взлом

Некоторые  терминологические  и  концептуальные трудности  в  теории  социального  служения1

Зубанова Светлана Геннадьевна
доктор исторических наук, профессор

Написание данной статьи мотивировано необходимостью попытаться разрешить возникшую в последнее время в обществе дилемму: употребить понятие «социальная работа» или концепт «социальное служение»?

Социальное служение объективно относится к числу концептов современной эпохи.  Обратимся к словарям, которые дают определение концепта социальное служение и позволяют выделить синонимический ряд слов, которые адекватно (по содержанию) могут заменять концепт социальное служение в разговоре, в служебной документации, в науке и публицистике и проч. Читаем такое определение: «Понятие «социальное служение» в современном обществе означает добровольное, бескорыстное оказание социально значимых услуг. Наиболее распространенными формами оказания таких услуг являются: благотворительность, добровольческая деятельность, а также миротворческая и правозащитная деятельность» [Решетников О.В. Концепция социального служения  в современном обществе.- М.: Союз, 2008]. Как видим из определения, основные смыслы этого концепта – это добровольность, бескорыстность и благотворительность; уточняются и виды действий в рамках социального служения (все на той же безвозмездной основе):  оказание социально значимых услуг, миротворческая и правозащитная деятельность.

Приведем еще один пример определения социального служения: в научно-исторической школе социального университета, в котором впервые  в 1995 году филологами  была начата научно-историческая разработка тематики, связанной с феноменом социального служения, применяется более развернутое, научно-обоснованное  его определение: Социальное служение - это безвозмездная и бескорыстная социальная деятельность человека (или группы людей), общественной организации или какого-либо другого добровольного объединения единомышленников, Церкви, нацеленная на оказание социальной помощи нуждающимся в различных направлениях: (духовно-нравственном, психологическом, воспитательном, исправительном, трудовом; образовательном, культурно-просветительском и проч.), реализующихся в различных ее видах (борьба с нищенством, попрошайничеством и тунеядством; противодействие безграмотности и безпризорности; помощь инвалидам, больным и раненым; помощь вдовам и сиротам, а также священнослужителям, ушедшим «на покой»; повышение духовно-нравственной культуры общества и проч.), которые  в свою очередь, воплощаются в жизнь в определенных организационных формах (церковно-приходские-школы, воскресные школы; православные гимназии; православные издательства; трудовые артели; богадельни и приюты для престарелых и немощных; дома трудолюбия; сиротские дома; общества любителей духовной поэзии, музыки и проч.) [Зубанова С.Г., Рузанова Н.П.Русская Православная Церковь в России в XIX веке (социальный аспект деятельности). М., 2011, С.342].

Несмотря на то, что это определение с точки зрения лингвиста и с точки зрения человека, практикующего в социальном служении, бесспорно, нуждается в лаконизации, компрессии, лучшем синтаксическом оформлении, однако, вместе с тем, оно полно и конкретно характеризует концепт социальное служение,  по сути расширяя то содержание,  которое мы видели в первом определении. Основной смысл концепта социальное служение остается неизменным – это бескорыстная, безвозмездная деятельность на благо людей. Содержание расширяется за счет указанных направлений, видов и форм организации этого вида деятельности.

Теперь попытаемся в разобраться в синонимическом ряде концепта социальное служение, чтобы исключить возможность его неверного восприятия и толкования.

Первоначально посмотрим, какие синонимы возможны были в русской речи в XIX веке для обозначения отдельных направлений и видов социального  служения.

До появления понятия социальное служения привычным было употреблять слова «благотворительность» для обозначения деятельности, связанной с творением добра другим людям. Заметим: оно часто заменяется другими лексическими единицами: «благотворение», «служение», «диакония». Подобные синонимические замены в целом возможны в виду того, что этимология приведенных слов такова, что все они происходят от основ глаголов «служить» и «творить». Например: диакония – обозначает «служение», происходит от слова «диакон – помощник священника при служении», от греч. diaconew - «служу, прислуживаю» [Даль В. Толковый словарь. – М., 1979.; глагол «служить» - означает «быть полезным, нужным, подавать помощь»]. А имена существительные «благотворительность, благотворение», произошедшие из древнерусского языка от слов «творить» и «благо» имели во времена В.И. Даля различную функцию: «благотворение» означало «благодеяние, добродейство, делание добра», а «благотворительностью» называлось «свойство, качество благотворящего». То есть первое понятие («благотворение») охватывает более широкий смысл в спавнении со вторым («благотворительность»). Однако, в более поздних словарях понятие «благотворение» отсутствует, видимо, по причине архаизации данной формы.  Понятие социальное служение в этот  период не используется и не рассматривается в словарях  в качестве синонима благотворительности.

Приведем также следующее: «Словарь лексических трудностей» [М., 1994] дает определение понятию «благотворительность» как «оказание материальной помощи неимущим», а «богатые покровители наук и искусств» в русском языке получили название «меценатов».

Интересно проследить, как наряду с появлением в 1991 году нового направления подготовки квалифицированных кадров с высшим профессиональным образованием - социальная работа и появлением новой профессии – социальный работник, шло формирование концепта социальное служение и в сознании общества, и в научно-исторической школе социального университета. Об этом  достаточно подробно и обстоятельно изложено в «Краткой справке Российской государственной библиотеки  от 25.12.2009 года «О социальном служении РПЦ и введении этого понятия в отечественную историческую науку» [http://profzubanova.ru/main.html]. Справка подтверждает смысловое наполнение концепта социальное служение, связанное с жертвенным, безвозмездным характером труда людей по оказанию  помощи нуждающихся в различных организационных формах.

Начиная с 1999 года, в монографических и учебных работах применительно к Церкви используется практически только понятие «социальное служение» (а не деятельность).

В работе «Социальное служение Русской Православной Церкви в ХIХ веке» концепт получил четкую и обоснованную формулировку применительно к эпохе ХIХ века: «это 2 направления деятельности Русской Православной Церкви: первое –  это социальная  деятельность собственно Церкви, направленная на  оказание любых  видов помощи нуждающимся (например, создание самой Церковью благотворительных заведений и их опека), включая функции, делегированные  ей государством (регистрация рождения, брака и смерти, просвещение и обучение грамоте народа и проч.). Второе направление социального служения Церкви - это создание под ее воздействием, при ее  покровительстве, государственных, общественных и частных благотворительных  заведений, которые занимались благотворительными акциями под влиянием  православных канонических установлений об обязанности каждого члена общества быть милосердным и исполнять свой жертвенный  долг. Оба направления социального служения Русской Православной Церкви предложено называть: первое – микродименциональной диаконией; второе – макродименциональной  диаконией. 

Итак, что при изучении социальной деятельности Церкви в области духовно-культурной, материальной и нравственной все-таки в большей степени, чем понятие «социальная работа» подходит всеобъемлющий концепт «служение» - от глагола «служить – быть полезным, нужным, подавать помощь». Возможен также и термин «диакония».

Однако, реальная практика показывает, что многообразие человеческих представлений и целый ряд других факторов способствуют появлению  «синонимов», которые на самом деле таковыми не являются.

Так, например, в недавно вышедшем в свет церковном документе, посвященном регламентации деятельности социального служения, появилось понятие социальная работа наряду с принятым концептом социальное служение, а иногда и взамен ему [О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви - http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html].

Возможно, это объясняется тем, что свою основную церковную деятельность – совершение службы Богу – Церковь не называет работой, а именно «служением Богу»; видимо, поэтому другие виды церковной деятельности, которые не подпадают под понятие «требы» священнослужителям называть проще и понятнее – словом «работа».

В нашем представлении смысл концепта социальное служение по своей сути отличается от понятия «социальная работа», которое является названием специальности или направления подготовки (бакалавр) огромного количества современных профессионалов в области социальной работы, окончивших одноименные факультеты российских вузов.  Различие смыслов понятия «социальная работа» и концепта «социальное служение» заключается в том, что за социальную работу профессионал получает заработную плату, пусть и небольшую, но все-таки он знает, что занимается оплачиваемым трудом.

Социальным служением часто занимаются профессионалы совершенно другой сферы деятельности в сравнении с той, что составляет их служение. Например, преподаватель математики после работы идет в хоспис, чтобы помочь смертельно-больным детям. На работе он – математик, а его социальное служение – это безвозмездная помощь детям. Можно ли в нашем случае заменить  концепт « социальное служение» понятием «работа» в смысле «деятельность»? Конечно, казалось бы, можно, но ведь и игра – тоже деятельность. Стоит ли такое высокое гуманистическое понятие, как «служение», опускать до уровня разной работы, рабочей деятельности? Конечно, понятие «деятельность» значительно шире понятия работа и  концепта социальное служение; оно включает в себя и деятельность на работе и деятельность, связанную со служением, и досуговую деятельность, и пр. Поэтому применение понятия «деятельность» в сочетании с концептом «социальное служение» выглядит вполне корректным и даже уместным.

Внутренним содержанием концепта «социальное служение» является своего рода совокупность смыслов, организация которых существенно отличается от  лексико-семантических вариантов слов «социальная работа» и просто «служение».  К совокупности смыслов концепта социальное служение, мы отнесем следующие: хобби, жизненная необходимость, благотворительность, жертвенность, бескорыстность, самоотдача; участие, сострадание, помощь, уход; радость, трагизм и др.

Подводя итог, подчеркнем, что четкое однозначное определение понятия, и тем более, концепта, «социальное служение» отсутствует практически во всех современных российских словарях по проблемам социальной сферы. Указания на социальное служение приводятся  только в контексте истории социальной работы и благотворительности как особый вид деятельности Церкви.

Отметим, что понятие «социальная работа» не может собой заменять концепт социальное служение именно в виду наполнения этого концепта особым смысловым содержанием. Работа (и социальная тоже !) – это то, за что человек получает деньги; это его оплачиваемый труд. Социальное служение – это добровольная деятельность (жертвенная, бескорыстная, безвозмездная, неоплачиваемая, благотворительная); социальное служение – это трудная (тяжелая) деятельность с моральной и физической точек зрения,  требующая много свободного от работы времени и самоотдачи; это очень нужная людям помощь, связанная с трагическими и радостными страницами жизни людей



1 Зубанова С.Г. Некоторые  терминологические  и  концептуальные трудности  в  теории  социального  служения // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: Материалы международной научно-практической конференции. – СПб.: СПбГИПСР, 2011. [Электронный ресурс]:  Режим доступа http://utopiya.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=49:2010-03-26-09-40-47&id=3095:---lr---&Itemid=213 Дата обращения: 26.06.2013

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube