взлом

0 социальном учении Православной Церкви1

Нафанаил (Львов), архиеп.

Архиепископ Нафанаил (Львов, 1906-1985) -
выдающийся православный богослов,
проповедник и духовный писатель,
епископ Русской Зарубежной Церкви

Сын обер-прокурора Св. Синода Владимира Львова. Участвовал в палеонтологических раскопках Пьера Тейяр де Шардена в Китае. Принял постриг в 1929 году в Харбине. В середине 30-х совершил миссионерскую поездку в Индию. В 1939, в сане архимандрита, вступил в обитель преп. Иова Почаевского в Карпатской Руси. В годы Второй Мировой Войны принимал активное участие в духовно-просветительской деятельности Православной Церкви на оккупированной немцами территории. В первые послевоенные годы прославился деятельностью по спасению русских беженцев от выдачи Сталину. В 1946 - хиротонисан во епископа Брюссельского и Западноевропейского. В последствии возглавлял епархии в Англии и Северной Африке, был активным деятелем в восстановлении почитания древних православных святых Запада. С 1966 - настоятель обители преп. Иова Почаевского в Мюнхене. С 1976 - епископ Венский и Австрийский. С 1981 - архиепископ. В последние годы жизни тяжело больной, лишенный практически возможности передвигаться, вл. Нафанаил наладил в обители преп. Иова огромную по масштабам издательскую деятельность, направленную на выпуск духовных книг и брошюр тайно провозившихся в Россию. Особенно прославилась мюнхенская серия "Житий святых" одним из активнейших авторов которой был владыка.

Архиепископ Нафанаил снискал себе всеобщее уважение как проповедник и апологет - один из даровитейших и плодовитейших православных писателей ХХ века - ему принадлежат богословские сочинения, работы о Святой Библии, исторические сочинения, апологетические заметки, полемические работы, направленные на защиту истинного Православия, множество проповедей. В работах архиеп. Нафанаила ответ на вопросы, задаваемые сегодняшним днем сочетается со строгой, неукоснительной верностью Православной Вере и Церковному Преданию.

Доктрина Католической Церкви по социальному вопросу в значительной степени совпадает с учением о том же Православной Церкви. 

Конечно, Православная Церковь своей основной целью полагает вечное спасение человеческих душ, и ставит человеческую душу безгранично выше всякого коллектива. Церковь исповедует: «Вся суета, елико не пребывает по смерти», т. е. не имеет подлинной ценности ничто, что не вечно. 

А во всем земном мире только душа человеческая, человеческая личность, имеет вечную жизнь. Все остальное, и по церковному воззрению и по научным представлениям, через мгновение или через эоны веков исчезнет. 

Это не значит, что не надо заботиться о социальном устройстве или о государственной организации, или об общественном быте, но это значит, что человек выше государственных и социальных учреждений, а Церковь — организм Богочеловеческий, призвана воспитывать и направлять эту высшую во вселенной ценность. 

Вместе с тем, Церковь всегда высоко ставила благотворительную помощь человека человеку, видя в этом не только решение социальной задачи, но и могучее воспитательное средство, благотворное и для дающего, и для принимающего. Как говорит наш знаменитый историк Ключевский: «Когда встречались две руки, одна с просьбой Христа ради, другая с подаянием во имя Христово, трудно было сказать, которая из них больше оказывала милостыни другой». И он же разъясняет: «Благотворительность может руководиться только нравственными побуждениями, чувством сострадания к страждущему... Русское общество под руководством Церкви в продолжение веков прилежно училось понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему». 

Провожая в вечный мир своего пасомого, Церковь обнадеживает его: «Аще помиловал еси, человече, человека, и той имать тамо, т. е. в вечности, помиловати тя». 

Итак, Церковь высоко ставит личную благотворительность. Апостолы широко благотворительствовали. Встретив хромого, апостол Петр, как бы извиняется перед ним, говоря: «Серебра и золота нет у меня, но что имею — даю во имя Христа». И он исцелил его. 

Положительно относится Церковь и к благотворительности общественной — социальной, впрочем, никак не абсолютизируя ее. 

Ярче всего иллюстрирует эту проблему пример из жизни Церкви в первые годы христианской истории. В первохристианской общине возникли осложнения в связи с распределением вспомоществований вдовицам и прочим беднякам. Обратились к апостолам. Но апостолы сказали: «Не хорошо нам оставить служение слову Божию и заботиться о столах». И посвятили для этой цели диаконов. 

Тут очень наглядно проявляется отношение Церкви к общественной благотворительности. С одной стороны подчеркивается иерархия ценностей. Служение слову Божию, воспитание для вечности душ человеческих выше дел благотворения. С другой стороны, дело это настолько важно, что апостолы для лучшего выполнения его учреждают новый чин священнослужителей — диаконов. 

Таково же отношение Церкви ко всем занятиям людей, не служащим непосредственным основным целям Церкви, к государственному, социальному, научному, торговому, военному и прочим видам человеческой деятельности. 

Когда римский император Константин, в язычестве носивший звание «понтифекса максимус», верховного жреца, принял христианство, возникла мысль сделать его и в Церкви верховным священнослужителем. Но Церковь отвергла этот план, потому что в таком случае император должен был бы отказаться от своего царского служения, на которое он был призван Богом, ибо епископ должен служить делу высшему, чем царство — слову Божию. 

Церковь одобряет социальное служение, но хочет, чтобы его вели не священнослужители, а миряне, воспитываемые для всякого доброго дела, в том числе и для благотворительности, своими духовными отцами. Чтобы эта благотворительная работа и в своей социальной форме была бы насколько возможно полнее проникнута личными отношениями. Чтобы те, кому помощь оказывается, знали и любили бы тех, кто оказывает эту помощь, а эти, в свою очередь, с любовью, состраданием и заботой относились бы к опекаемым. Чтобы как можно меньше было бы холодной, безличной, механизированной социальности в этом святом деле. Чтобы как можно чаще встречались бы те две руки, о которых говорит Ключевский. Чтобы люди понимали, что они нужны друг другу. 

Тогда благотворительность общественная будет такой же душеспасительной, как и благотворительность личная, и жизнь будет озарена тем духовным светом и теплом, которого так не хватает сейчас в нашей жизни. Публ. по: Арх.Нафанаил. Беседы о Священном писании и о вере и Церкви. т.V. Astoria, NY, 1995



1 Публ. по: Арх.Нафанаил. Беседы о Священном писании и о вере и Церкви. т.V. Astoria, NY, 1995 / Милосердие – православный портал о благотворительности и социальной деятельности. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=21&id=3208 Дата обращения: 25.07.2013

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube