взлом

Общенациональное значение деятельности преподобного Иосифа Волоцкого1

Щербаков А. В. кандидат культурологии (Санкт-Петербург)

Русская Православная Церковь стремится вернуть в жизнь российского общества те идеалы и ценности, которые в течение многих веков являлись для него духовными ориентирами. Переосмысливается и вновь входит в круг изучения деятельность таких личностей, как Иосиф Волоцкий — игумен, религиозный и государственный деятель, крупный церковный теоретик и практик, один из самых ярких богословов средневековой Руси, церковный писатель, философ-моралист, меценат. Он занимает особое место в ряду известных церковно-политических деятелей конца XV – начала XVI веков.

Иосиф Волоцкий и его монастырь стали воплощением представления об идеальном монастыре, где монастырская жизнь не должна замыкаться в стенах обители, а несет идею духовного просвещения и выполняет социальную миссию в окружающем мире.

Политическое и философское направления.

Линия, проводимая игуменом Иосифом Волоцким в период образования русского многонационального государства, содействовала централизации власти, и имела на тот период времени прогрессивное значение. В своих взглядах на взаимоотношение церкви и государства, он был преемником основателя русского монашества Феодосия Печерского, Московских митрополитов Петра и Алексия, игумена Сергия Радонежского. В этот сложный для Московского государства период социально-экономического и политического кризиса сам народ стал перед выбором, кому он должен подчиняться: государству, монастырю или вотчиннику. Иосиф Волоцкий решительно пересматривает систему отношений с государственной властью, поскольку отлично понимает, что с ней не надо спорить, а нужно находить способ примирения с существующим положением вещей.

Отношения преподобного Иосифа Волоцкого с государственной властью складывались неоднозначно. Сначала было противостояние между игуменом и великокняжеской властью, но затем она приняла позицию преподобного Иосифа Волоцкого. «Иосиф выступал за союз с государством, но только в том случае, если оно поддерживает и защищает интересы церкви» .

Отличительной чертой Иосифа было его стремление обобщить полученные из книг знания и, проверив их опытным путем в стенах своего монастыря, применить в практической жизни. На основании этого он разработал новую идеальную модель сотрудничества с государственной властью. По словам Я. С. Лурье, «Волоцкий игумен, несомненно, выступал за централизованную власть против, феодальной раздробленности» . Именно Иосиф Волоцкий принимает деятельное участие во всех событиях, происходящих в центре Московского государства.

Следует подчеркнуть, что преподобный никогда не идеализируя царскую власть, а и порой подвергая ее суровой критике, при этом создал теорию могучего, самодержавного государства, в котором видел защиту и помощь в противостоянии ереси. Иосиф призывает светских правителей к борьбе с ней, тщательной охране православного вероучения. Иосиф говорил: «Царю следует воздавать только царские почести, но не божественные и служить лишь телом, но не душей. Государь, отпадающий от Божьей правды и допускающий беззакония — есть тиран, над которым царствуют скверные страсти и грехи» . Иосиф считал, что царь тоже подзаконен, поэтому он должен обладать своей властью только в рамках Закона Божья его и Заповедей. Если царь «неправедный» или «строптивый», то такому царю не надо повиноваться. Он говорил «не таковой царь не Божья слуга, но дьявол, и не царь, а мучитель» . Г. П. Флоровский сопоставляет Иосифа Волоцкого с монахами-тираноборцами, писателями-публицистами в западноевропейских государствах второй половины XVI–XVII веков, выступающих против абсолютизма. Напротив, Т. С. Георгиева видит, что «Иосиф первым разработал теорию теократического абсолютизма. Из чего следует, что власть монарха установлена Богом, а поскольку это так, то любое противодействие этой власти, даже полемическое выступление в литературе — есть бунт против Бога» .

Д. С. Лихачев считает Иосифа защитником идей соединения царской власти и церковной. В сложное для своего монастыря время, когда богатство обители вызвало зависть нового удельного князя Федора, грозившего присвоить себе его, игумен просит великого князя взять монастырь под покровительство. Иосиф Волоцкий передает свой монастырь в юрисдикцию великого князя. Княжеская власть нашла в лице нового монастыря мощного и влиятельного союзника. Иосиф на практике подтверждает свою доктрину о совмещении великокняжеского и митрополичьего правления, выступает за византийский принцип симфонии — согласия светской и церковной власти. Тем значительней принципиальная установка Иосифа Волоцкого на симфонию между церковью и государством, в соответствии с идеалом, выраженным преподобным Сергием Радонежским, в основе которого лежит непоколебимое убеждение в онтологическом единстве народа, т.е. в его жизни, сознании, познании, общении в качестве фундаментального уровня или слоя, бытия.

Именно государство есть не что иное, как образ народного единства. Иосиф Волоцкий пишет: «Вдумайся: мы почитаем друг друга потому, что Бог сотворил изначально человека по образу Своему; поэтому все имеют одинаковую честь и напоминают об общем Владыке. Если ты поклоняешься или служишь царю, или князю, то следует поклоняться и служить потому, что это угодно Богу — оказывать властям покорность» .

Далее Волоцкий игумен предупреждает: «Та не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству» . В течение всей своей жизни Иосиф Волоцкий был связан узами дружбы с Московскими князьями Иваном III и Василием III. Содействуя своими наставлениями постепенному превращению московского князя в православного царя, он невольно разрушил традиции Сергия Радонежского, которые оказались слишком тесными теперь для идеологии Московского царства.

Под влиянием Иосифа Волоцкого идея «Москва — Третий Рим» была сформулирована иноком Филофеем, которая практически превратилась в государственную идейно-политическую доктрину. Доктрина Филофея сыграла роль надежного защитника от экспансии римской католической церкви, стремившейся распространить свое влияние на Московскую Русь. Таким образом, Филофей теоретически обосновал идею преподобного Иосифа о совмещении царской и церковной власти.

Социальное направление.

В своем монастыре Иосиф обучал иноков уходу за больными. Он говорил: «Уход за тяжелобольными — великий подвиг, в котором зачастую изнемогают силы телесные, а в душе нарастает изнеможение и нетерпение» . Иосиф ухаживал в течении пятнадцати лет за свои тяжелобольным отцом. «Отец Иосифа был в великой немощи: не владел ни ногами, ни руками. Иосиф ходил за ним и кормил его, будучи для него учителем, слугой и опорой, утешая его в унынии» .

Иосиф организует приют для детей-сирот, больницу, богадельню. Они располагались в скиту, в глубине монастырской рощи, примерно в километре от самого монастыря. Игумен помогает крестьянам, если те приходят с просьбой дать семян, денег для покупки скота, хозинвентаря. Свои отношения с крестьянами Иосиф строит на основах милости и любви. Он организует безвозмездно помощь обнищавшим крестьянам и вдовам. В голодные годы кормит ежедневно до 700 человек. Это были одни из первых начинаний благотворительности при обители, которая считалась «народной сокровищницей» в понимание Иосифа Волоцкого. Он часто пишет наставление-послание «О милости к рабам» и владельцам вотчин, которые притесняют крестьян, и просит их по-доброму относиться к ним. В этом Послании все мировоззрение преподобного Иосифа определяется идеей социального служения Церкви и народу.

«Идеал Иосифа — это своего рода хождение в народ и потребности в этом были велики в его время, и нравственные устои народа были не крепки» . Иосиф Волоцкий саму монашескую жизнь рассматривал «как особое социальное тягло, как особого рода религиозно-земную службу, в его идеале много новых, невизантийских черт» .

По сути дела, Волоцкий игумен стремится показать руководству Московского государства на примере своего монастыря, как надо строить экономическую, социальную, духовно-просветительскую деятельность на Руси. В общежительном Уставе, разработанном Иосифом для своего монастыря, значительное место уделяется здоровому образу жизни иноков обители:

1. В культуре питания, согласно Уставу, у Иосифа былопрописано не только правильное поведение иноков за трапезой, но и количествотрапез, а также и их содержание (когда, что, и сколько раз принимать пищу, каквести себя за столом).

2. В распорядке дня, согласно Типикону предполагалось совершение девяти церковных служб в день. «Поскольку день в богослужебном круге принято, следуя иудейской традиции, начинать с вечера предыдущих суток, то мы имеем следующий круг суточного богослужения: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, литургия, девятый час. Службы эти по тому же Типикону имели такие традиции, например: вечерня может быть малая, вседневная и великая. Повечерие — малое и великое. Полунощница — вседневная и великая. Повечерие — малое и великое. Полунощница — вседневная субботняя и воскресная. Часы — вседневные и утренние. Утреня — вседневная, с великим славословием, полиелеем, литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого. Кроме этих служб, имелось всенощное бдение, когда иноки стояли всю ночь в храме (сейчас в храмах службы проходят по сокращенной программе). В нее входила и сейчас входит великая вечерня, утреня с полиелеем и вседневные часы.

3. В организации труда и досуга. Игумен Волоколамский был человеком, который в определении своих намерений, целей, поступков исходил из собственного мировоззрения, рационального усмотрения и ценностных установок. Для него труд — это работа всякая «телесная и умственная». Иосиф был наставник, «научающий труду словом и делом». Иноков воспитывал «прилежными, работящими, не терпящими праздности». Согласно уставу Иосифа, все иноки, невзирая на происхождение и вклады в монастырь, обязаны были нести трудовое послушание. Оно осуществлялось в поварнице, хлеботворнице, в больнице, в летописной и книгописной мастерских, в «дружине» иконописцев, в должности книгохранителя, архивариуса, певчих, строителей, эконома.

4. В постоянной заботе о здоровье человека. Жили иноки в отдельных кельях. В них были узкий топчан, застеленный рогожей, небольшой стол, табурет, икона, лампада и свеча, полка с книгами, небольшая печь для обогрева. В монастыре была баня — древнерусская мовь, или мыльня. Русская средневековая баня — копия греческих оригиналов, «но копия довольно неудачная, хотя идея сохранена, но передана в более простой и грубой форме» .

Из истории известно, что до XVII века бани на Руси топились «по-черному». В Волоколамском монастыре баня располагалась у малого пруда внутри монастыря. «Изготовлена была из деревянного сруба, щели были проконопачены мхом. Внутри одной из стен был сделан очаг с грудой булыжников. Когда булыжники раскалялись, их опрыскивали водой из большого чана, и валил целебный пар. Шайки существовали для мытья и оката, вехотки (мочало) для мылки, вместо мыла заваривали золу печную, веники были из березы и дуба, через пот отступала хворь, стекала грязь» . У игумена баню использовали для лечения заболевших, парили их три раза в месяц и для стирки белья зимой.

К сожалению, после смерти Волоцкого игумена «новый игумен Даниил упразднил в монастыре баню, говоря, что баня вещь богонеугодная» . Баню вновь построили в начале XIX века на том же месте, где была первая баня Иосифа, все эти века мылись и стирали белье только в малом пруду внутри монастыря, в зимнее время вообще не мылись.

В средние века на Русь из западных стран привозили, а затем перевели на русский язык «Лечебник» - руководство, как правильно пользоваться баней. Наверняка, такой «Лечебник» был и у игумена Иосифа Волоцкого. Сбором лекарственных трав занимались обученные иноки, к ним в помощь ставили трудников или послушников. В трудовую повинность включали бортничество, мед диких пчел использовали для лечения больных.

В дальнейшем, пчеловодство в монастыре приобрело более широкий размах, и в XIX веке был построен для этого медовый амбар. Под руководством опытных монахов, трудники и послушники выращивали лук, хрен, капусту, редьку, горох, в том числе и для профилактики разных заболеваний, а также крыжовник, который к этому времени начали активно выращивать при монастырях.

Из русской истории мы знаем, что еще с XI века в монастырях Руси сосредотачивается врачевание, организуется сбор и обработка лекарственных трав и строятся банные строения для лечения больных. Лечение травами проводилось священнослужителями и народными лекарями. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Иосиф Волоцкий, имея большой опыт ухода за больными еще в Пафнутие-Боровском монастыре (где он принял иночество и пребывал 18 лет), хорошо знал лечебные травы, а также результат лечения баней — «целебным паром».

Большой популярностью среди священнослужителей пользовалась книга — трактат «Мази», написанная внучкой Владимира Мономаха Евпраксией Мстиславовной, где были представлены гигиенические советы и указания, описание некоторых болезней и средств для лечения, приведены рецепты для лечения («Болезни горла», «На паршивость головы», «Болезни желудка», «Болезни сердца», а также, вышедший в середине XV века, «Лечебник» Строгановых). Будучи высокообразованным человеком, Иосиф наверняка имел эти книги и пользовался написанными в них советами, но самое главное то, что у иноков Иосифо-Волоколамского монастыря было почитание чудотворных икон, исцеляющих и спасающих от различных болезней.

5. В отсутствии вредных привычек. Именно в Иосифо-Волоколамском монастыре, впервые была создана община сознательных трезвенников. В нее входили иноки, а также послушники, частично трудники. В обширном и подробном уставе игумен наставляет иноков о вреде пьянства, пагубных его последствиях и каре Божьей. Приводит проповеди Иисуса Христа, апостола Павла, Василия Великого, Иоанна Богослова. Проведя анализ, опубликованный историком-краеведом Т. В. Суздальцевой в книге «Древнерусские иноческие уставы», мы сделали вывод, что из пяти уставов (Варлаама Хутынского, Кирилла Белозерского, Ефросина Псковского, Корнилия Ковельского, Даниила, преемника Иосифа Волоцкого), только у Иосифа наставление против пьянства написано не общими фразами, как у вышеназванных игуменов, а более обширно и разносторонне, непосредственно для монахов Волоколамского монастыря. Из этого следует сделать вывод, что игумен Волоколамский этот вопрос рассматривал как один из основных в дисциплинарных постановлениях своего монастыря. В период игуменства преподобного Иосифа не было случая употребления братией, послушниками и трудниками спиртных напитков. Не разрешалось приносить спиртные напитки на поминание усопших, это все строго контролировалось самим Иосифом.

Таким образом, деловая активность преподобного Иосифа Волоцкого, масштабы, интенсивность его действий определяются социокультурными, экономическими и политическими формами общества того времени.

Линтула: сборник научных статей. Вып. 4. Материалы научной конференции IV Линтуловских чтений 2010 г. / [настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игуменья Илариона (Феоктистова), редактор издательского отдела Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения, член Союза художников России В. Б. Казарина]. – Санкт-Петербург, 2010.-  С.44-49

Покровский В. С. История русской политической мысли. М., 1951. С. 71.

Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистики конца XV – первой половины XVI вв. М, Л., 1960. С. 46

Сервицкий А. И. Опыт исследования о ереси новгородских еретиков или жидовствующих // Православное обозрение. 1862. №7. С. 18.

Флоровский Г. П. , протоиерей. Пути русского богословия. Минск, 2006. С. 23.

Георгиева Т. С. Русская культура: культура и современность. Ростов – на Дону, 2006. С.82.

Г. П. Флоровский пишет. Иосиф Волоцкий Просветитель. М., 2006. С. 196.

Иосиф Волоцкий Просветитель. М., 2006. С. 197.

Там же.

Васильев В. А. Русские святые М., 2010. С.442.

Флоровский Г. П., протоирей. Пути русского богословия Минск, 2006. С. 23.

Там же. С. 24.

Липинская В. А. Баня и банное хозяйство X-XX вв. М., 2004. C. 183.

Даль В. И. Толковый словарь русского языка. М., 2001. С. 17.

Иоанн (Кологривов), иеромонах, Смолкин И. И. История русской святости. М., 2001. С. 536.Прим. 109.

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube