н.Греча, 1851г.
  • Дневные записки малороссийского подскарбия генерального Якова Марковича. Изд. А.Марковича. ч. I. II. М., типография В.Готье, 1859 г.
  • Женские богословские курсы в Москве. Церковный вестник, 1910, № 39.
  • Журнал «Руководство для сельских пастырей», т. 1-3, Киев. Универст. тип. 1860 г.
  • Записки Оренбургского отдела Императорского русского географического общества. Вып. 1, Казань. 1870 г.
  • Знаменский Н. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань. Тип. Императорского университета, 1881г., с. 806.
  • Крыжановский Е.М. Собр. Соч., т.I. II, Киев. 1890г.
  • Кутепов Н.М. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии. СПб, 1899.
  • Об училищах для девиц духовного звания / Чтения в императорском обществе истории и древностей  Российских при Московском университете, 1866, кн. I, с. 172.
  • Попова О.Д. О системе учебных заведений для дочерей духовенства в дореволюционной России, с. 249.
  • Попова О.Д. Церковно-исторический вестник, 1999, № 2-3, с. 247.
  • Русский биографический словарь. СПб, 1912г.
  • Училище для девиц духовного звания при Лебединском женском монастыре. Руководство для сельских пастырей. № 1-3,Киев, 1860г.

Источники

  • Дело о пожертвовании крестьянами денег на войну с Турцией (ф. 1088, оп. 15, д. 522).
  • О пожертвовании чиновниками и учащимися учебных заведений Одесского учебного округа в пользу вдов и сирот воинов, убитых в Крымской войне (ф. 733, оп. 78, д. 1139)
  • О пожертвовании чиновниками Курской, Тамбовской, Пензенской и Смоленской казенных палат в пользу раненных и семей убитых воинов (ф. 580, оп. 38, л. 141)
  • О пожертвованиях московского купечества для действующей армии (ф. 1287, оп. №46, д.791)
  • Об отправке в Крым сердобольных вдов Петербургского вдовского дома для ухода за раненными. (ф.759, оп. 101, д. 91.93)
  • Сбор денег учащимися средних учебных заведений (ф. 733, оп. 26, д. 188, л. 145)


1 Знаменский Н. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань. Тип. Императорского университета, 1881г., с.144.

2 Там же, с.148.

3 Там же, с.150.

4 Там же, с. 152

5 О системе духовного образования – доклад С.С. Лебедевой (видео семинар 7, файл СПбПДА 0013, файл 0014 до 1:45) в рамках конференции «Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы», 8 июня 2013 г., СПбПДА.

6 Русский биографический словарь. СПб, 1912г., с.526

7 Русский биографический словарь. Том II. СПб, 1900, с. 466.

8 ф. 922, оп. I Д 811, стр. 13 Письма А.К.Глазовой, жене министра просвещения, 4 июня 1904 г.

9 Е.В.Белякова, Н.А.Белякова, Е.Б.Емченко Женщина в православии: церковное право и российская практика. – М.: Кучково поле, 2011, с.291.

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube