взлом

Миссия Церкви и государственно-конфессиональные отношения на современном этапе1

Протоиерей Лев Павлович Махно

Лев Махно, протоиерей, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой теологии

ГОУ ВПО «Тульский государственный университет»

Слово «миссия» свойственно христианской Церкви изначально, с самого ее рождения. Говоря о миссии, мы, прежде всего, имеем в виду православное свидетельство о христианской вере среди народов, не имеющих христианских основ в своей традиции и культуре. Именно с этим понятием больше всего ассоциируется у нас слово «миссионерство».

Миссионерская работа среди нехристианского населения была свойственна Русской Церкви в прошлом. При этом в первую очередь Церковь активно занималась миссией среди коренных народов Руси. Достаточно вспомнить миссию святителя Стефана Великопермского среди зырян в XIV веке миссионерскую деятельность христианских монастырей среди населения Поволжья в XVI веке, активность православных миссионеров среди народов Сибири и Кавказа в XVIII – первой половине XIX веков.

Однако постепенно Православная Церковь выходит и за границы империи. Был создан ряд русских православных миссий: в Китае, в Японии, в Корее. Русское духовенство занималось миссионерством и на Американском континенте. Всё это примеры классического понимания миссии, когда объектом миссии являются этносы, стоящие вне семьи христианских народов.

В настоящее время в Русской Церкви существует 408 приходов за рубежом в 52 странах мира. И это не считая приходов Зарубежной Церкви. География наших приходов весьма обширна. Она включает страны с христианской традицией, где христианство составляет часть национальной культуры и идентичности. Это страны Европы, Американского континента. Однако наши приходы расположены и в тех странах, где христианство является для большинства населения внешним элементом. К их числу можно отнести Таиланд, Монголию, Индию, Непал, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты. Миссионерство – это не проповедь каких-то нравственных истин или принципов, это призыв к людям стать частью христианского братства в его очевидном, конкретном проявлении. Церковь – цель миссионерства, а не наоборот.

Истинная христианская миссия, являющаяся внутренней необходимостью верующего и Церкви, состоит в глобальном свидетельстве секуляризованному миру о новой жизни во Христе в Его Церкви. А этот мир не обязательно далеко за морями – он начинается сразу за порогом нашего дома. Миссия каждого из нас должна начинаться с построения собственной жизни так, чтобы она была добрым свидетельством о вере, о Христе, о Церкви, о Родине. Святейший Патриарх Кирилл на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров сказал: « Для того чтобы решить стоящие перед нами огромные миссионерские задачи, необходимо, чтобы миссией занимался весь народ Божий – иерархи, священники, диаконы, миряне, наша интеллигенция, которая несёт особую ответственность за всё случившееся в нашей стране, – а потому православная, воцерковлённая интеллигенция сегодня должна активно включаться в эту общую миссионерскую работу». Что касается государственно-конфессиональных отношений, то они принадлежат к числу общественно-значимых.

Сегодня взаимоотношения Церкви и государства актуальны как никогда. По данным опросов населения, подавляющее большинство россиян – согласно современной статистике, до 85 % – так или иначе, осознают себя православными. Если принять во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская Православная Церковь (Московский Патриархат), осуществляющая активные контакты с государством, то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Ведь Россия – светское государство, не закрепляющая ни одну религию в качестве государственной. Данный подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области.

Повсеместное строительство и возрождение храмов, рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви стали приметой нашего времени. Сегодня Церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В этом заключается социально-историческая роль Русской Православной Церкви.

Как верно указывает современный политолог А. Г. Семашко, «в разные исторические периоды Русская Православная Церковь как социум играла существенную и не всегда однозначную роль в жизни общества. В настоящее время ее социальная активность – это объективный фактор общественной жизни, с которым нельзя не считаться.

Сегодня Русская Православная Церковь, отделённая Конституцией от государства, всё чаще участвует в общественно-политической жизни страны». Поэтому состояние отношений между государством и церковью, церковью и обществом, обществом и государством – актуальная тема современности.

В последние годы можно отметить положительную тенденцию пристального внимания Русской Православной Церкви к вопросам, связанным с правами человека.

По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина, «в России далеко не всё благополучно с правами человека, и здесь открывается очень широкое поле для единства и сотрудничества Церкви и общества. Необходимо обсуждать эту серьёзную проблему с таким расчётом, чтобы Русская Православная Церковь с её великими традициями глубокого духовного размышления привнесла свой вклад в этот процесс».

Вместе с тем ценности веры, святынь, Отечества для большинства православных христиан стоят выше, чем права человека, даже право на жизнь. С одной стороны, государство больше не ставит своей целью защиту и поддержку христианства. Однако государство должно поддерживать и защищать религиозные и культурные формы жизни своих граждан. С другой стороны, несмотря на то, что государство самостоятельно (без участия Церкви) стало мирской силой, Церковь не может сложить с себя религиозную ответственность за положение общества.

Государство не может самостоятельно устанавливать для себя нормы и принципы – оно опирается на ценности, которые само произвести не в состоянии. Государство опирается на ценностные традиции, пронизанные историей христианства, даже если это государство не является формально христианским. Идеал человека и общественный идеал опираются на христианскую традицию, даже если речь идет вовсе не о религиозности человека.

Общество может принимать хорошие или плохие решения, будучи носителем решений, но в то же время общество зависит от ценностей, которые ему необходимо изобретать, а потом следовать им в поте лица своего, если оно хочет стать ответственным обществом. Церковь становится активным участником гражданского общества, где важна инициатива именно граждан, а не государства. Церковные приходы и общины, воскресные школы и гимназии, братства и всевозможные объединения при храмах – всё это может и должно вливаться в гражданское общество.

Анализируя современную дискуссию по вопросам государственно-конфессиональных отношений, в рассматриваемой сфере можно выделить две группы проблем: 1) Проблемы, связанные с неопределённостью правового статуса религиозного мировоззрения в системе образования, науки, экспертной деятельности.

Например, как сторонники введения в государственных школах предмета «Основы Православной культуры», внесения богословия в перечень научных специальностей, так и их противники, апеллируют к конституционной норме светскости. Однако существующие на данный момент толкования указанной нормы сосредотачиваются на функциональном и организационном разделении государства и религиозных организаций и не касаются вопросов о возможности или, напротив, невозможности для религиозного мировоззрения: – быть представленным в системе государственного образования; – служить основой научной и экспертной деятельности.

Очевидно, что необходимы принципиальные решения по этим вопросам. 2) Проблемы, связанные с правовыми основаниями партнёрства государства и религиозных организаций в социальной и социально-культурных сферах. Главным образом, тут выделяется комплекс экономических проблем, связанных с собственностью религиозных организаций. Бесспорно, что светское государство воздерживается от финансирования специфически религиозной деятельности религиозных организаций (культовых практик), но каковы основания для отказа в предоставлении государственной поддержки социальных и культурных программ и проектов, реализуемых религиозными организациями? Социальная необходимость отдельных проектов религиозных организаций подталкивает государство к их поддержке в том числе путём выделения бюджетных ассигнований. Однако в таких случаях как правило членами религиозных организаций учреждаются общественные организации, которые и получают официальное финансирование. Возникает правомерный вопрос – зачем умножать количество сущностей (в данном случае – юридических лиц)?

Государственно-конфессиональные отношения в сфере образования и культуры затрагивают наиболее личностно значимые вопросы мировоззрения, этических ценностей и творчества. Поэтому наряду с законодательством здесь существенную роль играют традиции и даже неписанные правила межличностного общения. Осознание данного обстоятельства представителями органов государственной власти и религиозных объединений и соответствующая ему линия поведения чрезвычайно важны в решении вопросов обеспечения свободы совести и вероисповедания в сфере образования и культуры.

Предметом совместных усилий государства и религиозных объединений, педагогов, религиозных деятелей и деятелей культуры должен стать поиск позитивной основы диалога, цель которого – преодоление, с одной стороны, существовавший в недавнем прошлом крайней идеологизации системы образования и культуры, навязывавшей всем обязательные воззрения, и, с другой стороны, современной плюралистической системы, построенной на представлениях об относительном характере любых истин и ценностей, в конечном счёте, подрывающей морально-нравственные устои общества. Деятельность государственных СМИ должна строиться с учётом принципов вероисповедной политики и содействовать достижению её целей.

Объединяясь в решении задач, стоящих перед образованием и культурой, нам необходимо помнить, что мы стоим перед подрастающим поколением, которому прежде всего нужно помочь снять ореол привлекательности ложных убогих идеалов, устремляющих к временным удовольствиям. Нам необходимо добиться того, чтобы молодой пытливый человек, желающий найти смысл жизни, смог открыть непреходящие, вечные ценности. Было бы хорошо, если бы молодому человеку открылось величие жизни таких личностей, как Антоний и Феодосий Печерские, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский и многие другие святые, просиявшие в земле русской. Множество светочей и творческих деятелей, таких как П. И. Чайковский, Ф. М. Достоевский, М. В. Нестеров, Д. И. Менделеев, М. В. Ломоносов могли бы явить живой пример «с кого делать свою жизнь». Ведь эти люди смогли совместить ценности вечной жизни и жизни временной. Остаётся пожелать, чтобы это осознание и опытное переживание единства всегда сопутствовало нам в служении своему Отечеству, своей области, нашему городу.



1 Вестник Тульского государственного университета. Серия «Теология». Выпуск 7. 2011. – С.11-19

 

Структура пособия

Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube